18+
среда, 13 декабря
Новости бизнеса

Саратовский «Волгомост» занялся оздоровлением новосибирского предприятия

Структуры саратовского АО «Волгомост» совместно со Сбербанком и АФК «Система» занялись оздоровлением новосибирской компании «Сибмост», угроза банкротства которой фактически сошла на нет.

  
131

Как сообщает РБК, в сентябре стало известно о продаже акций АО «Сибмост». Контроль над новосибирской компанией получило московское ООО «Объединенное мостостроительное предприятие» (ОМП), которое было создано весной 2017 года структурами Сбербанка, АФК «Система» Владимира Евтушенкова и «Звенигородской ДСК», имеющей отношение к саратовскому «Волгомосту».

До последнего времени у «Сибмоста» были серьезные проблемы — Новосибирский арбитраж рассматривает дело о банкротстве как самой компании, так и ее совладельцев Альберта и Владислава Кошкиных. Однако после того как санацией новосибирского мостостроительного гиганта занялись такие игроки, стало понятно, что угроза уничтожения фактически сошла на нет.

В портфеле «Сибмоста» десяток строящихся объектов общей стоимостью порядка 20 млрд рублей. Это реконструкция федеральной трассы Р-257 (М-54) «Енисей» в обход Черногорска, новый участок трассы «Енисей» рядом с поселком Новоселово, строительство автомобильной дороги М-53 «Байкал» от Челябинска до Читы, путепровод через железную дорогу Омск — Новосибирск, строительство мостового перехода через реку Катунь у села Тюнгур в Республике Алтай, мост через реку Марха в Якутии, реконструкция аэропорта Кызыл, обход города Мариинска в Кемеровской области, реконструкция моста через реку Чумыш на Алтае и Восточный обход Новосибирска. Практически все объекты возводятся на федеральные деньги, цена последнего составляет 10,3 млрд рублей.

Летом судьба Восточного обхода Новосибирска оказалась под вопросом. Федеральное управление автодорог «Сибирь» («Сибуправтодор») подало иск к компании «Сибмост» с требованием обеспечить исполнение госконтракта на 2,08 млрд руб.

Сообщалось, что если компания не предоставит банковскую гарантию со сроком действия на период до 2020 года, то действующим законодательством предусмотрена возможность расторжения контракта и проведение повторной конкурсной процедуры.

Однако уже тогда эксперты отмечали, что судьба контракта будет зависеть от того, состоится ли сделка по продаже акций «Сибмоста» таким крупным инвесторам, как Сбербанк, АФК «Система» и структуры «Волгомоста». Сейчас, когда сделка совершилась, оснований для того, чтобы сомневаться в том, что строительство будет завершено без каких-либо проблем, нет. Ясно, что «Сибмост» был приобретен для оптимизации, развития, а главное, сохранения компании вместе со всеми контрактами.

«В ситуации с «Сибмостом» уже предопределен организационный механизм выхода из ситуации. Сформировался новый пул акционеров в виде Сбербанка, в виде другой компании [АФК «Система"], которые будут владельцами большего количества акций, которые будут вкладывать средства в развитие. Самое главное, сохранен промышленный технологический потенциал «Сибмоста» — уникальной мостостроительной организации, каких осталось в России всего три», —оценивал положение дел бывший новосибирский губернатор Владимир Городецкий.

В середине ноября президент «Сибмоста» провел аппаратное совещание с руководителями структурных подразделений компании, на котором подчеркнул необходимость принятия дополнительных мер для выполнения планов 2017 года.

«На объектах идет активная работа: они обеспечены материалами, металлом, укомплектованы квалифицированными специалистами. Задана динамика. Графики должны быть выдержаны, контрактные обязательства 2017 года — исполнены», — отметил глава компании.

То есть мы видим, что работа гиганта мостростроения, вопреки предположениям скептиков, не только не прекращена, но и эффективно продолжается. Росавтодор, довольно щепетильно подходящий к выбору исполнителей госконтрактов, продолжает доверять «Сибмосту» развитие крупных инфраструктурных проектов в регионах.

Наблюдая за ситуацией вокруг двух гигантов мостостроения, таких как «Сибмост» и «Волгомост», можно сделать поверхностный вывод о том, что у обоих игроков серьезные трудности. Действительно, банкротства, в которые попали предприятия с разных концов страны, не внушали оптимизма, будущее целой отрасти оказывалось под угрозой.

Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так. Взглянуть на ситуацию иначе заставляет список инвесторов, с которыми в последнее время работают волжские и сибирские мостостроители.

АФК «Система» — инвестиционная компания, собственный капитал которой оценивается в 200 трлн руб., явно не тот игрок, которого заинтересуют бесперспективные активы. То же самое можно говорить и о Сбербанке, который не был замечен в сомнительных операциях. Показательно и присутствие в этой команде волжских мостостроителей — компания постепенно выходит из затянувшейся на срок более двух лет процедуры банкротства без потерь. Мало кому такое удается, и это говорит только о том, что на сегодняшний день в «Волгомосте» работает без преувеличения команда сверхпрофессионалов. Волжские строители не только не допустили потери активов предприятия, но и продолжают успешно исполнять все госконтракты, которых немало: это строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга», реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал», строительство мостового перехода через реку Кама и так далее — порядка десяти значительных инфраструктурных объектов. Несмотря на трудности, ни один из контрактов саратовцев не был сорван.

Не удивительно, что именно саратовской компании доверили проводить санацию «Сибмоста». Наверное, одним из решающих факторов для этого стало имя владельца саратовской компании Туфана Садыгова. Именно под его непосредственным руководством волжские мостостроители смогли выйти из затяжного кризиса, компания была оптимизирована и вышла на новый уровень эффективности. Имеющий колоссальный опыт в дорожном и мостовом строительстве высокопрофессиональный глава компании не сорвал ни одного госконтракта, каждый возводимый под его руководством проект работает, интересы государства надежно защищены.

Теперь же именно управляющему партнеру «Волгомоста» и никому другому доверено заниматься оздоровлением «Сибмоста». Вряд ли настолько серьезные игроки, как АФК «Система» и Сбербанк доверили бы ему эту работу, если бы не были на 100% уверены в эффективности и высоком профессионализме этого человека как антикризисного менеджера.

Понятно, что теперь «Сибмост» ждет ряд неприятных процедур — например, оптимизация производства. Но именно таких действий на сегодняшний день требуют государственные интересы, тем более что экономическая эффективность отрасти мостостроения не так уж и велика, а специалисты говорят, что в нынешних непростых условиях, когда растет стоимость материалов и дорожает качественная рабочая сила, она вообще близка к нулю. Руководитель саратовской компании лично заинтересован в реализации каждого проекта, но надо понимать, что и у каждого крупного дела имеются издержки. Однако если мы намерены выводить из кризиса крупнейшие и уникальные предприятия мостростроения, спасать целую отрасль — а именно такая задача сейчас стоит перед главой компании, то без четкой политики, значительных структурных изменений, а следовательно, и без незначительных (а для кого-то болезненных) потерь мостростроение в России не выживет.

Другим положительным фактором стало приобретение, по непроверенной информации, структурами «Волгомоста» ЗАО «Улан-Удэстальмост» (УУСМ). Компания находилась в предбанкротном состоянии. В марте 2015 года на УУСМ поступил иск о банкротстве от иркутского контрагента — ООО «Истра-МК». Позднее к делу присоединился и Сбербанк, которому завод задолжал более 1,1 млрд руб. Но в январе этого года Арбитражный суд отказал всем кредиторам, требовавшим банкротства «Улан-Удэстальмоста». На середину октября в банке приставов за ЗАО числится 157 исполнительных производств в общей сложности на 2,2 млрд руб. На конец 2016 года завод получил чистый убыток в 209,8 млн руб.

«Улан-Удэстальмост» является крупнейшим поставщиком мостовых металлических конструкций в Сибири и на Дальнем Востоке. В августе этого года учредитель «Улан-Удэстальмоста» — АО «Мостостройиндустрия» принял решение о ликвидации юридического лица, однако уже в октябре оно было отменено. Причиной этого стало желание Объединенного мостостроительного предприятия войти в число инвесторов и сохранить производство.

Если завод по производству мостовых конструкций удастся спасти — а в этом нет ни малейших сомнений, то ОМП получает все инструменты для выполнения государственных контрактов в одних руках. На объединенном предприятии понимают, что такой замкнутый цикл дает максимальную эффективность. О том, что мощное предприятие, воздвигнутое некогда для нужд Байкало-Амурской магистрали, не погибнет, и говорить не приходится. А это налоги и рабочие места в сложном с точки зрения социального обеспечения жителей регионе.

Конкретных цифр, сколько Сбербанк намерен инвестировать в спасение и развитие «Сибмоста» и «Улан-Удэстальмоста», пока нет, но уже сейчас понятно, что оздоровлением последней компании также займется саратовский «Волгомост» или же аффилированные с ним структуры. То есть вся полнота ответственности ложится на вышеупомянутого Туфана Садыгова. Справится ли он с такой задачей, покажет время. Впрочем, у инвесторов, готовых вложить миллиарды рублей, нет никаких сомнений в том, что именно этот человек способен «вырулить» целую отрасль.


Читайте последние новости на сегодня, 13 декабря, и аналитические материалы Свободной Прессы в социальных сетях: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мир тесен, а так же Telegram.

Последние новости сегодня
Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск