18+
понедельник, 23 октября
Экономика

Что нам стоит аэропорт построить?

Поиск новых подрядчиков для первых этапов проекта может оказаться крайне трудоемкой задачей

  
700
Что нам стоит аэропорт построить?
Фото: ZUMAPRESS.com/ Global Look Press

Эпопея со строительством нового аэропорта у села Сабуровка под Саратовом грозит затянуться: региональное правительство озаботилось поиском нового подрядчика. На этот раз нужна компания, готовая построить северный подъезд к объекту от села Шевыревка. Стоимость контракта — 4,07 млрд рублей. Примерно столько стоит первая очередь строительства самого аэропорта, которую так и не начали из-за судов с подрядчиками. Оплачивать работы будет федеральный бюджет, из которого уже в этом году выделено 625 млн рублей. Но кто сможет взяться за такой проект пока совершенно непонятно, равно как остаются туманными перспективы всего проекта строительства нового транспортного узла.

Чтоб не воры и не турки

Аэропорт в Сабуровке должны строить в рамках модного государственно-частного партнерства. Инфраструктуру — дороги, коммуникации оплачивает Саратовская область, взлетную полосу и аэродром должна оплачивать Москва в лице Росавиации, а пассажирский терминал отдается на откуп частной группы компаний «Ренова». Федеральный центр до сих пор не смог выполнить обязательства по ряду причин, о которых ниже, от них некоторым образом зависит и региональная часть проекта.

Начать первый этап строительства подъездной дороги подрядчику нужно будет уже в 2016 году, закончить — в декабре 2018-го. Он подразумевает прокладку трассы длиной 12,3 км. Второй этап будет длиться до 2020 года. Тем самым, полностью проект будет стоить 6,5 млрд рублей. Ограничений в доступе к подряду немного: компания не должна иметь турецкое происхождение (эти санкции еще действуют) и не находится в реестре недобросовестных исполнителей госконтракта. Для участия в конкурсе фирма должна будет предоставить залог 162,8 млн рублей для подтверждения своей состоятельности.

До 1 августа будут приниматься заявки конкурсантов, а 5-го числа комиссия должна подвести итоги, дабы победитель преступил к работам, не дожидаясь наступления холодов. Очень скоро погода не будет способствовать укладке асфальта, а литые смеси можно использовать при температуре не ниже - 10 градусов Цельсия. Интересно, что начать строить дорогу по плану должны одновременно со строительством аэропорта, которое все откладывается. По крайней мере, это следовало из презентации всего проекта министерством транспорта Саратовской области. Как это будет реализовано, совершенно непонятно, учитывая что подрядчики, которые должны были заняться возведением самого аэропорта погрязли в судах.

Ловкость рук и никакой документации

История такова: в 2012 году конкурс на строительство первой очереди объекта выиграла известная на всю страну саратовская компания ПАО «Волгомост». Ей достался контракт на сумму 3,8 млрд. рублей. На эти деньги фирма должна была построить взлетно-посадочную полосу, другие части аэродрома, диспетчерский пункт, фундамент для установки локатора и тому подобное. Уже выполнив часть работ, «Волгомост» неожиданно потерял контракт.
Росавиация, а именно ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» уже в ходе выполнения проекта, подправила его с тем, чтобы обеспечить в будущим прием особенно тяжелых самолетов. Для этого нужно было делать новую взлетно-посадочную полосу. «Волгомост» согласился принять на себя расходы по разработке новой проектной документации, которую завершила еще в начале 2014 года.

Власти же решили, что поскольку речь идет о новой проектной документации, то и конкурс должен быть новый. Через суд договор с «Волгомостом» был расторгнут, под обещание перезаключить контракт заново с техническими поправками. Как можно было предполагать, к новому конкурсу «Волгомост» не допустили вовсе, а чиновникам достался бесплатно разработанный этой компанией проект, обошедшийся ей в 76 млн рублей. В результате подряд выиграла дагестанская компания АО «Мостоотряд-99». Новая проектная документация была передана ей правительством области в пользование сроком на семь лет за тысячу рублей.

«Волгомост» соответственно обратился в суд. Московский Арбитраж признал незаконное отторжение у саратовской компании разработанных ей инженерных документов. Это повлекло и расторжение контракта с «Мостоотрядом-99». Несмотря на это, дагестанский подрядчик, получивший миллиардный аванс, продолжает работать над взлетно-посадочной полосой. За пять месяцев выполнив работ всего на 3,5 млн, и, тем не менее, обсуждая с зампредом областного правительства Василием Разделкиным будущую установку локатора. Иными словами, все ведут себя так, будто ничего не произошло. Возможно, это связано с известным фактом: как пишут некоторые федеральные СМИ, за «Мостоотряд-99» стоит депутат Госдумы, единоросс Мурад Гаджиев. Оказалось, что Росавиация в данный момент оспаривает решение об отборе у дагестанской компании контракта. Впрочем, это не лишает шансов и «Волгомост», которому уже давалась победа в судах, возможности вернуться к строительству, несмотря на введенную над компанией процедуру наблюдения. «Волгомосту» до сих пор должны 145 млн рублей за проектирование той самой подъездной дороги. Тем более, что репутация «Мостоотряда-99» может сейчас сильно пострадать: в Красноярском крае на должностных лиц компании завели уголовные дела о мошенничестве в особо крупном размере при строительстве железной дороги по госконтракту.

Неприятный выбор

Словом, просматривается вариант, при котором власти встанут перед перспективой поиска нового подрядчика, как это уже происходит в ситуации со строительством подъездной дороги. Кто им может быть в наших условиях, пока непонятно. Так, депутат Саратовской областной думы, гендиректор ЗАО «Саратовоблжилстрой» Леонид Писной считает, что в Саратовской области нет предприятий, способных выполнить такой масштабный проект. Фирмы, специализирующиеся на дорожном строительстве, для этого не подходят. В регионе есть компания АО «Автогрейд», занимающаяся ямочным ремонтом дорог и тому подобными небольшими подрядами. Тем не менее она прославилась скандалами, например, уже успела посудиться с минтрансом из-за 70 млн рублей на ремонт трассы Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград. Список бенефициаров этой фирмы тоже настораживает. Среди них СМИ называли депутата областной думы Сергея Кузнецова, бывшего чиновника, руководителя дорожного комитета Владимира Илюшкина и бизнесмена-дорожника Сергея Шеметова, ранее служившего в ФСБ.

Другую известную в регионе дорожную компанию — ООО «Автотрасса», принадлежащую Арарату Кирокосяну, не раз подозревали в сомнительных связях с властью. Ей доставались приоритетные подряды в Вольском и других районах, несмотря на «манкирование качеством работ» — так характеризовали стиль компании многие местные журналисты. В 2014 году «Автотрасса» построила дорогу между Вольском и Балаково, которая быстро пришла в негодность, однако вновь получила контракт на 186 млн рублей, снова заставив говорить, о якобы имеющихся коррупционных связях в региональном правительстве. Этот и подобные потенциальные подрядчики долгое время не привлекали внимания правоохранительных органов. Но кто гарантирует, что это не произойдет в любой момент, в том числе после заключения потенциального контракта? Со всеми вытекающими последствиями.

Так будут ли вообще построены подходы к аэропорту и сам аэропорт? Сейчас на этот вопрос ответить некому, но очевидно, что в процессе нас могут ожидать еще немало скандалов и, возможно, разоблачений.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ