18+
вторник, 23 января
Общество

Дизайнер из Уфы знает как победить пробки

Автор чудо-мобиля уверен, что за такой техникой — будущее

  
1441
Дизайнер из Уфы знает как победить пробки
Фото: автора

Вот уже длительное время пробки являются частью нашей жизни — к сожалению, уже неотъемлемой. В целях экономии времени кто-то пытается пересесть на велосипед или мотоцикл, и в этом случае рано или поздно обязательно сталкивается с вопросом безопасности. И хорошо, если инцидент заканчивается более-менее благополучно, поскольку статистика ДТП безжалостна. А ведь наверняка каждый из нас хоть однажды задумывался об альтернативных вариантах авто — такого, в котором совмещались бы быстрота, маневренность и безопасность. И — совсем уж в идеале — экономичность.

Резвый малыш

Клим Галимов (Фото: автора)

Вариантом выхода из извечного трафика уфимский дизайнер Клим Галимов видит трицикл — нечто среднее между мотоциклом и бюджетным автомобилем. Проект под названием SWING-50 представлен на республиканской ВДНХ и призван как раз снизить остроту проблем, связанных с чересчур оживленным движением на дорогах.

Именно пробки подтолкнули Клима к идее разработки трицикла. С виду SWING-50 похож на игрушечный: ярко-желтый цвет, корпус и детали интерьера — из комбинированного пластика. Однако в работе над моделью дизайнер в первую очередь руководствовался вопросами безопасности: основу трицикла составляет прочный каркас из алюминиевых труб и профилей.

Рабочий объем двигателя такой чудо-техники — 50 кв. см, мощность — всего шесть «лошадок». Тем, для кого эти цифры ничего не значат, озвучу скорость: 60−70 километров в час — именно столько развивает этот малыш при нормальных дорожных условиях.

Цена вопроса

Экономичность — важная составляющая при создании любого в перспективе массового изделия. В работе над «свингом» автор «схитрил» — позаимствовал блок «двигатель-трансмиссия», детали подвесок, а также колеса и тормозную систему у скутеров серийного производства. У автомобилей, опять-таки бюджетных, — сиденье и рулевое управление.

Добавьте сюда продуманный дизайнером яркий, модернизированный, да что там — стильный, почти космический кузов, и вы получите отличное одноместное транспортное средство с большой маневренностью и более чем приятным показателем экономичности: за 100 километров пути нашим малышом расходуется около двух с половиной литров топлива (запас хода при этом — 300 км).

Будущую рыночную стоимость новинки автор идеи определяет примерно в две тысячи евро — ненамного дороже среднего скутера. Однако, в отличие от последнего, SWING-50 предполагает всепогодную и всесезонную эксплуатацию — благодаря закрытому кузову и высокому клиренсу, то бишь расстоянию от нижней точки автомобиля до дорожного полотна.

Опережая время

Несмотря на кажущуюся футуристичность чудо-мобиля, автор идеи далеко не мечтатель, а абсолютный реалист. Такую «установку» в свое время начинающим студентам-дизайнерам дал руководитель практики на УМПО: брать в разработку реальные проекты. Работали бесплатно, но с энтузиазмом, именно здесь будущий дизайнер спроектировал гидромотоцикл ВМ-650, и хотя в дальнейшем он не пошёл в производство, по стилистическим решениям его можно признать вполне состоявшимся, считает Клим.

Вообще у Клима иногда получается опережать время — пару-тройку раз случалось так, что в каталогах западных фирм он находил идеи, которые давно уже пытался воплотить в жизнь.

Одна из движущих сил изобретателя, бесспорно, энтузиазм. Во времена стажировки Климу повезло встретить как раз такого человека — главного конструктора по бытовой технике. В те годы отечественная промышленность загибалась, зато китайская техника шла на ура, но Вельямин Мальков, тот самый главный конструктор, был полон энтузиазма — и отчасти именно поэтому на предприятии к нему и его идеям относились довольно скептически, мол, знаем мы вас, мечтателей. Не стало Малькова — и концерна тоже не стало: распилили-распродали да в аренду отдали, не осталось ничего…

Ау, единомышленники!

Особая веха в жизни дизайнера — работа в Рыбинске, на знаменитых «Рыбинских моторах» (ныне НПО «Сатурн»). Предприятие занималось разработкой и изготовлением снегоходов и вроде бы шло впереди всей страны — однако немногие знают, что за основу в создании наших знаменитых моделей берутся западные образцы, проще говоря, конструкция «передирается» и затем производится отечественный аналог.

— У нас вообще мало своей, отечественной гражданской техники, и ее можно пересчитать по пальцам: «Волга ГАЗ-21», «Победа», «Нива» — это да, это точно наше. А остальное…

В Рыбинск Клима пригласили специалисты, знающие его по стажировке, он приехал и окунулся в работу — никаких праздников и выходных, но парень был счастлив: техника всегда его интересовала, проектирование было заветной мечтой, и тут вдруг такое счастливое стечение обстоятельств — пригласили на работу… Не сразу он понял, что завод в короткие сроки оказался в руках людей, для которых не важен прогресс и его составляющие, такие как творчество и вдохновение. Отдел перспективных разработок сократили, началась переброска из одного подразделения в другое… Тем не менее Клим продолжал работать и за три года создал три проекта авторских моделей снегоходов. В свое время пытался разрабатывать яхты, но для этого как минимум нужны единомышленники. Сейчас Клим Галимов преподает и занимается дизайнерской работой. В свободное время рисует, проектирует, и моделирование — важная часть его жизни.

О вкусах — спорят

К вопросу о единомышленниках — найти их не так-то просто, поскольку в основной своей массе студенты Клима — девушки. И очень мало среди них тех, кто бы интересовался техникой. То есть практически нет таких. А ведь были времена, когда дизайнерскому ремеслу — именно его сегодня преподает Клим Галимов — в большинстве своем обучались представители мужского пола и атмосфера была совсем другая. Почему так происходит?

— Мужчины не идут туда, где нет перспектив для дальнейшего развития, включая финансовую сторону, — считает преподаватель. — А девушкам по большому счету все равно — был бы диплом об образовании, который необходим для поступления «куда-нибудь» на работу…

Как дизайнер Клим достаточно известен в профессиональной среде — бывают заказы и от предприятий, и от частников: продумать интерьер, вдохнуть в помещение новую жизнь.

Идей у художника много, а заказчики, как водится, случаются разные. Перед тем как приступить к работе, Клим всегда старается понять клиента, его привычки, образ жизни. Уже в первые минуты обычно считывается — «твой» это заказчик или нет. Здесь есть свои подводные камни — не всегда человек слышит то, что ему предлагают, встречаются люди, для которых существует единственно важное мнение — их собственное.

— Больше 80 процентов идей убивается при таком раскладе, — сокрушается дизайнер. — А ведь работа, как известно, должна быть продуктивной, а результат — приносить удовольствие. Бывали случаи — разворачивался, уходил. Студентам я всегда говорю: научить искусству невозможно, можно только научиться. А вот вкус в человеке развить можно — в том числе многолетним упорным трудом.

Чтобы город стал лучше

Клим Галимов (Фото: автора)

Как правило, у творческих людей много интересов. Велосипед — одно из увлечений Клима. Смотрю на фотографии, где «сальто-мортале» на велике в его исполнении — дух захватывает: сама катаюсь, но чтоб такое выделывать…

— На самом деле я считаю свой уровень катания весьма средним, — поясняет Клим. — И здесь тоже важна не столько сила, сколько техника. Например, чтобы встать на заднее колесо, не нужны сильные руки, как думают многие, — нужно всего лишь правильно подать корпус назад. И главное — удержаться в этом положении…

Сам собой наш разговор сворачивает на тему городской инфраструктуры. Сокрушаюсь: вроде бы заботятся о нашем брате велосипедисте, но как-то уж очень выборочно. Взять те же велосипедные дорожки: местами они есть, есть и пандусы, а вот центром, похоже, велоспорт игнорируется. Бывает, что высота бордюра достигает тридцати сантиметров — и никаких пандусов вблизи не наблюдается.

— И ладно бы, если только велосипедистам неудобно, — соглашается Клим. — А мамы с колясками, не говоря уж о тех, кому без пандусов в силу ограниченных физических возможностей вообще никак?.. Как-то все у нас делается стихийно. Взять хотя бы последние события — саммиты ШОС и БРИКС: уж к чему-чему, а к их подготовке можно бы — и нужно! — дизайнеров привлечь. Как художник, я вообще вижу много того, что можно у нас не только исправить, но и сделать лучше…

Два мало, а четыре много

Клим уверен, что если SWING-50 пойдет в массы, поклонников у трицикла будет предостаточно. Усы, лапы, хвост — вот мои документы; в данном случае газ, тормоз, руль — вот мое транспортное средство в любое время года!

Отдельный положительный момент — вопрос с парковкой. С рекомендованными габаритами — 1,1 ширина, 2,3 длина (в метрах) — трициклу везде найдется место.

Кстати, почему именно три колеса?

— Потому что два мало, а четыре много, — автор серьезен. — На двухколесном транспорте не так-то просто остановиться, да и в гололед не проедешь. А четыре колеса — это уже роскошь, если мы говорим о бюджетном варианте. Так что три — самое то.

Учитывая реалии современного российского производства, на создание опытного образца Клим закладывает один-два года, оценивая затраты на этот период в 200−500 тысяч рублей. Дальше, после прохождения испытаний и доработок, — опытное и мелкосерийное производство, а в перспективе, при условии успеха на рынке, — выход на полноценную серию.

Эх, скорей бы!..

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ