18+
пятница, 22 сентября
Политика

Регионы просят свободы и денег

Минниханов и Морозов как предтечи губернаторской фронды

  
2644
Глава Татарстана Рустам Минниханов во время VIII Гайдаровского форума
Глава Татарстана Рустам Минниханов во время VIII Гайдаровского форума (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Гайдаровский экономический форум, восьмой по счету, завершил работу 14 января. СМИ, главным образом, отметили среди спикеров мероприятия Сергея Залдостанова (Хирурга) — байкера и популярного шоумена патриотического направления. Однако куда более серьезными и по-своему революционными оказались на форуме выступления глав поволжских регионов — президента Татарстана Рустама Минниханова и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Оба говорили о чрезмерной централизации сегодняшнего политического устройства РФ, необходимости дать регионам больше самостоятельности (пока экономической), о желательности пересмотра межбюджетных отношений в схеме «федеральный центр — субъекты».

«Вы живете своими иллюзиями»

Напомним, что дискуссии о коррекции региональной политики и пересмотре межбюджетных отношений обострились после публикации (для общественного обсуждения) проекта соответствующего президентского указа, разработанного минэкономразвития в 2015 году. Проект содержал набор благих, но технологически не аргументированных пожеланий, смысл которых в части бюджетной политики сводился к повышению финансовой самостоятельности регионов и стимулированию их к экономическому развитию. Между тем, существующее положение вещей никаких оснований для оптимизма не дает: количество регионов — бюджетных доноров в стране продолжает сокращаться, а долги ряда субъектов достигают астрономических цифр.

Рустам Минниханов в конце декабря прошлого года на сессии Госсовета Татарстана раскритиковал федеральную бюджетную политику, назвав ее «раскулачиванием». А вот что говорил президент республики в ходе Гайдаровского форума, поддержав калужского коллегу Анатолия Артамонова.

«На самом деле мы все должны быть мотивированы на какую-то серьезную задачу, для этого надо мобилизовать территорию. Чтобы управлять территорией, ты должен управлять кадрами, у тебя должны быть деньги. Если какой-то инструмент отсутствует, то схема не работает. Я хотел бы сказать, что важно страну не делить на федералов, субъект и муниципалитет. Простому жителю, гражданину без разницы, он видит власть. Если есть доверие президента страны, если президент страны доверяет, значит, полномочия должны быть достаточными, чтобы проводить политику президента. Это и кадровые назначения (территориальные федеральные органы), и все остальное. Спрос должен быть не с десяти человек в субъекте, а с одного. В этом плане, считаю, регионам надо больше доверять».

Сказано, конечно, с соблюдением политических приличий, почти на эзоповом языке, но основной посыл Минниханова считывается без труда. Там же, в рамках дискуссии «Новая региональная политика», в полемике с Алексеем Кудриным, а затем оппонируя Александру Цыбульскому, замминистра экономического развития, президент Татарстана высказывался куда откровеннее:

«Цыбульский — хороший человек, но его поправить надо. Вы живете своими иллюзиями. Мы ухудшать уровень жизни не имеем права. Вы взяли и изъяли деньги. Я понимаю, что надо поддерживать регионы, но просто так взять и отобрать такую сумму… Это же не меня касается, это касается почти 4 миллионов человек в нашей республике. И я пока ответственный за эту республику, я не могу об этом не сказать. Это никому не нравится. Нравится вам это или не нравится, я об этом буду говорить (…) Федеральное собрание принимает решение — льготы по подоходному, земельному, транспортному налогу. Это все наши доходы, в совокупности 35 миллиардов. И никто у нас этого не спрашивает, мы на месте лучше знаем, кому сколько льгот дать» — говорил Минниханов.

В свою очередь, портал «Улпресса» приводит ключевые тезисы из выступления губернатора Сергея Морозова «Многим регионам сегодня необходима большая свобода в системе управления. В частности, в вопросах, касающихся земельных отношений и объектов недвижимости. Так, многие территории и здания, формально принадлежащие федеральным структурам и длительное время не использующиеся, невозможно эффективно использовать из-за существенных юридических трудностей в отношении законодательных баз разных уровней, несмотря на готовность властей и бизнеса вкладывать силы и средства. Также губернатор обозначил необходимость передачи значительной части полномочий контрольно-надзорных органов на региональный уровень. Он также выступил за то, чтобы передать субъектам РФ функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти, действующих на территориях регионов. По мнению Сергея Морозова, это приведёт не только к существенному сокращению аппарата и издержек, но будет способствовать улучшению общегосударственной политики».

Разумеется, говорят главы регионов о разных вещах, что обусловлено их политическим и экономическом положением: Минниханов требует для своей республики, по сути, особых финансовых условий («У Татарстана слишком много забирают»). Морозов же обещает центру увеличить источники дохода и улучшить технологию сбора средств. Однако пафос общий: хотим вернуть былую региональную самостоятельность.

Считаются с сильным

Необходимо отметить, что Рустам Минниханов и Сергей Морозов — фигуры в российском губернаторском корпусе достаточно знаковые. Об особом статусе республики Татарстан сказано немало (достаточно напомнить, что Минниханов единственный из глав национальных республик остался в звании «президента»), отметим также: в последние годы Рустам Нургалиевич возглавляет большинство губернаторских рейтингов — как в плане экономического развития, так и политической устойчивости.

С последним параметром наладилось у Сергея Морозова — имевший определенные проблемы (прежде всего по линии «Единой России») с переназначением, он, тем не менее, в минувшем году выиграл губернаторские выборы и позиции упрочил. Кроме того, Морозов считается любимцем правительственных и околоправительственных системных либералов, не случайно Алексей Кудрин анонсировал выступление ульяновского губернатора в весьма комплиментарном ключе.

Словом, и Минниханов, и Морозов — политики, от которых просто так отмахнуться затруднительно, к тому же ясно, что аналогичным или еще более радикальным образом сегодня мыслят многие руководители субъектов. Однако в нынешней ситуации едва ли возможна коррекция региональной политики, считает большинство экспертов.

Известный политический консультант Денис Ястребов полагает заявления Морозова и Минниханова отголоском «парада суверенитетов». «Однако сейчас всё протекает в гораздо более латентной и цивилизованной, умеренной стилистике… В условиях экономического кризиса федеральный центр ищет источники допдоходов, а некоторые региональные лидеры стремятся, наоборот, сохранить их или вернуть себе. С Морозовым ситуация другая — он пытается по своему оптимизировать бюджет региона, объединяя муниципальные образования, ставшие сверхдотационными. Тут уже речь, скорее, о реформе местного самоуправления. Важно, на мой взгляд, не рубить с плеча, а разобраться в аргументации сторон, не исключено, что в ней содержатся и здравые мысли и предложения. С другой стороны — весьма опасно снова скатится к „феодальной федерализации“ середины 90-х. Замечу лишь, что федеральному правительству приходится в этих непростых условиях думать не только о сохранении уровня жизни, скажем, в Татарстане, а обо всей стране, не только о 4 млн. жителей, а о 145-ти миллионах» — заключает эксперт.

«Денег в бюджете становится все меньше, — рассуждает политолог Дмитрий Олейник, — а расходы упорно не хотят сокращаться. В этих условиях центр не имеет других источников, кроме как уменьшить отчисления от налогов в региональные бюджеты и централизовано решать, куда направить средства. Естественно, регионам-донорам это не нравится, ведь они тоже испытывают значительные трудности и много работают над тем, чтобы сбалансировать бюджеты. В этих условиях мы наблюдаем недовольство со стороны самодостаточных и рапорты о том, что „мы можем больше, если центр нам больше даст“ со стороны регионов, имеющих большие проблемы с собственным бюджетом. В соответствии с Конституцией все субъекты равны и условия должны быть одинаковы, но с учетом реалий можно ожидать, что центр будет заигрывать с регионами-донорами, особенно национальными республиками, передавая им значительно большие средства, чем те, которые были перераспределены в пользу центра. Это нельзя назвать новой региональной политикой, меняются лишь детали, а принцип остается. С сильным считаются, слабому кидают кусок, чтобы не окочурился» — констатирует Олейник.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ