18+
воскресенье, 22 января
Политика

Информационные войны по-пензенски

Считается, что в городе начался жесткий передел медийного рынка

  
820
Информационные войны по-пензенски
Фото: YAY/ ТАСС

Пензенская область никогда не считалась медийно активным регионом, в отличие от своих соседей — Саратовской или Самарской областей. Долгое время здесь царствовал официоз, а любые попытки продавить в информационное пространство независимое мнение пресекались либо кнутом, либо пряником, чаще первым. Однако с приходом нового губернатора началась некая медийная оттепель — появляются новые информационные порталы, завязываются зачатки конкуренции, что сразу же провоцирует медийные войны.

Дело на три миллиона

Конфликт между двумя информационным агентством PenzaNews и информационно-аналитическим порталом The Penza Post (удивительная провинциальщина давать изданиям англоязычные названия) формально развязался из-за «объектов авторского права», а если проще, то «Пенза пост», как следует из материалов арбитража, использовала в публикациях 60 фотографий информагентства, каждую из которых ООО «ВолгаИнтерМедиа» (учредитель «Пензаньюс») оценила в 50 тыс. рублей, выкатив главреду «Пенза пост» Александру Тузову иск в три миллиона рублей.

Надо сказать, что ИА"PenzaNews" действительно до абсурда трепетно относится к собственным материалам. То ли это связано с тем, что главред издания Павел Полосин по образованию юрист, а не журналист, и «объект авторского права» для него более понятная субстанция, нежели «информация», то ли здесь имеет место болезненное желание обладать информацией как частной или даже личной, индивидуальной собственностью. Не случайно именно ИА"PenzaNews" изобрело новый журналистский прием: информацию пресс-служб, опубликованную на официальных сайтах или направленную по рассылкам, подавать как эксклюзивный материал, сообщенный информагентству лично пресс-секретарем ведомства, вводя, между прочим, в заблуждение читателя. Впрочем, это всего лишь штрих к портрету, в конце концов, каждое издание вольно придумывать собственные форматы, особенно когда настоящий эксклюзив искать ему недосуг.

Все же вернемся к авторской собственности ИА"PenzaNews". Наверняка многие пензенские, да и просто пишущие о делах в Пензе информационные порталы хотя бы раз получали на почту сообщение «нарушение правил использования информации ИА „PenzaNews“», дальше шло что-то про штат грамотных юристов (вспоминаем образование главреда) и наличие прецедентов по защите авторских материалов.

Если согласиться с мнением защитников copyright, то позиция редакции совершенно здравая: один субъект создает продукт, другой берет его, выдает за свой собственный и зарабатывает деньги. Вроде бы несправедливо и было бы правильно с этим бороться. Если бы в этой истории не было другого, как нам кажется, подтекста.

Комфортная среда

Дело в том, что ИА «PenzaNews» долгое время существовало в комфортной для себя бесконкурентной среде. Качественных информационных порталов, которые бы давали непредвзятую информацию, в регионе практически не было. Здесь не лишне упомянуть, что в Пензенской области до сих пор не распространяется газета «КоммерсантЪ», которую в свое время выдавили из региона личным распоряжением экс-губернатора Василия Бочкарева, а новый глава региона пока не торопится исправлять ситуацию. Полноценных информагентств было фактически два и это позволяло детищу Павла Полосина наполнять ресурс пресс-релизами, подавая их как собственный эксклюзив, и чувствовать себя вполне уютно.

Смена власти и, пусть осторожные, боязливые и непоследовательные движения к новой информационной политике, заставили мастодонта вздрогнуть, его чувства были задеты. Например, когда в рейтинге цитируемости «Медиалогии» его обошел давний конкурент ИА «Пенза-Пресс», «PenzaNews» опубликовало истеричную (иначе не скажешь) новость о том, что оно остается самым цитируемым изданием региона по версии «Яндекса» и вывело ее в «топ». У наблюдателей это вызвало улыбку, потому что всем мало-мальски знакомым с этой системой известна разница между многолетней цитируемостью «Яндекса» и принципами работы «Медиалогии».

Попадание в рейтинг «The Penza Post», портала, которому нет года от роду, не могло оставить Павла Полосина равнодушным и вот мы наблюдаем иск, сумма которого способно погубить практически любое, даже самое раскрученное региональное издание, плюс загнать учредителя в долги.

Об этом в комментарии своему изданию говорит сам Александр Тузов: «Гражданин Полосин, который представляет редакцию агентства-истца, хорошо известен многим в Пензе, и не только. Его психотип, мотивации, способы промотирования в информпространстве, связи с определенными учреждениями, лицами и организациями — ни для кого не секрет, и для меня, разумеется, тоже. Иск — один из способов самопиара на фоне все возрастающей конкуренции в местечковом информпространстве. У редакции СМИ, которое представляет гражданин Полосин, видимо, есть проблемы. А у кого их сегодня нет? Зайдите, например, в тот же liveinternet и спросите у гражданина Полосина, почему его детище — СМИ, там не числится? За какие такие заслуги федеральный агрегатор не представляет данное СМИ в своем реестре? К слову, The Penza Post там есть…», — цитирует главреда The Penza Post.

Впрочем, сам Полосин утверждает, что дело лежит исключительно в юридической плоскости. «Неуважаемый не только мною Тузов — в том числе за излишнюю для отставного офицера органов госбезопасности импульсивность — вероятнее всего, будет пытаться перевернуть все с ног на голову и строить из себя жертву, хотя таковой он не является. В конце концов, не агентство украло у него эти объекты авторского права, а он использовал их в своих целях», — сказал ИА «PenzaNews» Павел Полосин, обращая внимание на то, что «лично он не имеет каких-либо материальных претензий к индивидуальному предпринимателю». «На самом деле это всего лишь спор двух хозяйствующих субъектов», — утверждает Павел Полосин.

В досудебном порядке

Тузов, кстати, отчасти признает свою вину: «Прав Полосин по сути. И фотки у него в Пензе лучшие. Вот и пользуемся иногда… Их заимствуют в Инете почти все. Только одни у Полосина, а другие у Волосина. Открывай любой портал и смотри, проверяя по сервису „картинки“. А суды — тоже бизнес. 2 000 за фотку — реально», — пишет Тузов в Facebook, обращая внимание на то, что ему удалось за пару месяцев «войти полутора человеками команды — в топ пяти из 67 описанных в Пензе СМИ с самым высоким индексом региональности». Кроме того, если верить ИА «PenzaNews», то Тузов попытался решить вопрос в досудебном порядке, что Полосин просто проигнорировал.

«Сообщение с номера … с текстом „Предлагаю решить проблему в досудебном порядке“ поступило 9 февраля в 18.19. Также с этого номера в течение дня мне звонили 6 раз и, как выяснилось, один — в редакцию агентства. Из-за занятости ни на один звонок я так и не ответил, а привычки перезванивать на незнакомые номера у меня нет», — цитирует главреда издание. Из чего можно сделать вывод, что цель Полосина именно задавить конкурента невообразимой суммой иска, а не восстановить справедливость.

В это время местное журналистское сообщество решило не встать ни на одну из конфликтующих сторон, а «запастись попкорном». Мнение пензенских журналистов хорошо отражено в заметке на портале «ProГОРОД Пенза», где манеру написания материалов Александра Тузова называют «стилем корявого пикапера», а Павла Полосина «весьма одиозной личностью, доводящей дело до конца».

Интересно, вмешается ли пусть негласно в конфликт местная власть, ведь в Пензе ни для кого не секрет, что проект Александра Тузова финансируется губернатором Иваном Белозерцевым? Или же всем было бы комфортно вернуться к прежней «пресс-релизной» информационной повестке?

А в это время

В четверг стало известно, что история получила продолжение. Теперь уже Александр Тузов подал иск к информагентству «Пенза-Пресс» (учредитель ООО «Рекламное агентство «Экспресс») на сумму в 4 млн рублей. Главред The Penza Post утверждает, что «Пенза-Пресс» незаконно использовало 31 его авторскую фотографию с концерта группы «ДДТ». Стоимость каждого объекта авторского права «в виду очевидной эксклюзивности» оценена правообладателем в 130 тысяч рублей.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ