18+
понедельник, 27 марта
Новости бизнеса

Новые крылья

В работе «Саратовских авиалиний» произошли кардинальные изменения

  
3645
Самолет «Саратовских авиалиний»
Самолет «Саратовских авиалиний» (Фото: Leonid Faerberg / Transport-Photo Images / Global Look Press)

Источником двух достаточно неожиданных новостей в последние дни стало ОАО «Саратовские авиалинии» (Saratov Airlines). У критиков саратовского авиаперевозчика становится все меньше формальных поводов для его обличения: с 1 декабря в город заходит «Аэрофлот» и Red Wings, а два месяца назад учредитель авиакомпании вышел из оффшоров. И если раньше монополия на все рейсы в Москву и регистрация учредителя в Белизе, вызывало аллергию у ряда представителей власти и общественности, то теперь этого не будет.

Возвращение на родину

Как ни странно, о том, что Saratov Airlines больше не имеет учредителей в Белизе, не знали даже в самой авиакомпании. В пресс-службе перевозчика сказали, что впервые слышат об этом, а также заметили, что вряд ли в курсе изменений, и генеральный директор ОАО Игорь Третьяков. Впрочем, понятно, что топ-менеджер совершенно не обязан быть в курсе действий учредителей.

Речь идет о двух оффшорах, наличие которых долгое время ставили в претензию «Саратовским авиалиниям». TRICONA ENTERPRISES INC., владела долей в 24,02% в уставном капитале, AVALON VENTURES INC. —  25,55%. Компании, зарегистрированные в Белизе, появились после того, как Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом продало свою долю в саратовской авиакомпании в 2011 году. Сделку оценивали в 290 млн рублей. Считается, что владельцем белизских оффшоров был известный саратовский бизнесмен, гендиректор ЗАО Инвестиционный холдинг «Энергетический Союз» Аркадий Евстафьев. «Энергетический Союз» владел 26,63% акций авиакомпании еще с 2007 года, ему их продал саратовский же предприниматель Роман Пипия, но лишь с 2011 года авиакомпания стала позиционироваться как предприятие, принадлежащее Евстафьеву. То есть информация, что последний был владельцем «Триконы» и «Авалона», судя по всему, недалека от истины. Однако теперь ситуация стала значительно прозрачней. Приобретшее 27 июля этого года два пакета акций ООО «Союз-Инвест» (Москва) теперь принадлежит Аркадию Евстафьеву. На сегодняшний день можно говорить, что он владеет 81,91% авиаперевозчика. Остальные акции остаются на руках граждан.

О выводе Saratov Airlines из оффшора оказался осведомлен председатель Совета директоров компании Михаил Третьяков. Однако он оказался категоричен в формулировках: «Никакого вывода не произошло. Компании из Белиза продали свои акции ООО „Союз-Инвест“, зарегистрированной в России». На просьбу «СП» озвучить в таком случае цену сделки, Михаил Третьяков сказал, что не знает, но и не сказал бы, даже если бы знал, поскольку информация составляет коммерческую тайну. Сколько может стоить такой пакет, эксперты сказать затрудняются, впрочем, вероятность того, что действительно имела место сделка с реальными продавцами и покупателями по рыночной цене, невелика.

Так или иначе, у недоброжелателей стало на один повод для критики меньше. С этим согласен председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям областной думы Алексей Мазепов. По его мнению, деятельность авиакомпании теперь будет более открытой, что положительно скажется на имидже «Саратовских авиалиний».

Крушение монополии

Однако есть и еще одно крайне интересное решение: фактическая ликвидация монопольного положения Saratov Airlines на основном, столичном, направлении. С 1 декабря в регион приходит сразу два авиаперевозчика, готовых летать на Sukhoi Superjet 100 — «Аэрофлот» и Red Wings. Первый получит вечерний рейс с вылетом из Саратова в 19.45 и полетит в Шереметьево (базовый аэропорт «Аэрофлота»). Второму дали дневной рейс, «Красные крылья» полетят в столичный Домодедово в 12.55. Московское направление дали и «Комиавиатрансу». В итоге в период осенне-зимней навигации из аэропорта Саратова рейсы в столицу будут выполнять четыре авиаперевозчика: «Саратовские авиалинии», «Комиавитранс»; авиакомпании «Аэрофлот» и Red Wings.

На пресс-конференции, прошедшей 6 октября, Игорь Третьяков заявил, что саратовской авиакомпании даже выгодно, что в аэропорт придут другие перевозчики, поскольку они будут платить деньги за пользование слотами. Любопытно, что так кардинально изменило позицию «Саратовских авиалиний», ведь в отчете за 2014 год потеря монопольного положения указана в числе рисков на 2015 год.

— Конечно же, странно, что такая ситуация стала вообще возможной. Понятно, что несколько лет, которые тянется эта история, назывались вроде бы логичные причины невозможности прихода других перевозчиков в аэропорт Саратова, но всё равно, выглядит это, именно как нежелание пускать конкурентов, — анализирует ситуацию ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Дело в том, что всем заявлявшимся в Саратов авиаперевозчикам «Саратовские авиалинии» давали однотипный ответ: аэропорт не может воздушные суда, которыми вы планируете осуществлять перевозки, взлетно-посадочная полоса не готова.

— Вряд ли что-то изменилось в позиции саратовской компании, скорее, это следствие того, что область выполнила поручения протокола, составленного по итогам совещания по данному вопросу в Росавиации. Не исключено, что было ещё раз проанализировано техническое состояние инфраструктуры саратовского аэродрома, выполнен минимально необходимый объём ремонтных работ, что и позволило принять такое решение, — говорит Дмитрий Баранов.

Последнее в своем комментарии подтверждает заместитель председателя правительства Саратовской области Валерий Сараев.

— В марте 2015 года под председательством руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александра Нерадько состоялось совещание по вопросу допуска сторонних авиакомпаний к полетам на аэродром «Саратов (Центральный)» и проведения мероприятий Саратовскими авиалиниями по приему/выпуску воздушных судов типа RRJ-95 В «Суперджет». По итогам совещания авиакомпании «Саратовские авиалинии» было указано на безусловное выполнение требований постановления правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» и решения вопроса о допуске в аэропорт «Саратов (Центральный)» к эксплуатации ВС сторонних авиакомпаний. Поэтому с целью решения данного вопроса, в апреле на аэродроме «Саратов (Центральный)» ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» проведена экспертиза прочностных характеристик взлетно-посадочной полосы Саратовского аэродрома и дано положительное заключение на 20 самолето-вылетов в сутки, — говорит Сараев в распространенном правительством комментарии.

Впрочем, Игорь Третьяков не согласен с позицией правительства, утверждающего, что дело только в новой экспертизе.

— Мы следуем концепции развития своего предприятия: 15 млн рублей своих средств инвестировала компания в летнем сезоне на ремонт взлетно-посадочной полосы. Планируем ремонт еще двух полос. Также нам удалось создать очень сильную орнитологическую службу, — говорит Третьяков. — У авиакомпании «Саратовские авиалинии» есть свой перспективный план и в соответствии с ним мы работаем. Те, кому выгодно упрекать нас предвзято в монополизме (а «Аэрофлот» будет пятой компанией, выполняющей полеты из аэропорта Саратова) уже должны считать правильно, либо признаться, что они это делают корыстно, в своих бизнес-интересах. Создание конкурентной среды, нового выбора для жителей саратовского региона будет идти только на пользу развитию и пассажирам, вылетающим из аэропорта родного города.

Дмитрий Баранов не исключает, что и Аэрофлот в решении данного вопроса пошёл навстречу и ограничил число рейсов до одного в день.

— В целом, понятно, что ситуация требует разрешения, что отвечает общим интересам, но и решать её нужно всем вместе: и региону, и аэропорту, и «Саратовским авиалиниям», и Аэрофлоту. Найти компромисс они вполне в состоянии, что благоприятно скажется как на перевозках в/из региона, так и на всей авиационной отрасли страны. Остаётся надеяться, что так и будет, — считает аналитик «Финам Менеджмент».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ