18+
понедельник, 29 мая
Политика

Регионы просят свободы и денег

Минниханов и Морозов как предтечи губернаторской фронды

  
2630
Глава Татарстана Рустам Минниханов во время VIII Гайдаровского форума
Глава Татарстана Рустам Минниханов во время VIII Гайдаровского форума (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Гайдаровский экономический форум, восьмой по счету, завершил работу 14 января. СМИ, главным образом, отметили среди спикеров мероприятия Сергея Залдостанова (Хирурга) — байкера и популярного шоумена патриотического направления. Однако куда более серьезными и по-своему революционными оказались на форуме выступления глав поволжских регионов — президента Татарстана Рустама Минниханова и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Оба говорили о чрезмерной централизации сегодняшнего политического устройства РФ, необходимости дать регионам больше самостоятельности (пока экономической), о желательности пересмотра межбюджетных отношений в схеме «федеральный центр — субъекты».

«Вы живете своими иллюзиями»

Напомним, что дискуссии о коррекции региональной политики и пересмотре межбюджетных отношений обострились после публикации (для общественного обсуждения) проекта соответствующего президентского указа, разработанного минэкономразвития в 2015 году. Проект содержал набор благих, но технологически не аргументированных пожеланий, смысл которых в части бюджетной политики сводился к повышению финансовой самостоятельности регионов и стимулированию их к экономическому развитию. Между тем, существующее положение вещей никаких оснований для оптимизма не дает: количество регионов — бюджетных доноров в стране продолжает сокращаться, а долги ряда субъектов достигают астрономических цифр.

Рустам Минниханов в конце декабря прошлого года на сессии Госсовета Татарстана раскритиковал федеральную бюджетную политику, назвав ее «раскулачиванием». А вот что говорил президент республики в ходе Гайдаровского форума, поддержав калужского коллегу Анатолия Артамонова.

«На самом деле мы все должны быть мотивированы на какую-то серьезную задачу, для этого надо мобилизовать территорию. Чтобы управлять территорией, ты должен управлять кадрами, у тебя должны быть деньги. Если какой-то инструмент отсутствует, то схема не работает. Я хотел бы сказать, что важно страну не делить на федералов, субъект и муниципалитет. Простому жителю, гражданину без разницы, он видит власть. Если есть доверие президента страны, если президент страны доверяет, значит, полномочия должны быть достаточными, чтобы проводить политику президента. Это и кадровые назначения (территориальные федеральные органы), и все остальное. Спрос должен быть не с десяти человек в субъекте, а с одного. В этом плане, считаю, регионам надо больше доверять».

Сказано, конечно, с соблюдением политических приличий, почти на эзоповом языке, но основной посыл Минниханова считывается без труда. Там же, в рамках дискуссии «Новая региональная политика», в полемике с Алексеем Кудриным, а затем оппонируя Александру Цыбульскому, замминистра экономического развития, президент Татарстана высказывался куда откровеннее:

«Цыбульский — хороший человек, но его поправить надо. Вы живете своими иллюзиями. Мы ухудшать уровень жизни не имеем права. Вы взяли и изъяли деньги. Я понимаю, что надо поддерживать регионы, но просто так взять и отобрать такую сумму… Это же не меня касается, это касается почти 4 миллионов человек в нашей республике. И я пока ответственный за эту республику, я не могу об этом не сказать. Это никому не нравится. Нравится вам это или не нравится, я об этом буду говорить (…) Федеральное собрание принимает решение — льготы по подоходному, земельному, транспортному налогу. Это все наши доходы, в совокупности 35 миллиардов. И никто у нас этого не спрашивает, мы на месте лучше знаем, кому сколько льгот дать» — говорил Минниханов.

В свою очередь, портал «Улпресса» приводит ключевые тезисы из выступления губернатора Сергея Морозова «Многим регионам сегодня необходима большая свобода в системе управления. В частности, в вопросах, касающихся земельных отношений и объектов недвижимости. Так, многие территории и здания, формально принадлежащие федеральным структурам и длительное время не использующиеся, невозможно эффективно использовать из-за существенных юридических трудностей в отношении законодательных баз разных уровней, несмотря на готовность властей и бизнеса вкладывать силы и средства. Также губернатор обозначил необходимость передачи значительной части полномочий контрольно-надзорных органов на региональный уровень. Он также выступил за то, чтобы передать субъектам РФ функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти, действующих на территориях регионов. По мнению Сергея Морозова, это приведёт не только к существенному сокращению аппарата и издержек, но будет способствовать улучшению общегосударственной политики».

Разумеется, говорят главы регионов о разных вещах, что обусловлено их политическим и экономическом положением: Минниханов требует для своей республики, по сути, особых финансовых условий («У Татарстана слишком много забирают»). Морозов же обещает центру увеличить источники дохода и улучшить технологию сбора средств. Однако пафос общий: хотим вернуть былую региональную самостоятельность.

Считаются с сильным

Необходимо отметить, что Рустам Минниханов и Сергей Морозов — фигуры в российском губернаторском корпусе достаточно знаковые. Об особом статусе республики Татарстан сказано немало (достаточно напомнить, что Минниханов единственный из глав национальных республик остался в звании «президента»), отметим также: в последние годы Рустам Нургалиевич возглавляет большинство губернаторских рейтингов — как в плане экономического развития, так и политической устойчивости.

С последним параметром наладилось у Сергея Морозова — имевший определенные проблемы (прежде всего по линии «Единой России») с переназначением, он, тем не менее, в минувшем году выиграл губернаторские выборы и позиции упрочил. Кроме того, Морозов считается любимцем правительственных и околоправительственных системных либералов, не случайно Алексей Кудрин анонсировал выступление ульяновского губернатора в весьма комплиментарном ключе.

Словом, и Минниханов, и Морозов — политики, от которых просто так отмахнуться затруднительно, к тому же ясно, что аналогичным или еще более радикальным образом сегодня мыслят многие руководители субъектов. Однако в нынешней ситуации едва ли возможна коррекция региональной политики, считает большинство экспертов.

Известный политический консультант Денис Ястребов полагает заявления Морозова и Минниханова отголоском «парада суверенитетов». «Однако сейчас всё протекает в гораздо более латентной и цивилизованной, умеренной стилистике… В условиях экономического кризиса федеральный центр ищет источники допдоходов, а некоторые региональные лидеры стремятся, наоборот, сохранить их или вернуть себе. С Морозовым ситуация другая — он пытается по своему оптимизировать бюджет региона, объединяя муниципальные образования, ставшие сверхдотационными. Тут уже речь, скорее, о реформе местного самоуправления. Важно, на мой взгляд, не рубить с плеча, а разобраться в аргументации сторон, не исключено, что в ней содержатся и здравые мысли и предложения. С другой стороны — весьма опасно снова скатится к „феодальной федерализации“ середины 90-х. Замечу лишь, что федеральному правительству приходится в этих непростых условиях думать не только о сохранении уровня жизни, скажем, в Татарстане, а обо всей стране, не только о 4 млн. жителей, а о 145-ти миллионах» — заключает эксперт.

«Денег в бюджете становится все меньше, — рассуждает политолог Дмитрий Олейник, — а расходы упорно не хотят сокращаться. В этих условиях центр не имеет других источников, кроме как уменьшить отчисления от налогов в региональные бюджеты и централизовано решать, куда направить средства. Естественно, регионам-донорам это не нравится, ведь они тоже испытывают значительные трудности и много работают над тем, чтобы сбалансировать бюджеты. В этих условиях мы наблюдаем недовольство со стороны самодостаточных и рапорты о том, что „мы можем больше, если центр нам больше даст“ со стороны регионов, имеющих большие проблемы с собственным бюджетом. В соответствии с Конституцией все субъекты равны и условия должны быть одинаковы, но с учетом реалий можно ожидать, что центр будет заигрывать с регионами-донорами, особенно национальными республиками, передавая им значительно большие средства, чем те, которые были перераспределены в пользу центра. Это нельзя назвать новой региональной политикой, меняются лишь детали, а принцип остается. С сильным считаются, слабому кидают кусок, чтобы не окочурился» — констатирует Олейник.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ