18+
пятница, 24 марта
Экономика

«Нулевой» дефицит или самообман?

Правительство Саратовской области представило проект бюджета области на 2016 год

  
553
«Нулевой» дефицит или самообман?
Фото: Сергей Коньков/ ТАСС

Правительство Саратовской области озвучило предлагаемые им параметры областного бюджета. В соответствии с ними, предполагается, что у региона впервые за несколько лет будет бездефицитный бюджет. За счет чего это было достигнуто, пыталась разобраться «СП».

Необходимость бездефицитного бюджета возникла после заключения договора с министерством финансов РФ, согласно которому федеральное правительство готово предоставить Саратовской области бюджетные кредиты на замещение коммерческих. Однако министерство финансов ставит жесткое условие: разрыва между расходами и доходами не должно быть, а еще лучше, если региональная казна будет сверстана с профицитом.

Без дорог и без села

В итоге уже областное министерство финансов во главе с Александром Выскребенцевым предлагает документ, к которому возникает довольно много вопросов. Как и требовалось, в него заложен «нулевой» дефицит. Расходы равны доходам и составляют 67,986 млрд рублей. Таким образом, для того, чтобы достичь нужных показателей, минфин урезал расходную часть почти на 12 млрд рублей по сравнению с бюджетом текущего года. В этом году расходы составили 79,4 млрд рублей. Впрочем, и доходная часть в 2015 несколько больше — 74,4 млрд рублей. Тут надо сказать, что изначально, когда составлялся плановый бюджет на 2016 год (в этом году обладминистрация отказалась от «трехлетнего» планирования, видимо, из-за его нереалистичности) правительство надеялось на профицит: доходы предполагались в размере 72,257 млрд рублей, а расходы — 70,507 млрд рублей. Профицит бюджета планировался в размере 1,750 млн рублей. Хотя уже тогда высказывались мнения, что никакого профицита, разумеется, не будет.

Итак, на чем в итоге планирует сэкономить областное министерство финансов?

Ровно вдвое правительство сокращает расходы на сельское хозяйство — с 3,6 млрд до 1,8 млрд рублей. Из каких средств, по мнению минфина, будут выплачиваться дотации производителям, непонятно. Более, чем в два раза меньше предполагается потратить по линии министерства транспорта и дорожного хозяйства с 7,8 млрд до 3,28 млрд рублей. Оно и понятно, столь помпезно прошедший в регионе «год дорог» завершился, больше тратить не на что. Тут вспомним, что администрация Саратова в 2016 году запланировала отремонтировать дороги на более, чем 1 млрд рублей и вроде как даже получила «добро» от области. Осуществится ли задуманное при таких бюджетных параметрах, сказать сложно. На миллиард (2,16 против 3,21) рублей меньше получит министерство строительства — тоже логично, стройки стоят, тратиться не на что. Расходы на культуру, которая всю жизнь финансируется, как говорят, «по остаточному принципу», сокращаются с 1,26 млрд до 1,22 млрд рублей. Три миллиарда (12,366 против 15,459) рублей снимут со здравоохранения — тут без комментариев. Еще по «мелочи»: 100 млн рублей — с комитета капстроительства, 300 млн — с министерства финансов, 160 млн — с минспорта и туризма, даже расходы по линии минсоцразвития сокращаются на 400 млн рублей. Единственное «социальное» ведомство, финансирование которого вырастет — министерство образования — с 20,29 до 20,43 млрд рублей.

Зато расходы на функционирование областной думы растут — пусть на 2 млн рублей, но тем не менее. На 80 млн рублей больше получит управление делами правительства — ведомство, на минуточку, занимается в том числе зарплатами первым лицам. На 6 млн больше получит Счетная палата. С одной стороны, «копейки», с другой стороны, раз правительство взяло курс на секвестр, следовало бы быть последовательным.

При этом минфин области считает, что госдолг вырастет минимально. На 1 января 2017 года он запланирован в сумме 51,89 млрд рублей, на 1 октября этого года он составил 48,14 млрд рублей. На его обслуживание в бюджете заложено 3,4 млрд рублей. Почему финансовые распорядители считают, что за год мы не наберем четырех млрд, если только за сентябрь этого года долг области вырос на 1,1 млрд рублей, остается загадкой.

Иллюзия и самообман

Итак, мы имеем документ, исполнить который физически невозможно. И это понимают все. При общем экономическом спаде в стране, снижении налогооблагаемой базы, росте тарифов, наложенных на огромное количество т.н. «защищенных» социальных статей в бюджете, ни сохранение «нулевого» дефицита, ни минимальный рост госдолга невозможны.

Об этом на последнем заседании областной думы говорил спикер регионального парламента Владимир Капкаев:

— Точно могу сказать, что и в этом году, и в следующем бюджет области не удастся сверстать без дефицита, хотя по соглашению с федеральным правительством уже с этого года бюджет должен был быть бездефицитным. Давайте будем реалистами, бездефицитный бюджет в нынешних условиях нереален, — отмечал он.

Депутат облдумы коммунист Сергей Афанасьев также говорит, что источников, из которых можно было сформировать бездефицитный бюджет, нет.

— При увеличении цен, при росте расходов на ТЭР, который в любом случае произойдет, правительство сокращает расходную часть и делает бюджет бездефицитным. Я в это не верю. Либо это технический ход: мы принимаем бюджет в таком виде, а потом будут вноситься поправки. Такие приемы, конечно, в бюджетных процессах применяются, но, на мой взгляд, это самообман. Я думаю, что после двух чтений дефицит все же появится. Я не знаю, как из этого документа формировать бюджеты МСУ и т. д. Когда министр финансов сказал, что перед нами стоит задача сформировать бездефицитный бюджет, я сразу сказал, что это сказки, — утверждает Афанасьев.

— Принятие бюджета процесс очень сложный, — поясняет «СП» председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Алексей Мазепов. — Будет еще согласительная комиссия, в ее рамках будем обсуждать, в том числе те вопросы, которые необходимо учесть. Есть обязательства по исполнительным листам, текущие обязательства, есть «защищенные» статьи бюджета, в частности по социальным гарантиям. Поэтому на сегодняшний день говорить о том, что урезано или не урезано, преждевременно. Есть доходная часть, она формируется из прогноза. Пока на сегодняшний момент даже социально-экономический прогноз, который должен попасть нам в думу, еще не передан. Это произойдет вместе со всеми документами после понедельника, 16 ноября, когда бюджет будет представлен на правительстве области. Только исходя из этого мы будем смотреть, как доходная и расходная части коррелируют между собой.

Отметим, на днях в Государственную думу РФ был внесен законопроект о федеральном бюджете на 2016 год. Доходы в проекте бюджета на следующий год запланированы на уровне 13,738 трлн рублей, расходы — 16,098 трлн рублей. Дефицит составит 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева уже сказала, что бюджет РФ на 2016 год не предусматривает никаких антикризисных мер и рассчитан на «авось, само рассосется».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ