18+
понедельник, 23 октября
Общество

Отложенное убийство

Отключение трамваев и троллейбусов не состоялось

  
25
Отложенное убийство
Фото: Nikolay Titov/ Russian Look/ Global Look Press

Транспортного коллапса, который мог начаться 1 октября с остановки саратовских трамваев и троллейбусов, не произошло. Как пояснил генеральный директор ООО «Саратовское предприятие городских электросетей» (СПГЭС) Сергей Козин, МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) погасило часть задолженности перед энергетиками. Однако проблема полностью не решена, и городские электросети могут прекратить подачу энергии через месяц. К тому же у транспортного предприятия остается вероятность ограничения электроснабжения по трем маршрутам ПАО «Саратовэнерго».

Как стало известно, накануне МУПП «Саратовгорэлектротранс» выплатило часть долгов ООО СПГЭС — 7 из 47 миллионов рублей. По словам Козина, МУПП предоставило руководимому им предприятию график погашения задолженности, по которому следующее поступление уже в размере 13 млн рублей должно произойти до 1 ноября этого года.

— Средства на погашение части долгов СГЭТ перед энергетиками берутся из денег, заложенных на субсидирование разрыва между предельным и экономически обоснованным тарифом в этом году в размере 150 миллионов рублей, — поясняют в пресс-службе Саратовской городской думы.

Напомним, о долгах СГЭТ перед СПГЭС было озвучено 17 сентября на заседании комиссии Саратовской городской думы по ЖКХ и транспорту. Тогда Сергей Козин объявил, что ни один месяц текущего года оплачен не был, а администрация Саратова не предпринимает никаких мер для решения проблемы задолженности перед поставщиком.

На том же заседании появилась информация о задолженности муниципального предприятия перед ПАО «Саратовэнерго» в размере 13 миллионов рублей. Как сообщили в компании, 29 сентября был подписан график ограничения, в соответствии с которым 5 октября, если не будет оплачена часть долга в размере 8,94 млн рублей, будет применено ограничение электроснабжения по трамвайному маршруту № 7 и троллейбусным маршрутам № 4 и 15. При этом в «Саратовэнерго» пояснили, что ПАО готово сдвинуть дату введения ограничения, если поступит хотя бы часть заявленных денег.

Читайте также

Из-за долгов СГЭТ вскоре может потерять два депо, которые находятся в качестве залога по кредиту в Россельхозбанке, а также выставить на продажу административное здание на Большой Казачьей и конечную остановку на площади Советско-Чехословацкой дружбы. В 2013 году МУПП взяло под залог двух депо — Ленинского троллейбусного и Заводского трамвайного — кредит на погашение долгов предприятия, по которому СГЭТ должен выплатить 91 млн рублей. Стоимость залогового имущества 144 млн рублей, и есть высокая вероятность, что депо отойдут кредитному учреждению, поскольку в качестве источника погашения кредита были указаны деньги, которые компания должна была получить по ряду арбитражных разбирательств, но суды были проиграны.

По словам директора СГЭТ Роберта Винькова, у руководимого им предприятия имеются серьезные финансовые проблемы. Чтобы выполнить свои основные функциональные обязанности, предприятию не хватает порядка 364 миллионов. Положение СГЭТ осложняется тем, что предприятие не получает в полном объеме положенные по закону компенсации из областного и федерального бюджетов за перевозку льготников (их более 50% среди всех пассажиров). При стоимости проездного билета в 840 рублей МУПП получает лишь 250 рублей за перевозку каждого льготника, при этом 150 рублей — это стоимость социального проездного, а 100 рублей — размер бюджетной компенсации. Но и эти средства приходят несвоевременно. В результате сформировалась кредиторская задолженность предприятия, достигшая уже 223 миллиона рублей, в том числе, 60 миллионов — за потребленную электроэнергию. Попытки добиться положенных выплат в суде результатов не дали.

Сокращения не помогли

Из-за финансовых трудностей на предприятии максимально сокращены внутренние расходы по всем направлениям, в том числе, работники, кроме водителей и кондукторов, переведены на сокращенную рабочую неделю, не ведется капитальный ремонт трамвайных путей и контактной сети, восстановительный ремонт подвижного состава, на 60% снижены расходы на приобретение комплектующих, запчастей и материалов. Тем не менее, за 9 месяцев текущего года убытки составили более 109 миллионов рублей.

У властей Саратовской области своё видение ситуации. По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергея Балакина, у областной власти имеются серьезные претензии к работе руководства МУПП. В частности, замминистра отмечает, что подобная ситуация не сложилась ни в одном другом городе области, и указывает на нежелание предприятие менять транспортную схему Саратова.

— По поручению губернатора области была создана рабочая группа по проверке финансовой деятельности предприятия, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти области, администрации города, Счетной палаты Саратовской области, депутаты облдумы. Был дан ряд предложений по улучшению положения предприятия. В частности, в первоочередном порядке предлагалось пересмотреть транспортную схему Саратова и прекратить порочную практику дублирования маршрутов муниципального транспорта коммерческими маршрутами. Однако руководство предприятия не исполнило в полной мере данные рекомендации, поэтому ожидаемые результаты работы по оптимизации маршутной сети не достигнуты", — заявил Балакин.

В качестве крайнего средства для сохранения СГЭТ он не исключил возможность передачи предприятия на региональный уровень. С Балакиным согласился и глава Саратова Олег Грищенко. На его взгляд, единственным возможным вариантом спасения предприятия мог бы стать перевод его на баланс области.

Кому это выгодно?

— Я всегда говорил, что когда у нас политические и личные интересы превалируют над государственными и муниципальными, это приводит к подобным проблемам. Электротранспорт выгоден для города и его жителей по всем параметрам, но, к сожалению, есть люди, которые лоббируют перевозку частными автобусами. Потому что перевозки — это деньги, это огромные доходы частных перевозчиков, я бы сказал, теневые доходы. Ведь многие из них, по всей видимости, работают, не показывая в полном объеме полученной прибыли, не платя в полном объеме налоги. И заработную плату работникам, скорее всего, выплачивают в конвертах. Кто-то на этом зарабатывает большие деньги, по слухам, по миллиону рублей в месяц, и это только с одной группы автобусов в 10 единиц. Помножьте это на количество автобусов у каждого перевозчика, вот вам и реальная сумма его возможной ежемесячной прибыли, значительная часть которой — «черная», неучтенная наличность.

Может быть, поэтому кому-то сегодня выгодно окончательно загубить «СГЭТ»? Ведь если есть заинтересованность в том, чтобы предприятие работало, у него были бы нормальные тарифы, выплачивались бы компенсации, чтобы оно развивалось. Тогда были бы средства строить линии скоростного трамвая, выделенные трамвайные линии, чтобы обеспечить быструю и эффективную перевозку горожан, минуя транспортные пробки. Планы у предприятия есть, нужны только деньги и желание тех, от кого это зависит сегодня, то есть, от области и областного правительства, от руководителей профильных направлений, — считает Олег Грищенко.

В плачевном финансовом положении МУПП СГЭТ находится уже не первый год. Энергетики обещали отключить предприятие ещё осенью 2013 года. Аналогичная ситуация возникла у СГЭТ в апреле, когда под угрозой закрытия оказались троллейбусные маршруты № 7 и 11 в Ленинском районе. Руководство предприятия на протяжении длительного времени заявляло, что МУПП работает с огромными убытками.

— На мой взгляд, сейчас на предприятии сознательно создана ситуация, чтобы оно избавилось от недвижимости, потому что это единственный вариант выжить для него. В городском бюджете денег нет, ближайших возмещений по льготам не ожидается, — предположил Сергей Козин.

— Я считаю, что это завуалированная схема отчуждения имущества у предприятия. Оно по решению суда отойдет банку, и когда он объявит аукцион, мы увидим, кто за этим стоит, — согласился с ним председатель комитета по ЖКХ и транспорту гордумы Дмитрий Кудинов.

На защиту предприятия встали горожане

В защиту МУПП СГЭТ стала выступать общественность — учёные, активисты, блогеры и краеведы.

Блоггер Денис Жабкин полагает, что проблема заключается в многолетнем недофинансировании СГЭТ.

— Вместо увеличения дотаций предприятию в связи с инфляцией они уменьшались. Кроме того выплата компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров, которые составляют большую часть пассажиропотока электротранспорта, происходила с задержками и из расчёта 7 рублей за поездку при себестоимости выше 20 рублей. Странно ожидать при такой политике, что предприятие будет процветать. Город имеет все рычаги управления, чтобы повысить доходы своего предприятия, не требующие затрат, но этого не делает. Прежде всего это касается маршрутной сети. Уже лет десять говорится, что надо убрать маршруты-дублёры, но этого так и не произошло. Для получения реальной прибыли от автобусных маршрутов, принадлежащих СГЭТ по конкурсу, они должны работать как муниципальные, а не формально по договорам с ИП без дохода от самих перевозок пассажиров, как сейчас. Также необходима передача ряда прибыльных автобусных маршрутов СГЭТ (таких, как № 11) с переводом его в полностью муниципальный. По этому принципу сейчас в Воронеже возрождают муниципальные автобусы, — считает Жабкин.

В защиту предприятия выступил и доцент географического факультета СГУ Александр Башакатов:

 — С точки зрения экологии города, электротранспорт оптимален. В условиях плотной застройки, непосредственного соседства жилой зоны, улиц, заполненных пешеходами, с автомагистралями использование двигателей внутреннего сгорания неизбежно отравляет жителей продуктами горения. Это основная причина искать в городе альтернативу автомобилям и автобусам. В развитых странах переход на электротранспорт стал основным направлением технологических исследований и в скором будущем бензиновые двигатели перейдут в категорию исторических артефактов. И в нашей стране уже запущены первые сети электрозаправок. Заметим, что троллейбусами наш регион обеспечивает всю Россию и многие другие страны. Электротранспорт — возможный вектор развития саратовской промышленности". По мнению Башкатова, для Саратова электротранспорт является практически единственным решением.

Для сохранения в Саратове трамваев и троллейбусов Александр Башкатов призвал провести общегородскую кампанию, включающую как изучение общественного мнения, так и гражданские акции. «Возможно организовать общественный фонд «Саратовский трамвай», — заключил учёный.

Кстати, на днях в Сети заявила о себе инициатива «Сохраним трамваи и троллейбусы Саратова!» Активисты организации выступают за увеличение бюджетных расходов на муниципальный электротранспорт, поскольку городской транспорт «планово убыточный», создание новых маршрутов на выделенных линиях и пересмотр системы организации перевозок на автобусах, официально работающих от имени предприятия.

По информации «СП» в ближайшее время активисты гражданского объединения планируют провести несколько тематических уличных акций, а также круглые столы с участием всех заинтересованных сторон, посвящённые проблемам городского электротранспорта и путям выхода из сложившейся непростой ситуации.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ