18+
суббота, 25 марта
Общество

Адвокат из Саратова отменил запрет на «Мольбу к Богу»

Скандальное судебное решение могло быть следствием внутримусульманского конфликта

  
338
Адвокат из Саратова отменил запрет на «Мольбу к Богу»
Фото: Сергей Шлеюк/ТАСС

Саратовскому адвокату Равилю Тугушеву удалось отменить решение суда Южно-Сахалинска о признании экстремистской книги «Мольба к Богу», в которой содержатся аяты Корана. Отмененное решение уже вызывало широкий резонанс. Свое возмущение высказывал глава Чечни Рамзан Кадыров, а Госдума в первом чтении уже приняла законопроект, запрещающий проверять классические священные тексты так называемых «традиционных религий» на экстремизм. Сам Тугушев считает, что исламофобская инициатива сахалинских силовиков отчасти стала возможной благодаря местному конфликтному политическому контексту.

«Хорошее отношение к экстремизму»

Сахалинский областной суд рассмотрел апелляцию Равиля Тугушева, представляющего Совет муфтиев России, в четверг 5 ноября. Скандальное же решение суда в Южно-Сахалинске было вынесено 12 августа после обращения местной прокуратуры. Суд согласился с выводами экспертов о том, что в текстах, которые приведены в книге «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе», содержится пропаганда превосходства ислама над другими религиями. Приводим выдержку из текста решения:

«Компонентный анализ показал, что в спорном тексте Аллах противопоставляется неопределенному множеству богов, существующих в других религиях и являющихся ложными, а мусульмане, поклоняющиеся Аллаху, характеризуются как истинные и противопоставляются многобожникам, принадлежащим другим конфессиям и так же являющимися ложными. В данных фрагментах указывается на преимущество одной группы лиц перед другими людьми на основании их отношения к религии, принадлежности к исламу, к мусульманам.

…Как выявили квалифицированные эксперты, в текстах имеется скрытый призыв к совершению противоправных, экстремистских действий, что является, по мнению суда, социально-опасным для гражданского общества, поскольку может создать положительное отношение к экстремизму, влиять на мировоззренческие установки людей, манипулировать и управлять ими (людьми) и, как следствие, — привести к формированию стойких экстремистских убеждений, взглядов, стереотипов поведения, направленных на подрыв основ конституционного строя Российской Федерации.

Суд считает, что воздействие данных текстов направлено на изменение личностной системы ценностей и убеждений человека, взаимоотношений в обществе, при этом прослеживается попытка подсознательного воздействия на психику и веру личности, то есть, развитие осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе, следовательно, спорна книга является экстремистским материалом".

Центр «Сова», занимающийся мониторингом ксенофобии, дал решению судьи Натальи Перченко резко негативную оценку. По мнению правозащитников, эксперты не имели права выносить суждения о том, содержит ли материал призывы к экстремизму, поскольку данный вопрос входит в компетенцию суда. Во-вторых, рассуждения о мировоззренческих установках, личностной системе ценностей, манипуляциях и подсознании не имеют никакого отношения к составу закона о противодействии экстремизму, которым должен был руководствоваться суд.

Более того, представители «Совы» считают, что пропаганда превосходства одной религии над другими не может быть сочтена признаком экстремизма, поскольку это противоречит как законодательству, так и здравому смыслу: любой верующий убежден в истинности религии, адептом которой он является.

Чья религия правдивей

Свое возмущение запретом книги высказали многие исламские деятели, а также руководители регионов Северного Кавказа. Наиболее резким, как обычно, был глава Чеченской республики Рамзан Кадыров

Кадыров потребовал «строгого наказания для провокаторов, запретивших исламскую книгу и пытающихся взорвать ситуацию в нашей стране», назвав судью и прокурора «национальными предателями и шайтанами». «Авторы не могли не знать, что их действия спровоцируют миллионные акции протеста в России и за рубежом, приведут к изоляции страны от исламского мира», — сказал он. Чеченский глава также заявил о намерении обжаловать решение суда: «Если же должным законным образом с ними не разберутся, то в первую очередь из меня сделают преступника. Я лично призову их к ответу, ибо для меня в этой жизни нет ничего выше Корана. И я готов защищать его до конца. Я осознаю всю ответственность за свое требование и готов ее нести», — пригрозил он. В ответ Кадырова слегка осадила Генпрокуратура.

19 сентября апелляцию подал Совет муфтиев России. Его интересы представлял саратовский адвокат-мусульманин Равиль Тугушев.

«Сравнительный анализ исходя из соответствия высказываниям других традиционных религий экспертом не производился, — говорилось в тексте жалобы. — В своем заключении эксперт указывает: Например, доказывая мысль о том, что религия ислама — единственно истинная религия все прочие религии ложны, автор опирается на источник ислама — Коран, приводит Суры, подкрепленные конкретными ссылками на источник и демонстрирует пророческий характер Корана, обращаясь к опыту истории человеческого общества и к знаниям людей о действительности; возвеличивая и восхваляя возможную в будущем жизнь людей, которая наступит с принятием ислама, с соблюдением норм и правил, предписанных Кораном. Но доказывая истинность иудаизма перед другими конфессиями иудеи ссылаются на Тору и Талмуд, доказывая истинность христианства над к примеру иудаизмом и исламом христиане ссылаются на Ветхий и Новый завет а так же на правила Вселенских соборов. Однако никто не говорит о том, что все вышеназванные книги призывают к экстремизму. Делая вывод на основе аятов о присутствии элементов экстремизма эксперт высказывает абсурдные суждения. Говоря о превосходстве мусульман над не мусульманами не учитывается тот факт, что все аврамические религии традиционные для народов Российской Федерации проповедуют превосходство своих адептов над представителями других конфессий. Христиан над не христианами, иудеев над не иудеями. В мире нет ни одной религии или идеологии не противопоставляющей своих последователей другим людям. Само по себе утверждение о превосходстве адептов одной конфессии над адептами других конфессий экстремизмом не является», — говорится в апелляции Равиля Тугушева.

Отголоски внутреннего конфликта

— О мотивировочной части говорить пока рано, о ней мы узнаем только через пять дней- рассказал адвокат Тугушев в разговоре с корреспондентом «СП», — Всего в общей сложности на заседании рассматривались девять жалоб. Присутствовал в частности представитель Рамзана Кадырова адвокат Саид-Магомед Чапанов, представитель Татарстана Руслан Нагиев, представитель местной общины мусульман. Прокуратура также подала апелляционное представление. Она просила признать экстремистской не всю книгу, а комментарии автора. Но дело в том, что по новому кодексу административного судопроизводства в суде второй инстанции нельзя менять предмет и основание иска. Изначально иск был о запрете всей книги, поэтому он и подлежал оспариванию. Адвокат Кадырова довольно долго выступал. В общей сложности суд длился около пяти часов с самого утра. Наша позиция сводилась к тому, что было масса нарушений в первой инстанции. Я уже не говорю о том, что фактически данная книга не попадает под указанное федеральным законом понятие экстремизма. По делу возникло очень много вопросов. Начиная с того, как эта книга изымалась из общины. В исковом заявлении написано, что это было сделано в ходе комплексной проверки прокуратуры с привлечением министерства юстиции и Федеральной службы безопасности. Но в материалах дела об этом ни слова, более того не говорится о том, какие книги изымались. Местная мусульманская община не привлекалась к оценке содержания книги, их мнение не было заслушано в суде. Представитель Кадырова сам организовал психолингвистическую и религиоведческую экспертизу книги, которая признала ее не экстремистской. Немаловажно, что она была проведена не мусульманами. Двое ученых были православные христианами, а религиовед — армянка григорианского вероисповедания. Суд приложил эти материалы. Прокуратура пыталась перенести заседание на другой день, но нами было заявлено, что ведомство злоупотребляет процессуальными правами, затягивает процесс. В результате суд занял нашу сторону и отменил решение первой инстанции, — пояснил адвокат.

Коснулся Равиль Тугушев и непосредственных предпосылок запрета исламской книги Южно-Сахалинским судом: «Честно говоря, здесь не совсем простая ситуация с исламской общиной. Постоянно проходят проверки, постоянные придирки. Большие вопросы с выделением земли под мечеть. Мусульмане уже несколько раз ее пытались получить. Их выселяли из помещения, где они проводили намазы. При этом, среди населения никаких конфликтов с мусульманами не было. Чисто политический конфликт, не знаю с чем это связано. Причем мусульмане которые там проживают в основном татары, не приезжие, а коренные жители. Тут еще на Сахалине до революции были три мечети», — сказал он. Тугушев, впрочем, не исключил, что проверку повлекшую скандальные последствия первоначально могли провести «для галочки».

Добавим, что на Сахалине в последние годы проходили задержания членов международной исламской партии Хизб Ут-Тахрир, которая запрещена в России как террористическая, но не преследуется в большинстве стран мира, включая европейские и США. Это подпортило и без того не радужные отношения мусульман с властями. Сама Сахалинская умма распространила в этом году заявление, в котором заявила, что местные чиновники давят на нее, вынуждая присягнуть не Совету муфтиев России, а «конкурирующей» религиозной организации — Центральному духовному управлению мусульман. Именно в этом они видят основу затянувшегося конфликта, чьим побочным проявлением и мог стать запрет книги «Мольба к Богу».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ