18+
пятница, 20 января
Общество

Жить красиво и удобно

В Саратове задумались над стратегией развития

  
199
Саратов
Саратов (Фото: Александр Карелин/ ТАСС)

Новый глава администрации Саратова Валерий Сараев в одном из первых заявлений на посту градоначальника озвучил необходимость разработки стратегии развития города на ближайшие 10 лет. Подобного работающего документа муниципалитет не имел, надо сказать, не было даже формального документа с таким или подобным названием. Более того, состоялось публичное обращение к общественным организациям, ВУЗам, просто активным горожанам поучаствовать своими предложениями в содержательной части этого документа.

Всерьез и надолго?

Вообще говоря, то, что такая инициатива исходит от исполнительной власти муниципалитета само по себе нетривиально. В рамках обычного демократического процесса исполнительная власть муниципалитета обречена на то, чтобы мыслить в рамках «коротких» горизонтов электоральных циклов и сроков своих полномочий. Как правило, это период 4−5 лет, но саратовская практика показывает, что городские руководители не находятся на своих постах и свой «законный и положенный» срок. Таким образом, любой, пришедший на место руководителя города, в первую очередь заинтересован в том, чтобы показать быстрый результат уже завтра, и, по большому счету, именно этого ждут от него и горожане. Таким образом, руководителю города нет резонов думать о долгосрочной, гарантированно выходящей за рамки его полномочий стратегии развития города, результаты которой вряд ли будут поставлены в заслугу непосредственно ему. А критика за отсутствие быстрых результатов последует немедленно.

Ситуация усугубляется крайним дефицитом ресурсов из-за особенностей распределения налогов согласно Налоговому кодексу. Находить ресурсы для финансирования долгосрочных проектов тяжело не только морально, но и фактически. Таким образом, от муниципальной исполнительной власти трудно ожидать инициативы в разработке стратегии. С другой стороны, она (власть), безусловно, является субъектом ее исполнения. То, что Валерий Сараев озвучил-таки необходимость разработки стратегии, может характеризовать его как сити-менеджера с нелинейной пространственно-временной ориентацией, что вызывает уважение и внушает определенные надежды и оптимизм. О том, что он просто не понимает, что в итоге должен родиться документ, который ограничит его в свободе произвольного принятия решений по вопросам городского развития, думать не хочется. Равно как и про то, что это просто «пыль в глаза», как полагают некоторые чиновники рангом пониже, и большинство скептически настроенных и «ученых жизнью» саратовцев.

В любом случае, наше общественное движение «Жить здесь!» намерено максимально серьезно отнестись к предложению поучаствовать в разработке документа, и, поставив задачу вовлечь в этот процесс максимальное число горожан, существенно осложнить возможность его игнорирования городской властью в случае, если такое желание все-таки возникнет.

Руководить, администрировать или управлять?

Определимся с терминологией. Руководить — означает управлять методом прямых указаний и распоряжений и контроля за их исполнением. Администрировать — значит устанавливать определенные регламенты (законы) и требовать их исполнения.

По разным оценкам руководитель города может отдать прямое указание (распоряжение) от 10 до 15% субъектов, проживающих или осуществляющих деятельность на территории города. Ну, то есть, непосредственно нижестоящим чиновникам, сотрудникам администрации, МУПов, зависимым от муниципальной казны социальным слоям населения. Такие группы, как бизнес (тем более региональный или вертикально-интегрированный федеральный), армия-полиция, любые домохозяйства в конце концов непосредственно руководителю города не подчиняются. Соответственно, пытаться эффективно руководить городской жизнью в масштабах всего города, имея непосредственное влияние на крайне незначительную его часть, бесперспективно.

Для того, чтобы успешно администрировать (а администрация — однокоренное слово) необходима высокая дисциплина, правовая культура и привычка жить по законам и правилам. Как мы все с вами понимаем, это не есть отличительная черта типичного российского горожанина, соответственно, и администрировать получается затруднительно. Собственно, результаты мы все наблюдаем.

В этих условиях единственным способом эффективного управления в масштабах города является непосредственно управление, то есть формулирование и постановка общих целей развития, мотивирование и создание условий для их достижения. Сделать это можно, полагаю, лишь вовлекая горожан в формулирование и постановку этих самых общих целей. В таком случае цели будут восприняты горожанами как свои собственные, что, при условии наличия хороших коммуникаций и взаимного доверия между властью, бизнесом и горожанами, может обеспечить городу хороший импульс развития в условиях крайнего недостатка ресурсов. Это гипотеза, а не аксиома, но в вопросах долгосрочного планирования предлагаю исходить именно из этого.

Кто должен разрабатывать стратегию развития города?

На проходящих по этому поводу «круглых столах» в администрации города озвучиваются различные точки зрения на этот счет. От «стратегию должны разрабатывать ученые (ВУЗы)» до «стратегию должны разрабатывать те, кто будет ее исполнять» и «стратегию должны разрабатывать горожане». Как это ни парадоксально прозвучит, но все озвученные подходы в какой-то своей части справедливы. Полагаю, что конкретный, содержательный и проработанный многостраничный документ может родиться только в тщательно подобранной рабочей группе, с участием представителей всех городских субъектов (власти, бизнеса и горожан) с определенной структурой мышления.

Как правило, необходимость участия власти и, отчасти, бизнеса мало кем оспаривается, а вот участие горожан вызывает скепсис и большие сомнения. Мы полагаем, что, вовлекая горожан не только на стадии обсуждения готового проекта документа, но и на стадии постановки долгосрочных целей развития, мы не только задействуем дополнительные интеллектуальные ресурсы, но и существенно облегчаем задачу «принятия» документа горожанами, как «своего». «Реальность» и «исполнимость» стратегии развития города зависит не только от качества содержания документа, но и от необходимости его исполнения. На «добрую волю» власти по определению я бы не рассчитывал, поскольку любой долгосрочный документ будет ограничивать соблазн принятия спонтанных решений, сулящих выгоду в краткосрочной перспективе. Кто же захочет, чтобы его свобода принятия решения была ограничена?

В этом смысле, роль горожан, общественности, как «гаранта» обязательности следования разработанной и утвержденной стратегии трудно переоценить. Если электорально значимое число горожан ощутит свою причастность не только к обсуждению, но и к разработке стратегии развития города, то этот документ будет затруднительно игнорировать, если такое желание возникнет.

Читайте также

Что мы предлагаем горожанам?

Мы предлагаем горожанам сформировать картину желаемого будущего для нашего города через 15−20 лет. Вопрос этот не так прост, как кажется. Желание «жить в красивом и удобном городе» формулируется легко, но не несет в себе никакой содержательной части. Для того, чтобы как-то структурировать «желания», мы предлагаем горожанам рассуждать в определенных направлениях: градоэкологическое и пространственное развитие, культурное развитие, транспортно-логистическое и т. д. Не стану скрывать, что подчас предложения представляют собой некие «хотелки», но из них получается сформулировать вполне себе конкретные и «измеряемые» долгосрочные цели.

В качестве примера хотелось бы привести одну наиболее конкретно (на данный момент) сформулированную горожанами долгосрочную цель развития. «Саратов — город, в котором 15 минут пешком до ближайшего парка/сквера». Разумеется, сейчас это совсем не так, вернее, это условие выполняется для малой части территории города. Но это положение, закрепленное в соответствующем документе, вполне может стать одним из критериев при принятии, либо отклонении конкретных новых городских проектов. Любой новый проект рассматривается на предмет того приближает он или удаляет нас от заявленной цели, и принимается, отклоняется либо отправляется на доработку в соответствие с результатом оценки. Таких критериев может и должно быть несколько по разным направлениям, и они вполне могут лечь в основу стратегии развития города на длительную перспективу.

Работа в этом направлении продвигается не так быстро, как хотелось бы. Во-первых, горожане отвыкли (если когда-либо вообще привыкали) от мысли, что они могут реально на что-то влиять в городе, и принимают его таким, каким его делают власть и бизнес. Либо, не принимая, стремятся при удобном случае его покинуть в поисках лучшей городской среды или места реализации своих способностей. Во-вторых, даже среди общественно-активных горожан очень высокий процент крайне скептически настроенных по вопросу возможности конструктивного взаимодействия горожан с властью и бизнесом. Однако, определенные успехи в нашей деятельности, как мне кажется, присутствуют, что позволяет предположить, что движемся мы в правильном направлении.

Читайте также

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ