18+
вторник, 17 октября
Общество

Большой подтекст малых монументов

Новые городские памятники и их значение

  
659
Памятник актеру Олегу Янковскому работы скульптора Андрея Щербакова в сквере у театра драмы имени И.А. Слонова. Справа - губернатор Саратов
Памятник актеру Олегу Янковскому работы скульптора Андрея Щербакова в сквере у театра драмы имени И.А. Слонова. Справа — губернатор Саратов (Фото: Пресс-служба губернатора Саратовской области/ТАСС)

Новые изваяния, появившиеся за последние годы в Саратове, стали не только причиной общественных дискуссий, но и носителями определённых смыслов, на которые многие не обращают внимания. Корреспондент «СП» изучил контекст трёх наиболее резонансных памятников и пришёл к выводу, что недавно открывшиеся скульптуры носят не только символический, привязанный к месту, но и политический смысл.

Как випы не подались на провокацию Мюнхгаузена
Как и другие города российской провинции, Саратов знаменит своими земляками из числа артистов: на малой родине их имена часто звучат в выступлениях официальных лиц, им посвящаются различные фестивали и прочие культмероприятия. Периодически говорят об увековечивании памяти прославленных «лиц саратовской национальности» в камне и бронзе. В конце мая в сквере перед театром драмы был открыт памятник легендарному актёру Олегу Янковскому, которого не стало в мае 2009 года. Место было выбрано не просто так: после окончания в 1965 году театрального училища, Олег Иванович вместе с супругой Людмилой Зориной некоторое время работал в саратовском театре, который тогда носил имя Карла Маркса. Времена быстро менялись. Янковский стал одним из самых узнаваемых русских театральных и киноактёров СССР, а с распадом Союза его родной театр переименовали, и вместо основателя научного коммунизма, не имеющего никакого отношения к Мельпомене, в 2003 году присвоили имя драматурга, актёра и педагога Ивана Слонова, который три десятка лет отдал служению подмосткам саратовской «драмы».
Примечательно, что сквер возле драмтеатра с незапамятных времён носил имя Александра Пушкина, о чём, правда, в последние годы догадывались редкие аборигены.

Мало кто помнит и о том, что улица имени Слонова, проходящая рядом с театром, до 1954 года называлась Пушкинским переулком. Чтобы придать новую актуальность месту и привязать его к недавней истории, городские власти в сентябре 2015 года переименовали зелёную зону, назвав её сквером имени Янковского. А уже 28 мая здесь был торжественно открыт памятник знаменитому саратовцу, выполненный по проекту скульптора Андрея Щербакова. Как сообщает «Общественное мнение», в церемонии приняли участие сразу шесть звёзд советского и российского кино: воспитанники саратовской театральной школы Олег Табаков и Евгений Миронов, актрисы Ирина Купченко и Ольга Остроумова. Саратовский театральный бомонд был представлен на сцене Риммой Беляковой и Григорием Аредаковым. Из политических лиц в церемонии участвовали губернатор Валерий Радаев, главный федеральный инспектор Марина Алёшина, глава областного минкульта Светлана Краснощёкова, спикер облдумы Владимир Капкаев, глава городской администрации Валерий Сараев, депутаты разных уровней и пр. Последние по традиции напустили на церемонию увесистого пафоса и официоза, что смотрелось несколько иронично в свете концепции открытой скульптуры. Дело в том, что монумент Олегу Янковскому по проекту Андрея Щербакова представляет собой фрагмент кинофильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», в котором знаменитый саратовец играл главную роль. «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!», — эти слова персонажа Янковского раздались из динамиков в тот момент, когда с памятника была стянута ткань, скрывавшая его от посторонних глаз. Присутствующие чиновники на «провокацию» не поддались, оставшись с непроницаемыми лицами.

«Шумный день» как пощёчина общественному вкусу
Ещё один памятник с нетривиальным подтекстом недавно был установлен другому актёру-саратовцу Олегу Табакову. Открытие монумента рядом с областным театром оперы и балета состоялось 29 августа прошлого года и было приурочено к торжествам по случаю 80-летия Олега Павловича. На церемонии открытия присутствовал и сам Табаков, а помимо областных политиков и депутатов, церемонию посетили два других известных саратовца — актёр Евгений Миронов и первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.
Примечательно, что образ Табакова для его изваяния скульптором Андреем Щербаковым был выбран не очень известный. Отлитый в бронзе актёр предстаёт в роли героя вышедшего на экраны в 1960 году фильма Георгия Натансона и Анатолия Эфроса по сценарию Виктора Розова «Шумный день». В этой картине Табаков сыграл роль 15-летнего пионера Олега Савина, который противился буржуазному разложению своей семьи. Забавно, что фильм Эфроса-Натансона-Розова — довольно нетипичное для своего времени кино, идущее вразрез с генеральной линией партии и правительства после знаменитого XX съезда. Герой Олега Табакова, шашкой рубящий новенький сервант (эдакий фетиш мещанского благочестия родителей), являет собой стихийного прототипа грядущих китайских хунвейбинов времён Культурной революции, выступающий против ревизионистского перерождения, выражавшегося в закреплении семейных ценностей, накопительстве и мещанстве. В этой части фильм «Шумный день» можно считать пощёчиной не только хрущёвским экспериментам, положившим начало капиталистической реставрации СССР, но и в ещё большей степени нынешнему олигархическому миропорядку, состоявшемуся благодаря многолетним процессам сворачивания советской власти и уничтожения диктатуры пролетариата в СССР. К сожалению, теперь мало кто помнит про эту картину, вышедшую более полувека назад, и саратовский памятник Олегу Табакову хоть в какой-то мере является своего рода напоминанием — не то провокацией (в хорошем смысле слова) скульптора, не то следствием выбора нетривиального образа земляка.

Толстый городовой — намёк под видом подарка
Забавная легенда связана с появлением в прошлом году «подарка городу» от скандального олигарха и регионального депутата-единоросса Сергея Курихина, который инициировал установку в центре Саратова скульптуры городового. Официально бронзовый памятник пузатому полицмейстеру с шашкой, установленный напротив будущей «галереи», строящейся структурами Курихина на месте уничтоженного сквера рядом с музеем Константина Федина, посвящён приставу Василию Гришину. В истории Саратова роль Василия Васильевича трудно переоценить: в середине позапрошлого столетия он на свои деньги соорудил первый в городе централизованный водопровод. Благодаря сооружению Гришина, чистая родниковая вода со склонов Лысой горы шла по деревянным трубопроводам к центральным площадям Саратова, где любой желающий мог взять чистую живительную влагу. Впоследствии, в 1870-е годы, когда в Саратове заработала ныне действующая система водозабора из Волги, система гришинского водоснабжения была уничтожена.

Однако среди пикейных жилетов Саратова распространено мнение о том, что «подарок городу» от влиятельного коммерсанта — памятник толстому полицейскому — является ироничным посылом главному полицейскому региона, Сергею Аренину. В кулуарах судачат, что у Курихина имеется немало сторонников и покровителей среди руководства некоторых силовых ведомств региона и в первую очередь ГУ МВД, благодаря чему «серый кардинал» саратовской политики не только остаётся на коне, но и безбоязненно проворачивает свои проекты и финансовые дела.
Поговаривают, что отношения Курихина и силовиков в последнее время начали портиться, а тут ещё, как назло, в конце мая памятник городовому стал покрываться коррозией — и это по прошествии менее года со дня открытия! В результате монумент на некоторое время заградили кубом из досок и полиэтилена для проведения реставрационных работ. По некоторым данным, «дарителю» пришлось вызывать из Волгограда скульптора Сергея Кирина, который и занимался восстановлением своего детища.
К слову, г-н Курихин, известен не только как даритель Саратову памятника полицейскому, но и скульптур основателей города — князя Григория Засекина и стрелецкого головы Федора Турова.
С этим монументом, которому пока так и не нашлось места на улицах Саратова, был связан скандал, о котором мы подробно рассказывали. Дело в том, что предположительным местом для памятника выбрали площадку неподалёку от изваяния городового — на пересечении улицы Октябрьской и Набережной Космонавтов, где ещё в начале 1980-х был открыт памятник Константину Федину. Общественность города, а также известные литераторы из других регионов забили тревогу, что монумент писателя могут перенести. В настоящий момент данная история так и не закончилась в силу того, что Туров и Засекин до сих пор пылятся где-то на складе. Однако, страсти вокруг опасности переноса каменного Федина улеглись.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ