18+
среда, 18 октября
Общество

Кому мешают трамваи в городе

Сохранение электротранспорта в Дзержинске стало неразрешимой проблемой

  
997
Кому мешают трамваи в городе
Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Медленное, но верное уничтожение общественного электротранспорта — это процесс, характерный для многих городов России. От Карелии до Дальнего Востока, в целом ряде субъектов федерации трамвайные и троллейбусные маршруты постепенно исчезают с городских карт. Это делается отнюдь не из желания местных властей улучшить логистику или привнести новые удобства для граждан.

Показателен в этом случае пример с трамвайным сообщением в городе Дзержинске Нижегородской области, борьба против ликвидации которого ведется гражданами вот уже несколько лет.

Конкурс на ликвидацию

Последние десятилетия дзержинский трамвай жил крайне сиротливо — местные власти вечно не находили средств ни для обновления вагонного состава, ни для починки рельсовых путей. Не смотря на то, что данный вид транспорта дешев в обслуживании, не засоряет окружающую среду, а его линии проложены через такие закутки города, куда граждане могут добраться лишь на такси или пешком. В результате в последнее время по Дзержинску передвигались старые дребезжащие вагоны, которые периодически сходили с рельсов из-за неисправности путей. Власти радостно объявили о курсе на ликвидацию трамвайного сообщения, списав на то, что оно все равно «морально устарело», да и в целом — пришло в негодность. Правда, при этом умалчивалось и о том, кто привел электротранспорт к нынешнему упадку, и о том, что в таких развитых странах, как Япония, по городам прекрасно передвигаются ничуть не «устаревшие морально» трамваи нового образца. Да и у нас в стране они есть.

МУП «Экспресс» в последний год провело несколько волн сокращений работников. В декабре 2015-го последним нескольким сотням сотрудников было объявлено, что после 17-го декабря движение трамваев в городе будет остановлено. Людей поставили перед фактом, заставляли писать заявления «по собственному желанию». В то же время, вопрос о дальнейшем трудоустройстве персонала остается открытым — лишь некоторых водителей, уже имеющих права на вождение троллейбусов, перевели на другой вид транспорта. Власти уверяли, что трамваи будут заменены автобусами, ходящими по тем же маршрутам, но в этом многие видят корыстный умысел. К примеру, вот что говорит водитель Нинэль Заикина: «Это все конкуренция. Там же каждому депутату принадлежит какая-то из маршруток. Мы наступали им на хвосты и очень сильно мешали». Таким образом, вполне вероятно, что в уничтожении электротранспорта в Дзержинске имеется кровный интерес городской верхушки.

ДЗОТ и петиции

В то же время, когда всему городу стали очевидны цели властей, была создана инициативная группа, именуемая на сегодняшний день как «Дзержинцы за общественный транспорт» (ДЗОТ). Активисты во главе с Андреем Блохиным сделали немало как для установления связей с работниками МУП «Экспресс», так и для организации информационной кампании, благодаря которой не только каждый горожанин, но и многие жители области узнали о текущей проблеме. Что характерно, они даже предложили властям ряд альтернативных путей решения «трамвайного вопроса». В частности, была достигнута договоренность с московскими организациями о передаче подержанных вагонов в Дзержинск — те оставалось лишь транспортировать на Нижегородчину. Однако власти проигнорировали все предложения.

ДЗОТ при поддержке местных левых активистов даже поспособствовал созданию независимой профсоюзной организации у работников трамвая, деятельность которой, к сожалению, так и не была организована должным образом.

В результате в декабре 2015 года перед работниками трамвая и инициативной группой ДЗОТ встал вопрос о том, как же ответить властям на заявление об остановке движения. Необходимо отметить, что многие сотрудники МУП «Экспресс», видя издевательства чиновников и руководства предприятия, были настроены довольно решительно. Более того, карта маршрутов и состояние самих трамваев давали возможность устроить в городе настоящий транспортный коллапс, даже не нарушая юридических норм. Это могло бы оказать серьезное давление на городскую верхушку и, возможно, повлиять на дальнейшую судьбу МУП «Экспресс».

Однако инициативная группа решила идти по пути наименьшего сопротивления. От помощи опытных активистов из Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» и профсоюза «Учитель» она отказалась, убоявшись «радикализма». Взамен был организован митинг, куда оказались приглашены члены партии «Родина» и активисты КПРФ. Посетил акцию и бывший мэр города Виктор Сопин, что придавало ей некоторую официальность. На мероприятии, прошедшем 19 декабря и собравшем несколько сотен людей (что для небольшого города весьма внушительно), собирались подписи под петицией президенту. Кажется, людям, вставшим во главе движения, гораздо удобнее уповать на «доброго царя», нежели предпринимать решительные действия, которые требуют рисков, но могут привести к реальным результатам.

С 18 декабря в Дзержинске нет трамвая. Уже в первый день многие горожане опоздали на работу — «параллельные» маршрутки, ходящие с незавидной регулярностью, не справлялись со своей функцией. Заснеженные рельсы и заброшенные объекты инфраструктуры, кажется, никто не спешит демонтировать — видимо, экономят деньги. Инициативная группа «Дзержинцы за общественный транспорт» собирает подписи к главе государства и планирует новое протестное мероприятие на 26 декабря. Но уже сейчас становится очевидным, что их действия — лишь махание кулаками после драки.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ