18+
вторник, 21 августа
Экономика

Бюджет как вызов

Нижегородский регион запустил процедуру обсуждения главного финансового документа на три года вперед

  
290
Бюджет как вызов
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

По целому ряду причин проект регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов пользуется повышенным вниманием. Это вполне объяснимо: и регион, и страна в целом переживают непростые времена и людям хочется хоть немножко «заглянуть в будущее», чтобы если не увидеть, то попытаться представить себе завтрашний день. Не нужно быть финансистом или экспертом в политике и экономике, чтобы знать: именно от главного финансового документа региона в одну из первых очередей зависит, как мы будем жить в следующие три года.

Бюджет в контексте

Бюджет любой территории определяет правила игры на ней. Однако бюджеты «тучных», как принято говорить в среде финансистов и экономистов, периодов не вызывает ни особого интереса, ни тем более тревоги. Когда все хорошо, не хочется сомневаться, что подобный status quo сохранится впредь. Сытость вызывает беспечность — и в этом главная прелесть пресловутой стабильности, которая располагает к легкомыслию.

Сегодня все иначе. Страна в кризисе. И Нижегородская область не стала «счастливым исключением».

Это — первая причина, по которой к бюджету 2017−2019 приковано столь пристальное внимание. Однако далеко не единственная.

Второй момент: регион этой осенью бросает своеобразный вызов финансовым и экономическим реалиям тем, что пытается в сложных условиях создать бюджет бездефицитный — впервые за десять лет.

Эта попытка несет в себе черты определенной политической смелости, граничащей с экспериментом: удастся ли?

Серьезность своих намерений и одновременно — уверенность в собственных силах, — областное руководство пытается демонстрировать тем, что при всех упомянутых сложностях (и это третий повод присмотреться к бюджету повнимательнее) стремится определить для региона не только краткосрочную — на год, — но и более продолжительную, среднесрочную перспективу: бюджет, фактически, принимается на три года сразу.

В значительной степени это объясняется желанием «зарифмовать» региональные процессы с федеральными — бюджет страны также имеет трехлетний формат. Однако ответственность за местный вариант этой трехлетки будут нести именно местные, региональные власти.

И, наконец, в-четвертых: столь сложно и тонко организованный финансовый документ досталось принимать совершенно новому коллективу законодательного собрания, которое оказалось в центре бюджетного процесса, едва шагнув «с корабля на бал» — то есть, буквально в первые недели после своего избрания.

В этот раз региональному руководству приходится принимать бюджет не «по накатанному», не по лекалам, наработанным и «утрясенным» предыдущим опытом работы хорошо знакомого и годами «сыгранного» состава областного парламента. Работа по принятию бюджета идет на фоне определенного политического дисбаланса, созданного в условиях, когда отношения ЗСНО и областного правительства еще не до конца прояснены и отлажены.

Бюджет с преимуществами

Понимая все риски, связанные прежде всего тем, что жителям региона предложен а) сбалансированный и б) трехлетний бюджет, его критики, однако, не всегда осознают все преимущества, связанные с этими предложенными областным правительством параметрами.

В сложившейся сегодня в Федерации системе отношений зависимость территорий от федерального центра ощущается особенно остро. При этом федеральные программы, адресованные регионам, субсидии, субвенции и прочие формы финансово-хозяйственного взаимодействия, включая кредитование региональных бюджетов федеральной казной (в частности, насколько охотно, часто и в каких размерах выдаются эти кредиты) зависят от того, насколько крепко финансируемый регион стоит на своих ногах.

Иными словами, чтобы претендовать на помощь извне, нужно обладать собственным запасом прочности.

Таковое положение дел может показаться парадоксальным. Однако нужно понимать: Федерация не заинтересована «сжигать» деньги в «топках» запутавшихся в самих себе, запущенных или загнивающих финансовых систем, которые складываются в ряде российских регионов. Да еще и в условиях заявленной жесткой бюджетной экономии, когда черпать приходится в первую очередь из внутренних, а не внешних резервов. «Ты сначала встань на ноги, — а уж потом мы поможем тебе идти», — говорит федеральный центр и предпочитает укреплять сильных.

Проект регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, который был рекомендован к принятию Законодательным собранием Нижегородской области — это своеобразная заявка на успешность, декларация собственной устойчивости, явно рассчитанная на благосклонное внимание федеральных структур.

А нам только того и надо. Деньги из центра — и это в глубине души понимают в каждом сегменте Нижегородской области, — помогут и осуществлять макро-проекты, и микро-проблемы: закупать семена картофеля селянам или автобусы для автопарка Нижнего Новгорода, строить дороги и школы, — иными словами, могут послужить развитию каждой нижегородской территории.

Бюджет на слушаниях

Основные параметры предлагаемого бюджета были зачитаны на общественных слушаниях министром финансов области Ольгой Сулимой.

Она отметила, что большинство вопросов по бюджету, поступающих в региональный кабинет, связаны с социальной поддержкой: меры поддержки для семей с детьми, региональный материнский капитал, соцподдержка для других категорий граждан, строительство социальных объектов…

Каждый бюджет по определению — в основе своей социален. Однако раз за разом социальную направленность областной казны подчеркивают особо:

«В расходах бюджета 2017 года на социальную сферу направлено почти 85 млрд из 125. В проекте бюджета предусмотрен рост более чем на 10% на здравоохранение и образование, почти на 600 млн проиндексированы все выплаты по всем социальным пособиям для льготных категорий граждан. Предусмотрен рост зарплаты по всем указам Президента на сумму порядка 7 млрд руб.», — заявила Ольга Сулима.

Представители жителей области на слушания поддержали бюджет региона 2017−2019. Очередь за представителями нижегородцев в составе Законодательного собрания.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ