18+
вторник, 28 марта
Общество

«Саратовский ледокол» достают со дна Волги

Областные власти планируют добиться признания легендарного судна объектом культурного значения спустя 47 лет

  
1246
Саратов. Река Волга
Саратов. Река Волга (Фото: Александр Карелин/ ТАСС)

В Саратове начаты работы по подъему со дня волги «Саратовского ледокола», затонувшего в 1968 году неподалеку от автомобильного моста Саратов-Энгельс. Поднимать ледокол будет областное министерство по чрезвычайным ситуациям и Областная служба спасения. Подъем ледокола запланирован на декабрь 2015 года. Областные власти уже заявили, что планируют добиться признания «Саратовского ледокола» объектом культурного значения и включить его в Единый государственный реестр.

Первый в мире

Уникальность судна заключается в том, что это первый ледокол в России и первый речной ледокол в мире. Именно на его основе ученые разработали первый в мире арктический ледокол «Ермак». «Саратовский ледокол» стал одним из пяти пароходов, которые были первыми в истории судостроения серийными пароходами, предназначавшимися для колки льда. Три из них работали на Великих озерах в Америке, «Ангара» — на Байкале, а «Саратовский ледокол» — на Волге.

В этом году у ледокола юбилей — легендарному сооружению исполняется 120 лет. В 1895 году судно было изготовлено по заказу Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) на верфях английской фирмы «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd», а уже через год он был доставлен в Саратов. Надобность в ледоколе была вызвана развитием железнодорожной сети в Саратовской губернии. Как рассказывает, главный инженер Приволжской железной дороги Александр Смородин, созданное в 1882 году общество Рязанско-Уральской железной дороги быстро стало одним из самых крупных по протяженности линий железнодорожным предприятием Российской империи:

— К существовавшим на тот момент Рязанско-Козловской и Козлово-Саратовской линиям Обществом РУЖД до начала XX века будут построены железные дороги на Балашов и Камышин, от Лебедяни до Ельца, от Покровской Слободы (Энгельс) до Уральска, от Богоявленска до Сосновки, от Вольска, Петровска и Сердобска к Козлово-Саратовской дороге и от Николаевска (Пугачевск), Александрова Гая и Новоузенского уезда к Покровско-Уральской дороге, а также линии Данков — Смоленск и Павелец — Москва. Значение Рязанско-Уральской железной дороги с управляющим центром в Саратове для экономики государства было столь велико, что построенный в 1900 году в Москве вокзал РУЖД с 1910 по 1946 годы назывался Саратовским, — отмечает Александр Смородин.

Фото: wikipedia

В конце позапрошлого столетия возникла острая необходимость развития железнодорожного сообщения с востоком Российской империи. Для этого на тот момент было необходимо создать регулярное и безопасное сообщение через Волгу. Изначально в районе Саратова железнодорожные составы переправляли на левый берег на кораблях, а зимой намораживали лед на Волге и направляли по нему поезда. Но, как рассказывает директор саратовского муниципального музея речного флота Александр Азовцев, существующая система переправки была небезопасной, особенно в тёплые зимы, когда лёд на Волге был тонким. Самым оптимальным способом было строительство моста между Увеком и Сазанкой, но путепровод в этом месте появился лишь в 1935 году. А в 1880-е годы в РУЖД решили проблему с помощью ледокола и парома, на которых после приобретения легендарного судна у Британской империи стали переправлять составы через Волгу.

— Доставка особенно ледокола, через систему шлюзов конца позапрошлого века представляла собой довольно сложную задачу. Для ее решения англичане сконструировали судно из двух частей, которые во время прохождения шлюзов отделялись друг от друга по линии от носа до кормы и пропускались поодиночке, а после вновь соединялись, — рассказывает Азовцев.

В строй «Саратовский ледокол» вступил 1 марта 1896 года. В его задачи входила расчистка льда для парома, на котором перевозили вагоны между Сазанкой на левом берегу Волги и Увеком на правом. Кроме буксировки парома, «Саратовский ледокол» в первые годы своей работы перевозил пассажиров, почту и разные грузы, охранял от ледоходов зимующие в саратовских затонах суда, а весной очищал акваторию Волги от льда на расстоянии 50 километров вниз по течению от Саратова и по высокой вешней воде буксировал из Астрахани караваны нефтяных барж.

На боевых постах

В годы гражданской войны «Саратовский ледокол» перевозил красноармейцев в Вольск и Балаково, которые участвовали в подавлении эсеровского мятежа 1918 года. В этот период железнодорожные линии были перерезаны, связь с городами прервалась. Последствия мятежа легко представить: Вольск находится на правом, а Балаково — на левом берегах Волги практически друг напротив друга. Это означало, что Волга — одна из важнейших транспортных артерий Советской России — оказывалась под контролем эсеров.

— В этих условиях «Саратовский ледокол» становится не только транспортным средством, которое в самое кратчайшее время перебрасывает красноармейцев к месту боевых действий, но и сам становится боевой единицей — канонерской лодкой, ведущей сражение на воде, — рассказывает Александр Азовцев.

Казалось бы, после открытия в 1935 году железнодорожного моста через Волгу в районе Саратова, надобность в паромах и ледоколе у Рязано-Уральской железной дороги отпала. Но это не означало, что судно собирались списать. Ниже по течению Волги на Сталинградской железной дороге необходимость в железнодорожной переправе через Волгу сохранялась, куда и был переправлен «Саратовский ледокол» и паромы «Саратовская переправа», «Переправа вторая» и «Сталин». К тому же в 1935 году зима началась довольно рано, и «Саратовский ледокол» под руководством капитана Чадаева направился в сторону Астрахани, на спасение «застрявших» во льдах караванов судов.

В годы Великой Отечественной войны «Саратовский ледокол» участвовал в Сталинградской битве: под непрерывными бомбежками и обстрелом судно перевозило боеприпасы и солдат. А уже в послевоенное время судно активно использовалось в строительстве ряда крупных объектов: сначала Волжской ГЭС в Сталинграде, а в 1960-е, вернувшись в родной город, ледокол был задействован при возведении автодорожного моста «Саратов-Энгельс». В этот период судно стало героем художественного фильма Олега Ефремова «Строится мост», посвященном строительству Саратовского моста.

Возведение путепровода через Волгу стало последним «боевым заданием» легендарного судна. В середине 1960-х годов «Саратовский ледокол» «отправили на пенсию», пришвартовав на «вечную стоянку» к причалу у предприятия «Мостоотряд № 8» в городе Энгельсе. Здесь, в 20 метрах от берега ледокол тихо ушел под воду в 1968 году.

Первым, кто заговорил о необходимости поднятия ледокола со дна Волги и превращения его в культурный объект стал руководитель музея речного флота Александр Азовцев. Александр Николаевич вместе с другими ветеранами водниками предложил обустроить на борьбу воскрешённого судна музей, а сам объект превратить в туристический и историко-культурный объект. Тем более, Саратов оказался не только городом, где появился первый в мире речной ледокол, но и первый в стране музей речфлота. Экспозиция под названием «музей волгаря» была открыта в 1921 году, однако в 1935 году музей переехал в Горький. Но саратовские ветераны-речники предпринимали усилия по возрождению культучреждения «на исторической родине», что и произошло в 1992 году с открытием небольшого музея в Саратове, который сегодня расположен в небольшом муниципальном помещении в Домах 8-го марта.

— Этот ледокол — уникальная историческая реликвия мирового значения. Он хорошо сохранился за счет усиленной обшивки, мощного ледового пояса. В 2013 году водолазы обследовали ледокол и считают, что поднять его можно и нужно. Уверен, что сегодня мы должны объединить усилия энтузиастов и найти меценатов, которые могут помочь поднять ледокол со дня Волги. Ветераны-речники и общественность говорили об этом с конца 90-х годов, но средств для этого не находилось. Восстановить этот ледокол и сделать в нем музей речного флота — наша мечта. Количество экспонатов и число посетителей Саратовского музея трудовой и боевой славы волгарей растет, но сам он расположен в неприспособленном помещении. А ведь музей жив своей публичностью, и память нельзя потерять, она тоже нуждается в спасении, как и наш ледокол. Подобный музей сделали в Иркутске — тоже на базе ледокола. А почему мы не можем? — отметил в одном из интервью Александр Азовцев.

В поисках статуса

По словам Александра Николаевича, в настоящий момент память о «Саратовском ледоколе» сохраняется только в музее истории Приволжской железной дороги, где хранится компас с этого судна, который сохранился благодаря тому, что на реке оказался невостребованным, и его свинтили по прибытии ледокола в Саратов.

Позже идею речников поддержал депутат Саратовской гордумы Олег Комаров, который обратился с предложением поднять ледокол со дна Волги на имя губернатора Валерия Радаева. Также в поддержку данной инициативы выступал председатель областного комитета общественных отношений и национальной политики Борис Шинчук.

Более детально губернские власти заинтересовались инициативой начале этого года. Так, зампред правительства Саратовской области Валерий Сараев заявил, что работы в этом направлении ведутся, и после поднятия ледокол будет установлен на набережной Космонавтов в качестве памятника.

«Специализированной организацией из Санкт-Петербурга было проведено водолазное обследование затонувшего ледокола, которое показало, что корпус судна находится в удовлетворительном состоянии, и что возможно проведение работ по поднятию корабля. Работы по подъему осложнены тем, что сам корпус судна лежит на дне с дифферентом на корму и в значительной степени занесен речным грунтом.

В настоящее время у нас имеется два основных пути по осуществлению операции по подъему ледокола. Во-первых, сделать это самостоятельно и поэтому в настоящее время мы ведем переговоры с компаниями, которые смогли бы помочь в финансировании поднятия судна и его восстановлении.

Во-вторых, мы намерены добиться признания «Саратовского ледокола» объектом культурного значения и включения его в Единый государственный реестр. В этом случае появляется возможность включить проект по поднятию и реставрации ледокола в федеральные целевые программы. Поэтому было направлено обращение в министерство культуры РФ с просьбой разъяснить возможность и порядок включения в реестр затонувшего судна. В полученном ответе говориться о необходимости проведения археологических разведок и научного исследования объекта в целях его выявления, уточнения сведений о нем и планирования мероприятий по обеспечению сохранности. В связи с этим в настоящее время нашими историками, общественниками и музейными и архивными работниками ведется сбор исторических материалов для подтверждения уникального статуса «Саратовского ледокола» не только Саратовской области, но и России", — заявил Сараев в августе.

21 октября вопрос о «Саратовском ледоколе» обсуждался на заседании комитета по культуре областной думы, на котором выступил замначальника саратовского управления МЧС Сергей Булгаков. Он рассказал, что губернатор Валерий Радаев поручил управлению обследовать состояние ледокола.

— Он был занесен илом и песком. Мы в течение долгого времени очищали корпус. Наша цель была — посмотреть изнутри, в каком состоянии находится корпус. Также выяснилось, что у корабля отсутствует палуба — полностью срезана, и в отверстия набилось много мусора. В том числе сплавных бревен. Мы вытащили изнутри корпуса 20 бревен длиной 10−14 метров. Но еще осталось много крупного мусора. Самое главное — мы добрались до стенок. Они оказались в удовлетворительном состоянии. Судно, по предварительным данным, поднять можно. Нашлась даже организация, готовая это сделать и поставить его на воду — Балаковская судоремонтная компания, — цитирует Булгакова интернет-издание «Общественное мнение».

фото предоставлено oldsaratov.ru

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ