18+
понедельник, 24 июля
Экономика

Будущее аэропортов: Саранск против Саратова

Что общего у авиации и Чемпионата мира по футболу -2018

  
1305
Будущее аэропортов: Саранск против Саратова
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Крушение пассажирского авиалайнера Airbus А321 над Синайским полуостровом, выдвижение и обсуждение версий причин трагедии и ее последствий, уже принятые и пока только обещанные заперты и ограничения - все это заставляет задуматься о будущем российской системы авиаперевозок в ее сегодняшнем виде. Региональные авиакомпании Приволжского округа в списке громких авиапроисшествий, к счастью, не фигурируют уже несколько лет. Но даст ли кто-то стопроцентную гарантию того, что снежный ком «послесинайских» мер промчится мимо их и действительно не скажется на уже широко разрекламированных планах и проектах?

Неспортивный аэропорт ЧМ-2018

На днях сразу несколько СМИ сообщили, что уже к концу этого года должен быть готов проект строительства нового пассажирского терминала аэропорта в столице Мордовии Саранске (непосредственно строительство планируется начать в начале 2016 года). И если раньше говорилось, что на реконструкцию аэропорта Саранск планируется затратить в 2015—2017 годах 3,5 миллиарда, то теперь — вместе со строительством нового терминала — сумма возросла до 5 млрд. Дело в том, что теперь она проходит под флагом Чемпионата мира по футболу-2018 (Саранск, напомним, вошел в число 11 российских городов выбранных для его проведения). «Развитие транспортной инфраструктуры — важнейшая часть подготовки к 2018 году», — приводит слова главы Мордовии Владимира Волкова РИА «Новости». Площадь новой застройки заявлена в 7,5 тысяч квадратных метров; обещана пропускная способность 700 тысяч человек ежегодно. Причем, еще в марте 2015 года гендиректор «Авиалиний Мордовии», собственника аэропортового комплекса Сергей Чуйков заявлял «Интерфаксу», что аэропорт планирует получить статус международного лишь после окончания строительства нового пассажирского терминала. Однако, уже в июне председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому аэропорт получил право принимать международные рейсы.
При этом никто почему-то не особо вспоминает, что, например, в апреле этого года в самый разгар Чемпионата Российской футбольной премьер-лиги, накануне матча «Мордовия» — «Спартак» (Москва) тот самый аэропорт десять дней не работал из-за «временной приостановки комплексного сертификата». И поэтому московским спортсменам и болельщикам (более 5000 человек) пришлось сначала добираться до Пензы, а уже оттуда — до Саранска. Впрочем, если уж разбираться до конца, стоит несколько слов сказать и о самом собственнике аэропорта. До 2013 года «Авиалинии Мордовии», базируясь на том же аэродроме, выполняли на Ан-24 регулярные и чартерные рейсы в Москву и Сочи. 21 октября 2011 года сертификат компании был приостановлен — как пояснили в Росавиации, из-за «ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния». Однако через несколько дней компания возобновила полеты. А 12 февраля 2013 года сертификат «Авиалиний» (как утверждала «Российская газета» на тот момент это была единственная авиакомпания республики) был аннулирован окончательно, но уже с иной формулировкой. «Как сообщила пресс-служба Росавиации, поводом для принятия столь строгих мер к мордовским авиаторам послужило ухудшение показателей безопасности полетов, а также неэффективные действия руководства компании по устранению неоднократно отмечавшихся ранее несоответствий сертификационным требованиям. В 2012 году с самолетом Ан-2 ОАО „Авиалинии Мордовии“ произошло авиационное происшествие, связанное с грубыми нарушениями в технике пилотирования и попыткой посадки воздушного судна из непосадочного положения. Еще одно ЧП произошло в саранском аэропорту месяц назад: 9 января воздушное судно Ан-24РВ с пассажирами на борту (члены хоккейной команды „Ариада-Акпарс“ из Марий Эл) выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы в результате ошибочных действий экипажа. Данный инцидент едва не привел к более тяжелым последствиям», — отмечает «РГ», поясняя, что по последнему факту в отношении «Авиалиний Мордовии» было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»…

Саратовское отступление

К строительству нового терминала правительство Мордовии собирается привлечь холдинг «Аэропорты регионов», который контролируется группой компаний «Ренова». «Источники в отрасли полагают, что для аэропортового холдинга работа с мордовскими властями — скорее, политический, а не экономический вопрос: помочь республике попросил самарский губернатор Николай Меркушкин, много лет возглавлявший Мордовию и имеющий опыт сотрудничества с „Аэропортами регионов“ при строительстве нового терминала в Самаре», — сообщает «Коммерсант».

Чтобы было понятно, речь идет о том же самом холдинге, который, в частности, участвует в строительстве многострадального нового аэропорта в поселке Сабуровка в Саратовской области. С 2012 года он заявлялся губернатором Валерием Радаевым как один из крупнейших инвестпроектов региона и первый за последние двадцать лет аэропорт России, построенный с нуля. По словам чиновников, новый аэропорт будет рассчитан на пассажиропоток в миллион человек в год, планировалось его сдать к концу 2017 года.

Первоначально генподрядчиком выступило ПАО «Волгомост», однако весной 2015 года контракт с ним был расторгнут, якобы в связи с необходимостью корректировки проекта «для обслуживания большинства типов современных самолетов». После этого конкурс на продолжение строительных работ первой очереди несколько раз объявлялся и несколько раз переносился. В конце октября стало известно, что он снова (уже в четвертый раз!) перенесен — теперь на 16 ноября. Начальная цена контракта по нему составляет более 4,5 миллиардов рублей из федерального бюджета, срок его исполнения — 2 года. Зато, как сообщает «Газета недели в Саратове», местные депутаты уже успели выделить из областного бюджета 7 миллионов на открытие пожарного депо в Сабуровке с тем прицелом, чтобы одна пожарная машина обслуживала населенные пункты, а другая — будущий аэропорт. Для сравнения: парк поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов международного аэропорта Курумоч в Самарской области состоит из шести специальных аэродромных пожарных автомобилей… Тем временем губернатор Радаев уже публично анонсировал масштабную реконструкцию пассажирского аэропорта в Балаково, который перестал работать еще в 2001 году. «В Балаково, несмотря на присутствие крупных монополистов, налоговая база не отвечает текущему моменту. Поэтому мы должны думать на перспективу, о новых проектах. По завершению строительства мостового перехода, будем, наверное, приступать к реконструкции балаковского аэропорта. Это развитие малой авиации. Один проект будет затягивать другой, такая концепция» — приводит заявление главы региона на заседании регионального правительства «Общественное мнение». При этом нужно понимать, что все сегодняшние аэроконцепцции Саратовской области волшебного ареола ЧМ-2018 не имеют, что заранее обрекает их реализацию в сегодняшних условиях на гораздо большую тернистость и затянутость, а скорее всего — на практическую несостоятельность.

Впрочем, иногда складывается впечатление, что саратовским властям известен некий особый секрет, о котором в остальной части Поволжья даже не догадываются. Как сообщают «Известия», в этом году в Татарстане Росавиация приостановила сертификат ОАО «Ак Барс Аэро» — об этом попросил сама аваиакомпания, ссылаясь на нестабильность своего положения. Из-за низкой заполняемости рейсов начали сокращать свой самолетный парк «Оренбургские авиалинии». На фоне этого в октябре текущего года в Москве на совещании, посвященном сабуровскому проекту, зампред областного правительства Саратовской области Василий Разделкин, заявил о среднегодовом темпе роста пассажиропотока как на местных, так и международных линиях в 8 — 10,2%, заявив, что в перспективе должен составить от 1,6 до 2,6 млн. пассажиров в год.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Камкин

Германовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ