18+
суббота, 25 марта
Политика

«Аврору» Титова выставили на торги

Найдутся ли желающие приобрести наследие бывшего самарского губернатора

  
1530
Ту-154М на территории самолетостроительного завода "Авиакор"
Ту-154М на территории самолетостроительного завода «Авиакор» (Фото: Руслан Крыльев/ТАСС)

Правительство Самарской области уже в третий раз (и это только за этот год) не смогло продать построенный девять лет назад для тогдашнего губернатора Константина Титова самолет Ту-154М. Как сообщает «Интерфакс», на аукцион в очередной раз не поступило ни одной заявки и он снова признан несостоявшимся.

Президентские амбиции

Злополучный борт Ту-154М был построен по инициативе Титова на самарском «Авиакоре» еще в 2007 году. Напомним, бывший председатель Куйбышевского горисполкома и сопредседатель (вместе с Михаилом Горбачевым) социал-демократической партии России управлял Самарской областью начиная с августа 1991 года — сначала в качестве главы администрации, затем как губернатор. В своем досье «Коммерсант» напоминает, как 19 августа 1991 года, в дни известных событий председатель горсовета Самары Титов вдруг исчез из публичного пространства, уйдя на неожиданный больничный. Выйдя из него через два дня, Титов объявил создание ГКЧП неконституционным и призвал выполнять указы президента РСФСР Бориса Ельцина. Возможно, именно это и могло послужить одной из причин столь оперативного повышения Титова до главы администрации Самарской области. С другой стороны, СМИ не раз отмечали, скажем так, гибкость политических пристрастий Константина Титова: Российское движение демократических реформ, «Демвыбор России», «Наш дом — Россия», СПС, «горбачевская» социал-демократическая партия России и, наконец, «Единая Россия».

В 1997 году Титов, как известно, отказался от поста вице-премьера ельцинского правительства, вроде как посчитав, что это место недостаточно для него престижно, а в январе 2000 года, после известного ельцинского «я устал — я ухожу», баллотировался на пост президента РФ. Компания кандидатов тогда подобралась, что уж говорить, любопытная. Тогдашними соперниками Владимира Путина заявились, например, предприниматель и коллекционер картин Умар Джабраилов, бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов, Элла Памфилова (позже — уполномоченный по правам человека в РФ и председатель ЦИК России), режиссер Станислав Говорухин (он же один из создателей первой Демократической партии России, а позже — глава предвыборного штаба Путина и сопредседатель Центрального штаба ОНФ) и даже многолетний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. На этом фоне результат Титова сложно назвать внушительным — СПС тогда поддержал не его кандидатуру, а Путина; «яблочник» Явлинский, к которому, по слухам, обратился Титов, снимать свою кандидатуру в его пользу тоже отказался. В итоге — лишь 1,47% и шестое место из одиннадцати…

О кепке Лужкова

Зато, например, именно самарский Титов считается, чуть ли не «пионером» одной из популярных «комбинаций» в современной российской политике. В апреле 2000 года он, сославшись на низкую поддержку самарцами своей кандидатуры на президентских выборах, объявил, что уходит в отставку с поста губернатора. В итоге губернаторские выборы были срочно перенесены с декабря на июнь, тем самым, конкуренты Титова чисто физически лишились времени на подготовку к избирательной кампании. В апреле 2005 году Самарская дума одобрила предложенную Путиным кандидатуру Титова и тот в очередной раз стал губернатором Самарской области, однако уже в августе 2007 года — за несколько дней до своего 16-летия управления губернией — покинул этот пост по собственному желанию.

Вообще, «КП"-Самара, например, нашла много общего между Константином Титовым и бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым. «Шоумэн. На публике преображался. На совещаниях эмоционально реагировал на выступления сотрудников, был авторитарен, не переносил критику и возражения, словесно мог отчихвостить так, что подчиненные приходили в себя не один день. Сам любил говорить красочно и долго, перескакивая с темы на тему, — отмечает издание. — Лужков запомнился всем своей знаменитой кепкой — Титов имел слабость к галстукам, причем нередко фееричных форм и расцветок. Галстуки губернатора вся область часто обсуждала куда более бурно, чем его политические заявления. Костюмы Титов тоже менял как перчатки. Обожал светлые костюмы и дорогую обувь». Более того, говорят, что в свое время Титов якобы даже активно продвигал Лужкова на пост вице-премьера.

Вот где-то в паузах между всеми этими государственными делами самарскому заводу «Авиакор» и пришлось выпустить «титовский» борт Ту-154М, за который, по некоторым данным, правительство Самарской области заплатило заводу 320 миллионов рублей. Официально самолет предназначался для обеспечения правительственных визитов, перевозки местной футбольной команды «Крылья Советов» и выполнения чартерных рейсов. По данным СМИ, помимо отделения эконом-класса в самолете имеется VIP-салон на восемь мест и апартаменты для губернатора с комнатой отдыха и душевой кабиной. В любом случае, из-за скорой своей отставки губернатор Титов этой своей «инициативой» воспользоваться так и не успел.

Недолгая звезда «Авроры»

Строго говоря, трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности Ту-154 был разработан еще в 60-х годах прошлого века. По задумке он должен был сменить целый ряд устаревших к тому времени самолетов и в том числе первый советский реактивный авиалайнеру Ту-104. Забегая вперед, отметим, что на продолжительное время ему удалось действительно стать действительно самым массовым советским реактивным самолетом.

Хотя рождался «сто пятьдесят четвертый» так уж однозначно. Первый полет он совершил в 1966 году, то есть именно в то время, когда начинается пересмотр норм летной годности и прочего. В 1971 году первые «сто пятьдесят четвертые» начинают использоваться для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Минводы, а на следующий год лайнер выходит на трассы «Аэрофлота». Однако уже первая эксплуатация показала, что самолет нуждается в серьезной модернизации — доходило до того, что в воздухе, как говорили пилоты, крыло «махало и прогибалось». В итоге Ту-154 даже прозвали «Авророй» по аналогии с вечной стоянкой крейсера. В итоге вышло, что первой в «серию» уходила уже не базовая, а модифицированная модель Ту-154А с улучшенной аэродинамикой крыла, усовершенствованными двигателями, дополнительными топливными баками и увеличенной до 94 тонн взлетной массой. Но уже на следующий, 1975 год появилась новая модификация Ту-154Б (усиленная конструкция крыла, плюс еще один дополнительный топливный бак) и так далее.

В начале 80-х был анонсирован выпуск нового туполевского авиалайнера Ту-164 — в 1982 году он поднялся в воздух под «именем» Ту-154М. Размах крыла — 37,55 метров, длина самолета — 47,90 метров, максимальная взлетная масса 100 000 кг, полезная нагрузка до 180 пассажиров. Благодаря этому, модернизация прежних версий «Авроры» (а их по самым примерным подсчетам к тому времени было заказано не менее 600 штук) оказалось, мягко говоря, запоздалой и нецелесообразной. Что же касается отличий Ту-154М, то от базовой модели он отличался практически всем - еще более экономичными двухконтурными двигателями, современным пилотажно-навигационным комплексом, улучшенной аэродинамикой крыла и фюзеляжа и как следствие — заметно возросшей дальностью полета. Но по иронии судьбы, уже тогда разработчики «сто пятьдесят четвертого» начинают работать над новым самолетом, будущим Ту-204, который будет позиционироваться как раз как замена «сто пятьдесят четвертым» и начнет эксплуатироваться в 1996 году, как раз тогда звезда «Авроры» и начнет закатываться звезда «сто пятьдесят четвертого» и начнет закатываться.

«Допускается двукратное уменьшение стоимости лота»

И все же, повторимся, в том числе и благодаря всем своим модификациям Ту-154 вплоть до десятых годов оставался в России чуть ли не основным самолётом на маршрутах средней дальности. Различные версии этого самолета экспортировались в дружественные СССР страны, он успешно эксплуатировался в правительственном авиаотряде (привет амбициям самарского экс-губернатора Константина Титова!) и использоваться как летательная лаборатория по программе многоразового космического корабля «Буран». Именно на базе «сто пятьдесят четвертого» будет создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе. Да и чисто внешне, по оценке многих, давал глубокую фору по части элегантности многим более молодым «компьютерно одинаковым» своим собратьям.

Где-то с 1998 года серийное производство этого красавца на «Авиакоре» станет мелкосерийном, в начале нулевых от него станут отказываться пассажирские авиакомпании — главным образом из-за появления более экономичных авиалайнеров. В 2013 году самарский завод официально объявил о прекращении серийного производства Ту-154. За несколько лет до этого вполне символично будет разрушен, пожалуй, один из самых известных самолетов этой модели — музей на территории ВДНХ, который за сорок лет его существования успели посетить несколько миллионов человек. «Не разбирали, не увозили, не убирали втихаря под покровом ночи, а именно рушили, в выходной, днём, при большом стечении народа, рушили то, что я знаю и люблю с детства, то, что для меня и для многих является одним из символов ВДНХ, этого приятного места, где когда-то можно было просто гулять. Зачем сносят?», — будут возмущаться в интернет-пространстве очевидцы. Наконец, пожалуй, последнее громкое упоминание Ту-154М — авиакатастрофа над Смоленском президентского самолета с президентом Польши на борту, его женой, известными польскими политиками, военными, общественниками, религиозными деятелями. Как известно, официальной причиной этой трагедии, в которой погибло 96 человек, Международный авиационный комитет назовет ошибки экипажа и психологическое давление на него…

Что же касается именно «титовского» борта, то впервые он был выставлен на торги в октябре 2008 года по начальной цене в 580 миллионов рублей — однако желающих на него тогда не нашлось. В 2009 году самолет был сдан на два года в аренду авиакомпании «Заполярье», а затем — также на два года — «Авиалиниям Дагестана» для футбольного клуба «Анжи». В марте и мае 2016 года этот Ту-154М дважды выставлялся на аукцион уже по цене 127,1 миллионов рублей — результат был тот же. Наконец, на 30 августа был намечен очередной аукцион - причем, там допускалось даже еще двукратное уменьшение стоимости лота — увы, как стало известно на днях, он был отменен из-за все того же отсутствия желающих.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ