18+
суббота, 18 августа
Экономика

Лидеры «проката» за все заплатят

Нижегородская мэрия продолжает до изнеможения реформировать общественный транспорт

  
618
Общественный транспорт в Нижнем Новгороде
Общественный транспорт в Нижнем Новгороде (Фото: Мошков Николай/ТАСС)

Быть частным пассажирским перевозчиком не просто. Вот, скажем, власти Нижнего снова задумали посягнуть на доходы частников — для «общего блага». Уж не знаю, как насчет «общего блага», однако в контексте всех действий мэрии в этом направлении за последние год-полтора, новые «реформы» кажутся очередным эпизодом войны властей с частниками. Войны, в которой рядовым горожанам, увы, в лучшем случае уготована роль заложника. Но никак не победителя.

Новый разворот

Новый план нижегородской мэрии — обязать частных автоперевозчиков поучаствовать в содержании так называемых разворотных площадок в Нижнем Новгороде.

На первый взгляд, претензии к частникам кажутся обоснованными и справедливыми: ведь перевозчики муниципальные (предприятие «Нижегородпассажиравтотранс») и городские власти в лице райадминистраций оплачивают содержание таких площадок, в то время как частники пользуются ими безвозмездно. Расходы при этом районы и МП несут в равномерных долях: в Нижнем сегодня 32 разворотные площадки, половина из которых находятся в ведении НПАТ, половина — у администраций районов города.

«А что же частники не платят?» — задаются вопросом муниципалы, например, председатель комиссии по транспорту и связи городской Думы Алексей Гойхман:

«Ситуация на разворотных площадках становится хуже с каждым годом. Если раньше там просто были мусор и грязь, то сейчас ряд частных перевозчиков уже производит бизнес-обслуживание там, где это не предусмотрено и где нет для этого условий. Собственный город превращаем в помойную яму! Предлагаю отныне при проведении конкурсов прописать ответственность перевозчиков по данному вопросу», — говорит депутат, которого считают главным в городской власти экспертом по транспорту.

Впрочем, коллег-депутатов особенно убеждать не нужно: нововведения чреваты пополнениями, а не расходами для бюджета — и ни одна власть не станет протестовать против такого.

Как и предлагает Алексей Гойхман, депутаты запланировали включить в договор с частными перевозчиками пункт о совместном долевом содержании разворотных площадок, которыми последние пользуются. Конкретные предложения о деталях должны сделать замглавы администрации города по транспорту Сергей Миронов и директора профильного департамента Александр Голофастов. Ожидается, что в целом инициатива у думцев получит необходимую поддержку.

Свои соображения на этот счет было предложено высказать и представителям дорожной автоинспекции. Однако те в лице начальника ОГИБДД управления МВД по Нижнему Новгороду Валерия Иванова высказались пока лишь в том смысле, что площадки действительно нуждаются в более тщательном уходе и модернизации:

«На разворотных площадках отсутствуют даже элементарные системы видеонаблюдения. А мы можем работать, только имея необходимую доказательную базу», — сказал Валерий Иванов.

Однако кто именно должен содержать и модернизировать эти «плацдармы», — на этот счет официального и недвусмысленного мнения «экспертов в погонах» нет.

Неужели все-таки частники?

Читайте также

Поборы на дорогах

Говоря о том, что неучастие перевозчиков в содержании городских объектов - это не справедливо, муниципалы, как правило, забывают, что находятся с частниками в неравных условиях.

Ведь (хотя бы теоретически) в руках муниципальных предприятий, а тем паче городских властей — ресурсы бюджета, который опирается на всю доступную для этого налогооблагаемую базу. И если чиновники и владельцы МП в основном тратят городские деньги, то частные перевозчики — среди тех, кто городскую казну пополняет. За право работать частники платят изрядную мзду. (Бюджету, разумеется бюджету; а вы чего подумали?..).

Пункт в договоре о совместном содержании разворотных площадок — для частников новые поборы и ничего более. В Нижегородской области и без того сложилась удивительная практика многократных поборов на дорогах — вспомним хотя бы, что нижегородцы платят транспортный налог дважды: федеральный закон предписывает или взимать налог напрямую, или закладывать его в стоимость бензина; власти же у нас делают и то, и другое.

Для рядового горожанина, не чиновника и не перевозчика, главный вопрос заключается в следующем: будет ли от нововведений кому-то, кроме тех, кто стоит у дележа городских денег, лучше? На это еще стоит посмотреть, а предварительно — расписать в деталях и просчитать.

Теоретически, если появится больше средств на содержания пресловутых площадок — те станут более благоустроены и от этого выиграют горожане. Но это — в теории.

На практике благоустраивать разворотные площадки городским властям никто не мешает уже сегодня, как не мешал и вчера, — однако власти первыми жалуются на их непрезентабельность. («Собственный город превращаем в помойную яму!» — так, напомним, описывает ситуацию Алексей Гойхман).

Где гарантии, что ручейки, уведенные у частников, потекут в нужную сторону? А не в какие-нибудь другие карманы? И где гарантии, что потраченное «на разворотные площадки» частники не компенсируют на… своих пассажирах — либо понизив качество услуг, либо повысив их стоимость?

Согласны ли в таком случае пассажиры «спонсировать» своими билетами еще и разворотные площадки? Ведь большая часть пассажиров — порядочные налогоплательщики, и без того исправно оплачивающие благоустройство городских объектов.

Под колесами властей

Зарождающаяся «площадная» история — не единственная напасть для всех участников процесса пассажирских перевозок. Включая пассажиров.

На носу — введение на общественном транспорте безналичных платежей с использованием национальной платежной карты «Мир». Невооруженным глазом видно, что это нововведение чревато новыми расходами, ведь аппараты для расчетов нужно будет покупать, устанавливать и содержать, — как это скажется на доходах перевозчиков? А, главное, — на расходах пассажиров?.. Ведь именно на их плечи вероятнее всего и ляжет обязанность оплатить «начинание».

Операции с «Миром» требует федеральное законодательство и горожане, похоже, избавлены (до времени) от них только потому, что расходы по «Миру» затронут не только частников, но и муниципалов, — вот те и не спешат исполнять новую обузу.

А вспомним и другие инициативы. Например — намерение вытеснить с городских маршрутов «малотоннажные» автобусы (которыми как раз и оперируют частники) в пользу муниципальных большегрузов. Что, кстати, сказалось бы на всех горожанах: автомобилист томились бы в новых пробках, а пассажиры — на остановках в ожидании неповоротливого авто.

Или вспомним инициативу сократить количество городских маршрутов в пользу муниципалов и, как следствие, муниципальной казны, — и при этом в ущерб и частникам, и горожанам. Потому что сократить маршруты — значит оставить часть горожан без общественного транспорта.

Вспомним объявление чиновников, что в ближайшие годы общественный транспорт Нижнего может сократиться более чем на 500 единиц (!).

Вспомним, что льготы на транспорте для социально незащищенных в регионе — по сути чисто номинальны. Как показало исследование, проведенное с помощью системы АСКОП, в среднем один нижегородец-льготник делает до 79 поездок в месяц, а льготы предоставлены лишь на 39 из них.

Читайте также

Вспомним презентованный в конце прошлого года проект стратегии развития Нижнего Новгорода на 2017−2022 гг. Глава администрации города Сергей Белов сообщил: власти планируют создать «современную систему дорожно-транспортной инфраструктуры». Но не сказал, где возьмут на это деньги. Не с пассажиров ли?

Обнародована Комплексная транспортная схема, где фактически запланирована такая система маршрутов, которая предусматривает большое количество пересадок. А это значит: чтобы проехать куда нужно, придется заплатить дважды-трижды.

К сожалению, нижегородцам есть, что вспомнить. Поэтому, как только у мэрии относительно транспорта обнаружится новый источник энтузиазма, — горожане встречают его с бо-о-ольшой степенью осторожности.

Утешает одно: планов «как лучше» у чиновников всегда громадье. А получается все чаще «как всегда».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ