18+
понедельник, 18 декабря
Экономика

Трамваи и троллейбусы довели до кредитной кабалы

В Саратове «Россельхозбанк» выставил иск к МУПП «Саратовгорэлектротранс», заложившему активы в целях выживания

  
1254
Трамваи и троллейбусы довели до кредитной кабалы
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

В Саратове в преддверии выборов губернатора и депутатов областной думы стратегическое предприятие — МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), не вылезающее из перманентного финансового кризиса, — в очередной раз оказалось под угрозой лишения активов.

Как следует из картотеки дел Арбитражного суда Саратовской области, в начале июня АО «Россельхозбанк» обратилось с иском к СГЭТ. Кредитная организация требует взыскать со стратегического предприятия задолженность по договору об открытии кредитной линии от 19 декабря 2013 года в размере 86,6 млн рублей, задолженность по договору от 28 марта 2016 года в размере почти 12,8 млн рублей, а также обратить взыскание на заложенную недвижимость и оборудование. Предварительное заседание назначено на 3 июля.

Город молчал и молчали депо

Речь в иске идет о двух депо — Ленинском троллейбусном и Заводском трамвайном. О том, что МУПП заложило их банку еще в 2013 году, стало известно в сентябре 2015 года. На заседании комиссии по ЖКХ и транспорту саратовской городской думы 17 сентября 2015 года тогдашний директор предприятия Роберт Виньков сообщил, что для функционирования СГЭТ пришлось взять кредит в «Россельхозбанке». Отдавать, по его словам, нужно 91 млн рублей. Кредит брали под залог двух депо. Если кредит не вернут, то два депо придется отдать. Стоимость этих активов в 2015 году оценили в 144 млн рублей, сообщало «Общественное мнение».

Читайте также

В январе глава администрации Саратова Валерий Сараев пообещал, что предприятию не грозят отключения электроэнергии и остановка электротранспорта из-за долгов перед энергетиками, как в июне прошлого года, о чём мы подробно рассказывали в публикации «День, когда трамвай остановился».

Тогда Сараев сделал акцент на то, что предприятию удалось перекредитоваться в «Россельхозбанке». «СГЭТ не умирает, он живет и будет жить. Мы планируем замену транспорта, уникальные специалисты там работают, там хорошие добрые традиции. Востребован транспорт. За время каникул мы наполовину сокращали подвижной состав. За эти дни СГЭТ сэкономил», — приводит слова градоначальника «СаратовБизнесКонсалтинг».

В марте на заседании актива города Валерий Сараев вновь заявил, что власть не допустит ликвидации городского электротранспорта.

Однако после обращения кредитной организации в Арбитражный суд, ни в администрации Саратова, ни в «Россельхозбанке» не смогли ответить на запрос СМИ по поводу текущей ситуации и путей решения проблем стратегического предприятия.

Отметим, что СГЭТ находится в кризисе несколько лет. В 2016 году убытки предприятия составили 116 млн руб., в 2015‑м — 125,6 млн, в 2014‑м — 146 млн. На предприятии объясняют это снижением числа пассажиров в последние годы, низкой стоимостью проезда и заниженным размером компенсационных выплат за перевозку льготников. Как сообщил в феврале 2017 года директор МУПП Константин Касьянов, себестоимость перевозки одного пассажира составляет 24 рубля, при этом билет стоит 17 рублей, а за льготников облправительство выплачивает по 9 рублей за поездку. В итоге, посчитал он, в год получается 350 млн выпадающих доходов.

Руководство СГЭТ регулярно отчитывается о принимаемых мерах экономии, но всерьез на ситуацию это не влияет. По данным на декабрь 2016 года, кредиторская задолженность предприятия составляет 353,8 млн руб. Как правило, деньги для погашения долгов изыскиваются только в критических ситуациях. Так, осенью 2015 года глава дорожного комитета администрации Саратова Валерий Данилин сообщил, что СГЭТ должно 223 тыс. рублей, причем 60 млн из них — поставщикам электроэнергии, которые грозятся отключить подачу электричества. Для погашения долгов предлагалось продать часть имущества: конечную станцию трамвая на площади Советско-Чехословацкой дружбы и часть комплекса зданий на улице Большая Казачья.

Деньги на частичное погашение задолженности тогда нашлись. В июне 2016 года, когда ООО «СПГЭС» (предприятие, оказывающее энергосбытовые услуги потребителям Саратова) отключило на один день 15 из 22 подстанций МУПП, и часть электротранспорта не вышла на маршруты, долг СГЭТ перед энергокомпанией составлял 36,3 млн руб. МУПП обратилось в арбитраж с требованием признать действия СПГЭС незаконными, но в удовлетворении иска было отказано. В феврале 2017 года МУПП едва избежало банкротства: иск в арбитраж подало ООО «СПГЭС», заявив о долге в 17,7 млн. После этого долг был погашен. Так же произошло и со вторым иском СПГЭС о банкротстве, поданном в апреле в связи с долгом в 6,8 млн.

В мэрии неоднократно говорили о желании передать МУПП в ведение области, но всерьез эта тема не обсуждалась.

В частности, о необходимости передачи муниципального предприятия на баланс региона в сентябре 2015 года говорил экс-глава Саратова, депутат Госдумы Олег Грищенко, скончавшийся от тяжелой болезни 17 июня:

«На сегодня я вижу только один выход — передачу предприятия на уровень области, потому что его жизнь и работа целиком и полностью зависит от региональной власти. Именно там могут установить нужные тарифы, могут вас субсидировать, регулировать выплаты компенсаций. Все зависит от областного правительства и от его желания сохранить предприятие либо его уничтожить.

От благих намерений до опасной игры

Но пока правительство Саратовской области и мэрия регионального центра только разрабатывают планы по выводу МУПП из кризиса. В марте сообщалось о «пяти направлениях работы», включающих тарифную политику, оптимизацию маршрутной сети, эффективное использование имущественного комплекса, поиск дополнительных доходов и борьбу с нелегальными перевозчиками.

Региональные СМИ раскритиковали эти «пять направлений», назвав их смесью благих намерений с опасными пунктами. Как отмечало «Общественное мнение», предлагаемое повышение стоимости проезда не приведёт к выходу из кризиса.

В качестве альтернативы издание предлагает увеличить ассигнования предприятия и «повернуть» налогово-бюджетные потоки «лицом» к муниципалитетам.

Ещё одной опасный момент, предлагаемый в качестве «спасения» СГЭТ, — это «вопросы транспортной работы», в том числе оптимизация маршрутной сети. «Стоит отметить, что за последние годы „оптимизаторы“ уже вовсю постарались, уничтожив в центре Саратова трамвайное сообщение, как якобы „создающее пробки“ и „нарушающее тишину“. Взамен закрытым веткам на улицах Кутякова и Большой Горной городские власти обещали пустить маршрутки, которые так и не стали работать, да и вопрос с заторами (как и с транспортной обеспеченностью нагорной части старого Саратова, жители которой активно пользовались 12-м маршрутом, ходящим по Большой Горной) не решился. Более того, согласно официальным данным, если в 2012 году услугами СГЭТ воспользовались 89 млн пассажиров, то в 2013-м, когда трамваи окончательно „выпилили“ из центра, — уже 67 млн. Дальше хуже: к 2016 году пассажиропоток снизился до 35 млн человек — это, в первую очередь, сказывается состояние инфраструктуры и уровень комфорта», — говорилось в аналитической публикации саратовского издания.

Недавно сторонники оптимизации СГЭТ из числа саратовских муниципальных и региональных чиновников анонсировали закрытие трамвайного сообщения по улице Азина от ул. Заречной до завода «Саратоворгсинтез», где располагается конечная остановка трамваев №№ 5 и 7. Таким образом, маршрут № 5 из-за «нерентабельности» собираются закрыть, а № 7 — изменить, завернув в Комсомольский посёлок. Против демонтажа четырёх км трамвайной линии выступили активисты группы «Трамваи и троллейбусы Саратова». В статье «Появилась угроза ликвидации очередной трамвайной линии в Саратове», опубликованной в группе «ВКонтакте», отмечается, что на демонтаж путей СГЭТ придётся раскошелиться на 1,7 млн рублей. «На эти деньги можно сделать гораздо больше полезных дел: приобрести больше запчастей, улучшить комфорт пассажиров муниципального транспорта, отремонтировать пути во многих местах и т. д.», — пишут авторы публикации.

Также они отмечают важный момент — в посёлке Воробьёвка, рядом с закрываемой веткой, планируется строительство нового микрорайона для многодетных. «Чуть более 8 000 человек, которых планируется поселить в этом районе, заведомо лишают экологически чистого социального транспорта, ухудшая транспортную доступность и так крайне отдаленного района. Причем здесь социальная функция электротранспорта важна как никогда, потому что пос. Воробьевка строится для многодетных семей! Строительство нового микрорайона никак не может сопровождаться ликвидацией транспорта, идущего в строящийся микрорайон», — отмечают авторы статьи.

Кроме того, уничтожение трамвайной ветки не самым лучшим образом скажется на комфорте работников новых производств, которые обещают появиться в южном промышленном узле Заводского района. «В мае 2016 года губернатор Саратовской области Валерий Радаев заложил на территории завода „Саратоворгсинтез“ камень в основание нового производства. Три месяца назад он же обсуждал с президентом компании „Лукойл“ возможность расширения объемов производства и на самом „Саратоворгсинтезе“… Однако заявления о демонтаже рельсов, ведущих к заводу „Саратоворгсинтез“, на фоне предыдущих заявлений и действий представителей власти выглядят крайне нелогично, ведь транспорт является основой работающего производства. Значит, существующий подход к делу в корне неправилен: стабильный и предсказуемый социальный транспорт никак не может быть убран из промзоны, которая будет развиваться и давать Саратову новые рабочие места», — продолжают активисты группы «Трамваи и троллейбусы Саратова».

Этап схемы или очередной коллапс?

В интервью «Коммерсанту» депутат саратовской гордумы Дмитрий Кудинов заявил, о серьёзности грядущего арбитражного разбирательства по иску «Россельхозбанка». «Тем более, когда речь идет о сумме, существенной не только для предприятия, но и для городского бюджета в целом. Поэтому отмахиваться от этого не стоит», — сказал он, добавив, что нужно рассматривать ситуацию в комплексе.

«Мы должны понимать, почему предприятие брало кредит и на что пошли эти деньги. Пошло ли это на благо горожан, или здесь какие-то сомнительные вопросы. Многое зависит от того, насколько далеко готов зайти Россельхозбанк… Это вопрос переговоров. Подумаем. Будем пытаться изыскивать возможности, чтобы поддержать МУПП. Это значимое предприятие для города, и мы не можем его потерять», — отметил Кудинов.

Отметим, что заинтересованными в отчуждении активов СГЭТ и последующем разрушением инфраструктуры предприятия заинтересованы не только конкуренты-газелисты, но и представители влиятельного строительного лобби региона, которые, судя по всему, давно положили глаз на промплощадки СГЭТ в центре Саратова как на привлекательные участки для коммерческой застройки. К слову, в 2005 году ассоциация «Союз застройщиков» пыталась заключить с менеджментом СГЭТ договорённости о возможной постройке на одной из площадок предприятия, где располагается его администрация, некоего бизнес-центра. Однако этого не удалось реализовать.

Впоследствии некоторые наблюдатели говорили о пристальном интересе к активам СГЭТ саратовского застройщика и депутата облдумы Сергея Курихина, чья приёмная располагается на территории СГЭТ. В 2009 году аффилированное с Курихиным ЗАО «Сарград» планировало построить рядом с промплощадкой предприятия-перевозчика свой офис, но этого не получилось видимо из-за протестов жителей соседнего дома, которые раскритиковали планы строительства, из-за чего могли пострадать зелёные насаждения и дворовое пространство. Также о возможных интересах саратовских застройщиков местные СМИ рассказывали в истории с бывшим домом работников СГЭТ, который расселили московские инвесторы и собирались отреставрировать (объект является памятником культурного наследия). Но этого москвичам не дали сделать. По некоторым данным, из-за возможного интереса Сергея Курихина.

Читайте также

О возможной схеме по уничтожению стратегического предприятия-перевозчика в Саратове пару лет назад говорили и депутаты саратовской гордумы. На сентябрьском заседании в 2015 году, о котором мы уже говорили в этом материале, гордеп Сергей Козин, говоря об очередном кризисе в череде финансовых злоключений МУППа, заявил: «На мой взгляд, эту ситуацию создали искусственно, чтобы продать предприятие». «Я считаю, что это — завуалированная схема отчуждения имущества у предприятия», — согласился тогда с ним коллега Дмитрий Кудинов.

По мнению депутатов, за тщательно продуманной схемой может стоять кто-то из саратовских застройщиков, который «положил глаз» на землю под территориями депо.

«Я думаю, мы увидим, кто купит у банка эти территории, и все тогда станет понятно, кто это», — подытожил Кудинов в 2015 году, имея в виду заложенные в «Россельхозбанке» активы СГЭТ.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ