18+
вторник, 26 сентября
Политика

«Турецкие» сквознячки над Башкирией

Идеологии: импортозамещение или прямой импорт

  
1954
«Турецкие» сквознячки над Башкирией
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В последнее время в СМИ Башкортостана все чаще стали мелькать сообщения об арестах в некоторых религиозных организациях, деятельность которых либо уже запрещена законом, либо находится на стадии законодательного ограничения. Как, например, нашумевшей в девяностые секты «Нурджулар», или же не запрещенной, в отличие от нее, секты «хаканнитов». Каким образом деятельность всех этих организаций связана с «мягкой силой» по-турецки, нам и предстоит разобраться.

Как известно, после трагических событий, когда турецкими ВВС был сбит российский Су-24 в Сирии, и последовавшего после этого резкого похолодания в отношениях между странами, основные аналитические центры и новостные агентства на постсоветском пространстве стали оценивать эти взаимоотношения чуть ли не как «предвоенные». Этот геополитический конфликт, географически никак не граничащий с Урало-Поволжьем, тем не менее, оказывает существенное влияние на умы и настроения представителей управленческой элиты республики Башкортостан. Тем более у тех, кто имеет некоторый бизнес или родственные связи в далекой Турции.

Фактор мифического Турана

Уничтожение Советского строя, соответственно и его геополитического, геокультурного стержня, не могло пройти бесследно. Тот вакуум, что образовался после ликвидации этого стержня, стал заполняться иными идеями и мифами. Идеями чуждыми и вредными для народов. Основный посыл всех этих идей имеет своей целью разрушение такого оплеванного антисоветчиками явления советской действительности, как «дружба народов». Именно разрушение этого советского явления породило братоубийственные конфликты на Кавказе, а так же лежит в основе гражданской войны на землях братской Украины. В череде подобных разрушительных мифов, способных посеять опасные зерна, и является идеология «неоосманизма».

Как известно, тюрки — этнические мусульмане, составляют немалую часть населения современной Российской Федерации (башкиры, татары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, крымские татары, азербайджанцы). Они компактно проживают в стратегически приоритетных регионах России, где находятся ценнейшие запасы сырья и важнейшие экономические комплексы, — в Урало-Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, а также большей части Средней Азии (нашего геополитического подбрюшья).

Идеология пантюркизма, или «Большого Турана», что бы ни говорили ее адепты, органично используется в качестве прикрытия другого проекта под менее известным названием «Неоосманизм». Миф о «единстве тюркского мира» в интерпретации неоосманизма, по сути, превращается в инструмент подчинения или активного включения в орбиту интересов Турции (как сердца этого мира) тех регионов и стран, которые когда-то являлись либо частью Османской империи, либо находились в вассальном по отношении к ней положении, либо входили в сферу духовно-религиозного влияния, как например Башкирия или Урало-Поволжье в целом. Идеологи «единства тюркского мира» не раз озвучивали на разных международных площадках свои тезисы о культурном единстве так называемого «Великого Турана», который охватывает обширнейшие территории от Казани до Астаны и от Стамбула до греческих Солоник. Но именно культурная экспансия (как и экспансия идеологическая), является предтечей экспансии экономической и военной. Одним из инструментов такой подготовительной работы на местах, до последнего времени, являлась деятельность религиозных организаций, типа той же «Нурджулар».

Нурджулар

В 90-е годы, с ослаблением государственного влияния в идеологической сфере внутри страны, закономерно активизировалось иностранное влияние и в частности в религиозной сфере. В Республике Башкортостан именно на эти годы приходится начало открытой деятельности групп религиозного объединения «Нурджулар».

Организация «Нурджулар» была создана в Турции в первые годы после Первой мировой войны известным турецким богословом, курдом по национальности, суннитом, противником ваххабизма Саидом Нурси (1876−1960). Основные его теоретические работы собраны в четырнадцатитомнике «Рисале-и-Нур». Решением ВС РФ от 2008 года данное собрание сочинений признано экстремистским и запрещено в России. В последующем учение Саида Нурси развилось в более чем шесть направлений деятельности. Институционально эта организация работала в Башкирии и в других традиционно мусульманских регионах России по трем направлениям: школа, образование и СМИ.

В частности по первому направлению работала концепция «Алтын Насыл» (Золотое поколение). Адепты «Хизмета» (структурного подразделения «Нурджулар», ориентированного на постсоветское пространство), влияли на формирование лояльных элит в регионе. То есть посредством применения метода селективного отбора, посредством экзаменов и олимпиад отбирали в учебные заведения интернатского типа перспективных мальчиков 12−13 лет. Далее в процессе обучения учащимся прививались идеи и ценности этого движения. Позже планировалось «встраивание» данных людей в систему государственного управления. Структурное подразделение «Нурджулар» занимающееся Башкортостаном, Татарстаном, Астраханской, Свердловской, Оренбургской и Челябинской областями носило название «Серхат».

«Хизмет» в 90-е и в начале нулевых активно открывало новые школы, фонды и другие бизнес-структуры. Стоит отметить тот факт, что «исламский капитал» нурсистов составляет около 30% экономики Турции. Им подконтрольны телеканал «Саман Йолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», газеты «Сызынты», «Зафер», медиа-холдинг «Заман».

В Башкортостане, как отмечено выше, открытая работа нурсистов началась с открытия совместных международных башкиро-турецких лицеев. Учиться в них считалось престижным, поскольку обучение велось на двух языках, английском и турецком. А отличившиеся выпускники могли продолжить обучение в Турции. И соответственно, более ста человек в последующем получило высшее образование в вузах Турции.

В середине нулевых все эти учебные заведения были закрыты или преобразованы.

В 2006 году прокуратура Татарстана подала гражданский иск о признании книг Саида Нурси экстремистскими. На этот же период приходится и громкое выдворение более 20-ти граждан Турции адептов «Нурджулар» активных агентов иностранных спецслужб из страны. 10 апреля 2008 года, по иску Генеральной прокуратуры РФ, как упоминалось выше, ВС РФ признал международную религиозную организацию «Нурджулар» экстремистской и запретил ее деятельность на территории РФ.

Однако подпольно секта функционирует до сих пор, и сохраняет влияние и контроль на бывшие «турецкие» лицеи и на их выпускников.

«Хакканиты» атакуют

В начале марта этого года, в сети появилось открытое письмо коллектива ученых Центра социальной культурологии и антропологии при Академии наук Башкортостана, в котором они, обращаясь к медиа-холдингу «Бонус», пишут о том, что опубликованный этим изданием материал «Башкирия лишается перспективного научного центра» не является соответствующим действительности. В частности, по мнению ученых, статью о «разгроме ИГИ РБ» неправомерно сопровождает фотография, на которой изображены сотрудники Центра социальной культурологии и антропологии, а также бывший врио директора Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан И. Султанмуратов и профессор Медико-генетического научного центра РАМН Е. Балановская (научный руководитель проекта по геногеографии, руководителем которого в Республике Башкортостан является Ю. Юсупов). Поскольку никто из запечатленных на фотографии, включая коллектив ЦСКА ИСИ РБ (бывший тогда ядром ИГИ РБ) и проф. Е. Балановскую, не разделяет трактовки событий, данных в «Бонусе» И. Султанмуратовым.

Причиной для конфликта в ИГИ РБ (Институт гуманитарных исследований Республики Башкортостан) послужило вмешательство адепта шейха Назима Хаккани в научную работу института, в частности в ход исследований, связанных с региональным религиоведением. То есть изучением этнорелигиозной ситуации в Башкортостане. Как отмечают подписавшиеся под обращением ученые, перспективные исследования в области религиоведения блокировались по инициативе руководителя ИГИ РБ Султанмуратова. Так, его распоряжением был закрыт Центр социо-культурного моделирования, коллектив которого получил благодарность от профильных органов государственной власти РБ за научное обеспечение ряда мероприятий по укреплению межконфессионального мира и согласия. Допускались неприемлемые в научной среде попытки давления непосредственно в помещениях ИГИ РБ со стороны главы неосуфийского объединения хакканитов в Башкирии Салавата Кильдина на сотрудников института, не поддавшихся вербовке этой неоосманитской группы. Т.е. получается, что неоосманитская группа пыталась контролировать работу одного из ведущих научно-исследовательских учреждений Башкирии гуманитарного сектора, отвечающего как раз за анализ сферы религиозной жизни и межнациональных отношений.

Джамаат аль-Хаккани

Теперь собственно о хаканнитах. Суфийское братство «хакканийа» получило свое название в 1973 году в честь своего основателя — шейха Мухаммеда Назима Адиль ал-Кубруси (тур. Кыбрыси) аль-Хаккани (1922−2014). Шейх Назим родился на Северном Кипре. Обитель самого шейха Назима находится на Северном Кипре в г. Лефка, вторая — в Лондоне [9, с. 250]. После смерти шейха Назима его могила в г. Лефка стала объектом паломничества для членов тариката.

В 1997 году шейх Назим впервые публично приехал в Россию, совершил визит в Дагестан и Чечню, а затем в 2003 году посетил республику Узбекистан.

Представителем тариката в Москве стал известный бизнесмен, сын влиятельного политика и брат известной российской певицы Алсу, Марат Сафин (шейх Мурад). Руководимое им объединение последователей шейха Назима издает специализированную литературу тариката, регулярно проводит радения (зикр) в центре развития «Вирдан». Их официальным ресурсом является сайт www.sufi.su. Башкортостан привлекает повышенное внимание хакканитов. Сначала ответственным за работу в Башкирии шейхом Назимом лично был назначен 18 февраля 2013 г. шейх Абдулрафик, проживавший в 200 км от Уфы. После смерти Назима аль-Хаккани в 2014 г. шейхом стал его сын — шейх Мехмет. В Башкортостане главой (мюршидом) тариката им назначен влиятельный в медийных кругах республики экс-глава Гостелерадио Башкирии, Салават Кильдин. Шейх Мехмет Адиль совершил несколько поездок в Башкортостан в 2013 и 2014-м., посетив связанные с суфийской историей региона культовые места, включая наскоро придуманные его адептами «захоронения сахабов» на горе Нарыс-тау (где под этим предлогом был сооружен внушительный мавзолей как место паломничества) и «могилу Урал-батыра».

Последняя такая поездка, 30 августа 2015 года, на этот раз без согласования с муфтиятами, закончилась грандиозным скандалом, когда проповедь Хаккани в мечети «Жамиг» г. Белорецка была сорвана, а сам Хаккани покинул Башкортостан с обещанием долго в нем не появляться. Группа Кильдина через ту же газету «Бонус» обвинила мусульман, сорвавших проповедь турецкого шейха, в ваххабизме, а правящие власти РБ, включая главу Совета по государственно-конфессиональным отношениям В. Пяткова и даже упомянутых экспертов-религиоведов — в пособничестве ваххабизму. Для башкирских последователей шейха Назима приобщение к тарикату хакканийа преподносилось как монопольный источник воссоздания утраченной в советское время суфийской традиции Накшбандийа. Присяга шейху (бай"ат) воспринимается как восстановление прерванной цепи преемственности и обоснование легитимности башкирских суфиев. Мало кто задумывается, что такая присяга означает беспрекословное подчинение шейху и его наместникам в регионах — мюршидам. При этом остальные, более классические и менее эпатажные, но не имеющие такой медийной поддержки тарикаты Накшбандийа хакканитами просто игнорируются, а любые недовольные мусульмане объявляются «ваххабитами», «салафитами» либо сочувствующими экстремизму. В группу успешно привлекается интеллигенция, связанная с масс-медиа, СМИ и ТВ: средой, в которой Кильдин пользуется известностью. Известная оппозиционная режиму Хамитова газета «Бонус», издающаяся на средства, контролируемые экс-Президентом РБ Муртазой Рахимовым, по сути, превратилась в рупор хакканитов.

Интересен неоосманский проект шейха Назима, в определенной степени рассчитанный на программирование политической ситуации на Ближнем Востоке: выделение особой роли Турции как центра притяжения, собирательницы земель и места разворачивания событий конца времен, призывы к возрождению Османской империи, султаната и халифата вполне соответствуют тенденциям неоосманизма, принятого за основу внешнеполитического курса современной Турции.

Религиозная секта «Ата Жолы»

Не успели утихнуть страсти по части деятельности адептов аль-Хаккани в республике, как в СМИ стали появляться сообщения о судебных разбирательствах в отношении организатора секты «Ата Жолы», 42-летней жительницы города Уфы Гульнур Г., обвиняемой по трем статьям УК РФ: «покушение на мошенничество», «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека» и «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». Как следует из материалов дела, свою противоправную деятельность обвиняемая, которая считала себя последовательницей религиозного объединения «Центр», тождественной запрещенному религиозному объединению Республики Казахстан под наименованием «Ата Жолы», начала в августе 2014 года.

«Активисты» секты должны были ставить людям диагнозы трудноизлечимых заболеваний, организовывать поездки по «святым местам», расположенным на территории Республики Башкортостан и Республики Казахстан. Людей вводили в состояние транса с использованием обкуривания дымом растений, и манипулировали их сознанием, проводили обряды камчевания, предсказывали прошлое и будущее.

В том числе четверых человек организатор секты заставляла отказаться от своих родителей, детей, близких ради служения «высшей идее».

Всего лишь около месяца назад в Уфе была признана виновной в аналогичных преступлениях 30-летняя жительница Уфы. В микрорайоне Нижегородка она организовала ячейку запрещенной религиозной секты «Орда», где также практиковалось камчевание, обкуривание, общение с духами умерших предков и денежные поборы с «обкуренных». Сектантка была осуждена на условное наказание — 2 года лишения свободы, после чего отпущена в зале суда в связи с амнистией.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Секты «Орда» и «Ата жолы» пришли к нам уже не из Турции, но их объединяет с хакканитами эксплуатация общего невежества населения в вопросах ислама, веры в чудеса, распространение эпидемии «аулиямании»: фанатичного поиска либо фабрикации живых и мертвых «аулия» («святых»). Сам институт «аулия» хорошо известен в исламе, но сектантская психология отличается от религиозной отсутствием чувства меры, здравого смысла и уважения как к светским, так и религиозным законам. Ислам несовместим с ложью вроде фальшивых «могил Урал-батыра» и разорением несчастных пенсионеров, попавших в сеть новоявленных «аулия» «Орды» и «Ата жолы».

Пока все эти чуждые «сквознячки» не переросли в разрушительные ветра, жизненно важно осознать необходимость возврата на путь естественной культурной и исторически сложившейся солидарности тюрко-мусульманских народов бывшего СССР. Четко и однозначно определяя при этом, что является культурно-традиционным достоянием, а что враждебным нашим народам идейным экспансионизмом из-за рубежа. И делать это нужно «государевым» людям уже сегодня.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ