18+
воскресенье, 17 декабря
Экономика

Лидеры «проката» за все заплатят

Нижегородская мэрия продолжает до изнеможения реформировать общественный транспорт

  
593
Общественный транспорт в Нижнем Новгороде
Общественный транспорт в Нижнем Новгороде (Фото: Мошков Николай/ТАСС)

Быть частным пассажирским перевозчиком не просто. Вот, скажем, власти Нижнего снова задумали посягнуть на доходы частников — для «общего блага». Уж не знаю, как насчет «общего блага», однако в контексте всех действий мэрии в этом направлении за последние год-полтора, новые «реформы» кажутся очередным эпизодом войны властей с частниками. Войны, в которой рядовым горожанам, увы, в лучшем случае уготована роль заложника. Но никак не победителя.

Новый разворот

Новый план нижегородской мэрии — обязать частных автоперевозчиков поучаствовать в содержании так называемых разворотных площадок в Нижнем Новгороде.

На первый взгляд, претензии к частникам кажутся обоснованными и справедливыми: ведь перевозчики муниципальные (предприятие «Нижегородпассажиравтотранс») и городские власти в лице райадминистраций оплачивают содержание таких площадок, в то время как частники пользуются ими безвозмездно. Расходы при этом районы и МП несут в равномерных долях: в Нижнем сегодня 32 разворотные площадки, половина из которых находятся в ведении НПАТ, половина — у администраций районов города.

«А что же частники не платят?» — задаются вопросом муниципалы, например, председатель комиссии по транспорту и связи городской Думы Алексей Гойхман:

«Ситуация на разворотных площадках становится хуже с каждым годом. Если раньше там просто были мусор и грязь, то сейчас ряд частных перевозчиков уже производит бизнес-обслуживание там, где это не предусмотрено и где нет для этого условий. Собственный город превращаем в помойную яму! Предлагаю отныне при проведении конкурсов прописать ответственность перевозчиков по данному вопросу», — говорит депутат, которого считают главным в городской власти экспертом по транспорту.

Впрочем, коллег-депутатов особенно убеждать не нужно: нововведения чреваты пополнениями, а не расходами для бюджета — и ни одна власть не станет протестовать против такого.

Как и предлагает Алексей Гойхман, депутаты запланировали включить в договор с частными перевозчиками пункт о совместном долевом содержании разворотных площадок, которыми последние пользуются. Конкретные предложения о деталях должны сделать замглавы администрации города по транспорту Сергей Миронов и директора профильного департамента Александр Голофастов. Ожидается, что в целом инициатива у думцев получит необходимую поддержку.

Свои соображения на этот счет было предложено высказать и представителям дорожной автоинспекции. Однако те в лице начальника ОГИБДД управления МВД по Нижнему Новгороду Валерия Иванова высказались пока лишь в том смысле, что площадки действительно нуждаются в более тщательном уходе и модернизации:

«На разворотных площадках отсутствуют даже элементарные системы видеонаблюдения. А мы можем работать, только имея необходимую доказательную базу», — сказал Валерий Иванов.

Однако кто именно должен содержать и модернизировать эти «плацдармы», — на этот счет официального и недвусмысленного мнения «экспертов в погонах» нет.

Неужели все-таки частники?

Читайте также

Поборы на дорогах

Говоря о том, что неучастие перевозчиков в содержании городских объектов - это не справедливо, муниципалы, как правило, забывают, что находятся с частниками в неравных условиях.

Ведь (хотя бы теоретически) в руках муниципальных предприятий, а тем паче городских властей — ресурсы бюджета, который опирается на всю доступную для этого налогооблагаемую базу. И если чиновники и владельцы МП в основном тратят городские деньги, то частные перевозчики — среди тех, кто городскую казну пополняет. За право работать частники платят изрядную мзду. (Бюджету, разумеется бюджету; а вы чего подумали?..).

Пункт в договоре о совместном содержании разворотных площадок — для частников новые поборы и ничего более. В Нижегородской области и без того сложилась удивительная практика многократных поборов на дорогах — вспомним хотя бы, что нижегородцы платят транспортный налог дважды: федеральный закон предписывает или взимать налог напрямую, или закладывать его в стоимость бензина; власти же у нас делают и то, и другое.

Для рядового горожанина, не чиновника и не перевозчика, главный вопрос заключается в следующем: будет ли от нововведений кому-то, кроме тех, кто стоит у дележа городских денег, лучше? На это еще стоит посмотреть, а предварительно — расписать в деталях и просчитать.

Теоретически, если появится больше средств на содержания пресловутых площадок — те станут более благоустроены и от этого выиграют горожане. Но это — в теории.

На практике благоустраивать разворотные площадки городским властям никто не мешает уже сегодня, как не мешал и вчера, — однако власти первыми жалуются на их непрезентабельность. («Собственный город превращаем в помойную яму!» — так, напомним, описывает ситуацию Алексей Гойхман).

Где гарантии, что ручейки, уведенные у частников, потекут в нужную сторону? А не в какие-нибудь другие карманы? И где гарантии, что потраченное «на разворотные площадки» частники не компенсируют на… своих пассажирах — либо понизив качество услуг, либо повысив их стоимость?

Согласны ли в таком случае пассажиры «спонсировать» своими билетами еще и разворотные площадки? Ведь большая часть пассажиров — порядочные налогоплательщики, и без того исправно оплачивающие благоустройство городских объектов.

Под колесами властей

Зарождающаяся «площадная» история — не единственная напасть для всех участников процесса пассажирских перевозок. Включая пассажиров.

На носу — введение на общественном транспорте безналичных платежей с использованием национальной платежной карты «Мир». Невооруженным глазом видно, что это нововведение чревато новыми расходами, ведь аппараты для расчетов нужно будет покупать, устанавливать и содержать, — как это скажется на доходах перевозчиков? А, главное, — на расходах пассажиров?.. Ведь именно на их плечи вероятнее всего и ляжет обязанность оплатить «начинание».

Операции с «Миром» требует федеральное законодательство и горожане, похоже, избавлены (до времени) от них только потому, что расходы по «Миру» затронут не только частников, но и муниципалов, — вот те и не спешат исполнять новую обузу.

А вспомним и другие инициативы. Например — намерение вытеснить с городских маршрутов «малотоннажные» автобусы (которыми как раз и оперируют частники) в пользу муниципальных большегрузов. Что, кстати, сказалось бы на всех горожанах: автомобилист томились бы в новых пробках, а пассажиры — на остановках в ожидании неповоротливого авто.

Или вспомним инициативу сократить количество городских маршрутов в пользу муниципалов и, как следствие, муниципальной казны, — и при этом в ущерб и частникам, и горожанам. Потому что сократить маршруты — значит оставить часть горожан без общественного транспорта.

Вспомним объявление чиновников, что в ближайшие годы общественный транспорт Нижнего может сократиться более чем на 500 единиц (!).

Вспомним, что льготы на транспорте для социально незащищенных в регионе — по сути чисто номинальны. Как показало исследование, проведенное с помощью системы АСКОП, в среднем один нижегородец-льготник делает до 79 поездок в месяц, а льготы предоставлены лишь на 39 из них.

Читайте также

Вспомним презентованный в конце прошлого года проект стратегии развития Нижнего Новгорода на 2017−2022 гг. Глава администрации города Сергей Белов сообщил: власти планируют создать «современную систему дорожно-транспортной инфраструктуры». Но не сказал, где возьмут на это деньги. Не с пассажиров ли?

Обнародована Комплексная транспортная схема, где фактически запланирована такая система маршрутов, которая предусматривает большое количество пересадок. А это значит: чтобы проехать куда нужно, придется заплатить дважды-трижды.

К сожалению, нижегородцам есть, что вспомнить. Поэтому, как только у мэрии относительно транспорта обнаружится новый источник энтузиазма, — горожане встречают его с бо-о-ольшой степенью осторожности.

Утешает одно: планов «как лучше» у чиновников всегда громадье. А получается все чаще «как всегда».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ