18+
четверг, 27 апреля
Политика

«Аврору» Титова выставили на торги

Найдутся ли желающие приобрести наследие бывшего самарского губернатора

  
1535
Ту-154М на территории самолетостроительного завода "Авиакор"
Ту-154М на территории самолетостроительного завода «Авиакор» (Фото: Руслан Крыльев/ТАСС)

Правительство Самарской области уже в третий раз (и это только за этот год) не смогло продать построенный девять лет назад для тогдашнего губернатора Константина Титова самолет Ту-154М. Как сообщает «Интерфакс», на аукцион в очередной раз не поступило ни одной заявки и он снова признан несостоявшимся.

Президентские амбиции

Злополучный борт Ту-154М был построен по инициативе Титова на самарском «Авиакоре» еще в 2007 году. Напомним, бывший председатель Куйбышевского горисполкома и сопредседатель (вместе с Михаилом Горбачевым) социал-демократической партии России управлял Самарской областью начиная с августа 1991 года — сначала в качестве главы администрации, затем как губернатор. В своем досье «Коммерсант» напоминает, как 19 августа 1991 года, в дни известных событий председатель горсовета Самары Титов вдруг исчез из публичного пространства, уйдя на неожиданный больничный. Выйдя из него через два дня, Титов объявил создание ГКЧП неконституционным и призвал выполнять указы президента РСФСР Бориса Ельцина. Возможно, именно это и могло послужить одной из причин столь оперативного повышения Титова до главы администрации Самарской области. С другой стороны, СМИ не раз отмечали, скажем так, гибкость политических пристрастий Константина Титова: Российское движение демократических реформ, «Демвыбор России», «Наш дом — Россия», СПС, «горбачевская» социал-демократическая партия России и, наконец, «Единая Россия».

В 1997 году Титов, как известно, отказался от поста вице-премьера ельцинского правительства, вроде как посчитав, что это место недостаточно для него престижно, а в январе 2000 года, после известного ельцинского «я устал — я ухожу», баллотировался на пост президента РФ. Компания кандидатов тогда подобралась, что уж говорить, любопытная. Тогдашними соперниками Владимира Путина заявились, например, предприниматель и коллекционер картин Умар Джабраилов, бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов, Элла Памфилова (позже — уполномоченный по правам человека в РФ и председатель ЦИК России), режиссер Станислав Говорухин (он же один из создателей первой Демократической партии России, а позже — глава предвыборного штаба Путина и сопредседатель Центрального штаба ОНФ) и даже многолетний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. На этом фоне результат Титова сложно назвать внушительным — СПС тогда поддержал не его кандидатуру, а Путина; «яблочник» Явлинский, к которому, по слухам, обратился Титов, снимать свою кандидатуру в его пользу тоже отказался. В итоге — лишь 1,47% и шестое место из одиннадцати…

О кепке Лужкова

Зато, например, именно самарский Титов считается, чуть ли не «пионером» одной из популярных «комбинаций» в современной российской политике. В апреле 2000 года он, сославшись на низкую поддержку самарцами своей кандидатуры на президентских выборах, объявил, что уходит в отставку с поста губернатора. В итоге губернаторские выборы были срочно перенесены с декабря на июнь, тем самым, конкуренты Титова чисто физически лишились времени на подготовку к избирательной кампании. В апреле 2005 году Самарская дума одобрила предложенную Путиным кандидатуру Титова и тот в очередной раз стал губернатором Самарской области, однако уже в августе 2007 года — за несколько дней до своего 16-летия управления губернией — покинул этот пост по собственному желанию.

Вообще, «КП"-Самара, например, нашла много общего между Константином Титовым и бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым. «Шоумэн. На публике преображался. На совещаниях эмоционально реагировал на выступления сотрудников, был авторитарен, не переносил критику и возражения, словесно мог отчихвостить так, что подчиненные приходили в себя не один день. Сам любил говорить красочно и долго, перескакивая с темы на тему, — отмечает издание. — Лужков запомнился всем своей знаменитой кепкой — Титов имел слабость к галстукам, причем нередко фееричных форм и расцветок. Галстуки губернатора вся область часто обсуждала куда более бурно, чем его политические заявления. Костюмы Титов тоже менял как перчатки. Обожал светлые костюмы и дорогую обувь». Более того, говорят, что в свое время Титов якобы даже активно продвигал Лужкова на пост вице-премьера.

Вот где-то в паузах между всеми этими государственными делами самарскому заводу «Авиакор» и пришлось выпустить «титовский» борт Ту-154М, за который, по некоторым данным, правительство Самарской области заплатило заводу 320 миллионов рублей. Официально самолет предназначался для обеспечения правительственных визитов, перевозки местной футбольной команды «Крылья Советов» и выполнения чартерных рейсов. По данным СМИ, помимо отделения эконом-класса в самолете имеется VIP-салон на восемь мест и апартаменты для губернатора с комнатой отдыха и душевой кабиной. В любом случае, из-за скорой своей отставки губернатор Титов этой своей «инициативой» воспользоваться так и не успел.

Недолгая звезда «Авроры»

Строго говоря, трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности Ту-154 был разработан еще в 60-х годах прошлого века. По задумке он должен был сменить целый ряд устаревших к тому времени самолетов и в том числе первый советский реактивный авиалайнеру Ту-104. Забегая вперед, отметим, что на продолжительное время ему удалось действительно стать действительно самым массовым советским реактивным самолетом.

Хотя рождался «сто пятьдесят четвертый» так уж однозначно. Первый полет он совершил в 1966 году, то есть именно в то время, когда начинается пересмотр норм летной годности и прочего. В 1971 году первые «сто пятьдесят четвертые» начинают использоваться для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Минводы, а на следующий год лайнер выходит на трассы «Аэрофлота». Однако уже первая эксплуатация показала, что самолет нуждается в серьезной модернизации — доходило до того, что в воздухе, как говорили пилоты, крыло «махало и прогибалось». В итоге Ту-154 даже прозвали «Авророй» по аналогии с вечной стоянкой крейсера. В итоге вышло, что первой в «серию» уходила уже не базовая, а модифицированная модель Ту-154А с улучшенной аэродинамикой крыла, усовершенствованными двигателями, дополнительными топливными баками и увеличенной до 94 тонн взлетной массой. Но уже на следующий, 1975 год появилась новая модификация Ту-154Б (усиленная конструкция крыла, плюс еще один дополнительный топливный бак) и так далее.

В начале 80-х был анонсирован выпуск нового туполевского авиалайнера Ту-164 — в 1982 году он поднялся в воздух под «именем» Ту-154М. Размах крыла — 37,55 метров, длина самолета — 47,90 метров, максимальная взлетная масса 100 000 кг, полезная нагрузка до 180 пассажиров. Благодаря этому, модернизация прежних версий «Авроры» (а их по самым примерным подсчетам к тому времени было заказано не менее 600 штук) оказалось, мягко говоря, запоздалой и нецелесообразной. Что же касается отличий Ту-154М, то от базовой модели он отличался практически всем - еще более экономичными двухконтурными двигателями, современным пилотажно-навигационным комплексом, улучшенной аэродинамикой крыла и фюзеляжа и как следствие — заметно возросшей дальностью полета. Но по иронии судьбы, уже тогда разработчики «сто пятьдесят четвертого» начинают работать над новым самолетом, будущим Ту-204, который будет позиционироваться как раз как замена «сто пятьдесят четвертым» и начнет эксплуатироваться в 1996 году, как раз тогда звезда «Авроры» и начнет закатываться звезда «сто пятьдесят четвертого» и начнет закатываться.

«Допускается двукратное уменьшение стоимости лота»

И все же, повторимся, в том числе и благодаря всем своим модификациям Ту-154 вплоть до десятых годов оставался в России чуть ли не основным самолётом на маршрутах средней дальности. Различные версии этого самолета экспортировались в дружественные СССР страны, он успешно эксплуатировался в правительственном авиаотряде (привет амбициям самарского экс-губернатора Константина Титова!) и использоваться как летательная лаборатория по программе многоразового космического корабля «Буран». Именно на базе «сто пятьдесят четвертого» будет создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе. Да и чисто внешне, по оценке многих, давал глубокую фору по части элегантности многим более молодым «компьютерно одинаковым» своим собратьям.

Где-то с 1998 года серийное производство этого красавца на «Авиакоре» станет мелкосерийном, в начале нулевых от него станут отказываться пассажирские авиакомпании — главным образом из-за появления более экономичных авиалайнеров. В 2013 году самарский завод официально объявил о прекращении серийного производства Ту-154. За несколько лет до этого вполне символично будет разрушен, пожалуй, один из самых известных самолетов этой модели — музей на территории ВДНХ, который за сорок лет его существования успели посетить несколько миллионов человек. «Не разбирали, не увозили, не убирали втихаря под покровом ночи, а именно рушили, в выходной, днём, при большом стечении народа, рушили то, что я знаю и люблю с детства, то, что для меня и для многих является одним из символов ВДНХ, этого приятного места, где когда-то можно было просто гулять. Зачем сносят?», — будут возмущаться в интернет-пространстве очевидцы. Наконец, пожалуй, последнее громкое упоминание Ту-154М — авиакатастрофа над Смоленском президентского самолета с президентом Польши на борту, его женой, известными польскими политиками, военными, общественниками, религиозными деятелями. Как известно, официальной причиной этой трагедии, в которой погибло 96 человек, Международный авиационный комитет назовет ошибки экипажа и психологическое давление на него…

Что же касается именно «титовского» борта, то впервые он был выставлен на торги в октябре 2008 года по начальной цене в 580 миллионов рублей — однако желающих на него тогда не нашлось. В 2009 году самолет был сдан на два года в аренду авиакомпании «Заполярье», а затем — также на два года — «Авиалиниям Дагестана» для футбольного клуба «Анжи». В марте и мае 2016 года этот Ту-154М дважды выставлялся на аукцион уже по цене 127,1 миллионов рублей — результат был тот же. Наконец, на 30 августа был намечен очередной аукцион - причем, там допускалось даже еще двукратное уменьшение стоимости лота — увы, как стало известно на днях, он был отменен из-за все того же отсутствия желающих.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ