18+
среда, 18 октября
Экономика

Кидалово по-серому

О проблеме зарплаты «в конверте» на примере одного заявления в прокуратуру

  
4281
Кидалово по-серому
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look

Явление серой зарплаты приобрело в Нижегородской области массовый характер. Заключается оно в том, что есть официальная часть, которая еле-еле дотягивает до установленной в регионе «минималки», ну а все остальное платится в конверте. Такой вариант выгоден прежде всего работодателю, который делает минимальные отчисления в различные государственные фонды. До поры до времени выгоден он и работнику — особенно когда переход на «белый» вариант связан с уменьшением выплат на руки и когда трудно найти работу. Поэтому в историях, рассказанных нам бывшими инструкторами одной из автошкол, ровным счетом нет ничего неординарного. Вместе с тем, они стоят внимания читателей, ибо показывают, каких подвохов можно ждать от «серого варианта».

«Качество, конечно же, упало»

После энного количества попыток устроиться на более-менее нормальную работу Александр (имя изменено) пришел в частное образовательное учреждение «Автопилот», где требовался инструктор по вождению. Ему сразу сказали, что зарплата будет состоять из двух частей: официальная (в пределах МРОТ) и черная — по устному договору. Устный договор с бумажным, естественно, не совпадал. Заключался он в том, что работать наш герой должен посменно (два дня через два), причем за трудовой день он должен «откатать» 6 курсантов, каждому из которых необходимо уделить по 2 часа. Получается, рабочий день состоял из 12 часов.

За каждый час платили около 100 рублей.

«В месяц выходило 15−17 тысяч, хотя обещали 22, — рассказывает Александр. — Дело в том, что часовая плата снизилась, это объясняли необходимостью „налогов“ с официальной части зарплаты».

По словам нашего собеседника, с некоторых пор время «накатов» стали считать по академическим часам, хотя надо по астрономическим. На одного курсанта стали тратить не по 2 часа в день, а по полтора. При этом работы стало больше, так как в день ему давали теперь не 6, а 8 курсантов.

«Качество обучения, конечно же, упало, — рассказывает наш герой, — ведь вечером инструктор уже был как выжатый лимон… Поэтому началась бешеная текучка кадров: я не успевал запоминать новых инструкторов. Все это, надо сказать, выгодно, поскольку люди в результате не сдавали экзамены и доплачивали за дополнительное обучение».

По словам нашего собеседника (это же отражено в обращении в прокуратуру), перед выходом на рейс не было ни медосмотра, ни технического осмотра. Водителям выдавались карточки с заранее проставленными печатями, как будто осмотры были пройдены.

Кризис. Идите к Путину

Летом 2016 года начались задержки с зарплатой, насчет которой была устная договоренность. Эта ситуация касалась, по словам Александра, и других инструкторов. В ответ на требования денег директор автошколы (он же хозяин) советовал обращаться к Путину и винил во всем кризис.

К Путину малость раздосадованные работники пока не обратились, а вот в прокуратуру коллективное письмо написали. В этом письме изложено несколько таких историй: «минималка» и «конверт», разочарование в суммах, а потом и вовсе разочарование в работодателе, который начал серьезно тянуть с выплатами.

По словам обратившихся, «минималка» оказалась меньше установленного в регионе минимального размера оплату труда. «По белому» работникам платили в пределах 8 тысяч рублей, а действующий в Нижегородской области МРОТ (его обязывает придерживаться федеральное законодательство) составляет 9 тысяч рублей.

«Работодатель производит набор на платной основе учащихся на курсы вождения, но задолженность по заработной плате и иным выплатам не погашает», — говорится в обращении в надзорный орган.

Прокуратура проверила автошколу — и нарушений, по словам ее директора, не нашла. Видимо, дело перейдет в судебную плоскость.

Победу (если претензии авторов письма действительно правомерны — а их бывший работодатель утверждает, что нет, и они работают теперь на конкурентов, стараясь опорочить его и его предприятие — «СП — Поволжье») одержать будет сложно. Кроме свидетельских показаний, подтвердить существование «конвертов» фактически нечем, а значит, возврат этих денег работникам под большим вопросом. Если дело дойдет до компенсации, она будет выплачена, скорее всего, исходя из минимального размера оплаты труда: насчет «конвертов» ведь не существует никакого письменного договора.

Должки

Вот в этом и опасность «серых схем»: работодатель, отделываясь «белой минималкой», может в любой момент уменьшить содержимое «конвертов» или перестать их давать, прекрасно зная, что никаких санкций за это не последует и шансы на компенсацию у работников минимальны.

Какой же вывод можно сделать, ознакомившись с подобными историями? «Серые зарплаты» — это нехорошо, и надо искать «белую»? Это, конечно, было бы здорово — особенно если учесть, что крупные компании типа Газпрома как раз и практикуют не только исключительно официальные заработные платы, но еще и неплохие бонусы. Но все ли нижегородцы имеют возможность устроиться в такие компании? Статистика упрямо говорит, что далеко не все, и что вообще достаточно большое количество нижегородцев, обладающих навыками в той или иной сфере, долгие месяцы не может найти работу. В этой ситуации заниматься морализаторством, советуя читателям категорически отказываться от «серых схем», было бы смешно. Однако не лишним будет помнить, что работодатель, предлагающий такую схему, может в определенный момент «кинуть».

Алексей Крохин, директор автошколы «Автопилот»:

— Все выплачивается вовремя и в соответствии с законодательством, никаких задержек и долгов по заработной плате у нас нет. Лица, проработавшие у нас и теперь жалующиеся на невыплаты, сами сливали топливо, сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении одного из них. Все это могут подтвердить и в прокуратуре: надзорный орган проводил проверку по данному обращению и никаких нарушений не обнаружил. Что касается предрейсовых осмотров, то они проводятся в обязательном порядке, без них инструкторов не выпускают на рейс. Документы это подтверждают.

Между тем

Согласно проведенному недавно опросу, зарплата по «серой схеме» выплачивается каждому третьему нижегородцу. По этому показателю Нижний Новгород занимает второе место среди крупных российских городов после Челябинска.

При этом практически все опрошенные подчеркивают необходимость именно «белой» зарплаты. Однако согласиться на «серую схему» их вынудила критическая жизненная ситуация.

Полностью официальное вознаграждение за труд предлагают работникам крупных банков, добывающих предприятий и госсектора.

Справка

*В соответствии с п. 1.1. Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2016 год № 312-П/305/А-517 от 27.10.2015 года на территории Нижегородской области с 1 января 2016 года размер минимальной заработной платы установлен в размере 9000 рублей.

*Согласно ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, наказывается:

— штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,

 — либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

 — либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ