18+
пятница, 28 июля
Новости бизнеса

Новые крылья

В работе «Саратовских авиалиний» произошли кардинальные изменения

  
3666
Самолет «Саратовских авиалиний»
Самолет «Саратовских авиалиний» (Фото: Leonid Faerberg / Transport-Photo Images / Global Look Press)

Источником двух достаточно неожиданных новостей в последние дни стало ОАО «Саратовские авиалинии» (Saratov Airlines). У критиков саратовского авиаперевозчика становится все меньше формальных поводов для его обличения: с 1 декабря в город заходит «Аэрофлот» и Red Wings, а два месяца назад учредитель авиакомпании вышел из оффшоров. И если раньше монополия на все рейсы в Москву и регистрация учредителя в Белизе, вызывало аллергию у ряда представителей власти и общественности, то теперь этого не будет.

Возвращение на родину

Как ни странно, о том, что Saratov Airlines больше не имеет учредителей в Белизе, не знали даже в самой авиакомпании. В пресс-службе перевозчика сказали, что впервые слышат об этом, а также заметили, что вряд ли в курсе изменений, и генеральный директор ОАО Игорь Третьяков. Впрочем, понятно, что топ-менеджер совершенно не обязан быть в курсе действий учредителей.

Речь идет о двух оффшорах, наличие которых долгое время ставили в претензию «Саратовским авиалиниям». TRICONA ENTERPRISES INC., владела долей в 24,02% в уставном капитале, AVALON VENTURES INC. —  25,55%. Компании, зарегистрированные в Белизе, появились после того, как Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом продало свою долю в саратовской авиакомпании в 2011 году. Сделку оценивали в 290 млн рублей. Считается, что владельцем белизских оффшоров был известный саратовский бизнесмен, гендиректор ЗАО Инвестиционный холдинг «Энергетический Союз» Аркадий Евстафьев. «Энергетический Союз» владел 26,63% акций авиакомпании еще с 2007 года, ему их продал саратовский же предприниматель Роман Пипия, но лишь с 2011 года авиакомпания стала позиционироваться как предприятие, принадлежащее Евстафьеву. То есть информация, что последний был владельцем «Триконы» и «Авалона», судя по всему, недалека от истины. Однако теперь ситуация стала значительно прозрачней. Приобретшее 27 июля этого года два пакета акций ООО «Союз-Инвест» (Москва) теперь принадлежит Аркадию Евстафьеву. На сегодняшний день можно говорить, что он владеет 81,91% авиаперевозчика. Остальные акции остаются на руках граждан.

О выводе Saratov Airlines из оффшора оказался осведомлен председатель Совета директоров компании Михаил Третьяков. Однако он оказался категоричен в формулировках: «Никакого вывода не произошло. Компании из Белиза продали свои акции ООО „Союз-Инвест“, зарегистрированной в России». На просьбу «СП» озвучить в таком случае цену сделки, Михаил Третьяков сказал, что не знает, но и не сказал бы, даже если бы знал, поскольку информация составляет коммерческую тайну. Сколько может стоить такой пакет, эксперты сказать затрудняются, впрочем, вероятность того, что действительно имела место сделка с реальными продавцами и покупателями по рыночной цене, невелика.

Так или иначе, у недоброжелателей стало на один повод для критики меньше. С этим согласен председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям областной думы Алексей Мазепов. По его мнению, деятельность авиакомпании теперь будет более открытой, что положительно скажется на имидже «Саратовских авиалиний».

Крушение монополии

Однако есть и еще одно крайне интересное решение: фактическая ликвидация монопольного положения Saratov Airlines на основном, столичном, направлении. С 1 декабря в регион приходит сразу два авиаперевозчика, готовых летать на Sukhoi Superjet 100 — «Аэрофлот» и Red Wings. Первый получит вечерний рейс с вылетом из Саратова в 19.45 и полетит в Шереметьево (базовый аэропорт «Аэрофлота»). Второму дали дневной рейс, «Красные крылья» полетят в столичный Домодедово в 12.55. Московское направление дали и «Комиавиатрансу». В итоге в период осенне-зимней навигации из аэропорта Саратова рейсы в столицу будут выполнять четыре авиаперевозчика: «Саратовские авиалинии», «Комиавитранс»; авиакомпании «Аэрофлот» и Red Wings.

На пресс-конференции, прошедшей 6 октября, Игорь Третьяков заявил, что саратовской авиакомпании даже выгодно, что в аэропорт придут другие перевозчики, поскольку они будут платить деньги за пользование слотами. Любопытно, что так кардинально изменило позицию «Саратовских авиалиний», ведь в отчете за 2014 год потеря монопольного положения указана в числе рисков на 2015 год.

— Конечно же, странно, что такая ситуация стала вообще возможной. Понятно, что несколько лет, которые тянется эта история, назывались вроде бы логичные причины невозможности прихода других перевозчиков в аэропорт Саратова, но всё равно, выглядит это, именно как нежелание пускать конкурентов, — анализирует ситуацию ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Дело в том, что всем заявлявшимся в Саратов авиаперевозчикам «Саратовские авиалинии» давали однотипный ответ: аэропорт не может воздушные суда, которыми вы планируете осуществлять перевозки, взлетно-посадочная полоса не готова.

— Вряд ли что-то изменилось в позиции саратовской компании, скорее, это следствие того, что область выполнила поручения протокола, составленного по итогам совещания по данному вопросу в Росавиации. Не исключено, что было ещё раз проанализировано техническое состояние инфраструктуры саратовского аэродрома, выполнен минимально необходимый объём ремонтных работ, что и позволило принять такое решение, — говорит Дмитрий Баранов.

Последнее в своем комментарии подтверждает заместитель председателя правительства Саратовской области Валерий Сараев.

— В марте 2015 года под председательством руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александра Нерадько состоялось совещание по вопросу допуска сторонних авиакомпаний к полетам на аэродром «Саратов (Центральный)» и проведения мероприятий Саратовскими авиалиниями по приему/выпуску воздушных судов типа RRJ-95 В «Суперджет». По итогам совещания авиакомпании «Саратовские авиалинии» было указано на безусловное выполнение требований постановления правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» и решения вопроса о допуске в аэропорт «Саратов (Центральный)» к эксплуатации ВС сторонних авиакомпаний. Поэтому с целью решения данного вопроса, в апреле на аэродроме «Саратов (Центральный)» ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» проведена экспертиза прочностных характеристик взлетно-посадочной полосы Саратовского аэродрома и дано положительное заключение на 20 самолето-вылетов в сутки, — говорит Сараев в распространенном правительством комментарии.

Впрочем, Игорь Третьяков не согласен с позицией правительства, утверждающего, что дело только в новой экспертизе.

— Мы следуем концепции развития своего предприятия: 15 млн рублей своих средств инвестировала компания в летнем сезоне на ремонт взлетно-посадочной полосы. Планируем ремонт еще двух полос. Также нам удалось создать очень сильную орнитологическую службу, — говорит Третьяков. — У авиакомпании «Саратовские авиалинии» есть свой перспективный план и в соответствии с ним мы работаем. Те, кому выгодно упрекать нас предвзято в монополизме (а «Аэрофлот» будет пятой компанией, выполняющей полеты из аэропорта Саратова) уже должны считать правильно, либо признаться, что они это делают корыстно, в своих бизнес-интересах. Создание конкурентной среды, нового выбора для жителей саратовского региона будет идти только на пользу развитию и пассажирам, вылетающим из аэропорта родного города.

Дмитрий Баранов не исключает, что и Аэрофлот в решении данного вопроса пошёл навстречу и ограничил число рейсов до одного в день.

— В целом, понятно, что ситуация требует разрешения, что отвечает общим интересам, но и решать её нужно всем вместе: и региону, и аэропорту, и «Саратовским авиалиниям», и Аэрофлоту. Найти компромисс они вполне в состоянии, что благоприятно скажется как на перевозках в/из региона, так и на всей авиационной отрасли страны. Остаётся надеяться, что так и будет, — считает аналитик «Финам Менеджмент».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ