18+
понедельник, 23 октября
Экономика

Будущее аэропортов: Саранск против Саратова

Что общего у авиации и Чемпионата мира по футболу -2018

  
1328
Будущее аэропортов: Саранск против Саратова
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Крушение пассажирского авиалайнера Airbus А321 над Синайским полуостровом, выдвижение и обсуждение версий причин трагедии и ее последствий, уже принятые и пока только обещанные заперты и ограничения - все это заставляет задуматься о будущем российской системы авиаперевозок в ее сегодняшнем виде. Региональные авиакомпании Приволжского округа в списке громких авиапроисшествий, к счастью, не фигурируют уже несколько лет. Но даст ли кто-то стопроцентную гарантию того, что снежный ком «послесинайских» мер промчится мимо их и действительно не скажется на уже широко разрекламированных планах и проектах?

Неспортивный аэропорт ЧМ-2018

На днях сразу несколько СМИ сообщили, что уже к концу этого года должен быть готов проект строительства нового пассажирского терминала аэропорта в столице Мордовии Саранске (непосредственно строительство планируется начать в начале 2016 года). И если раньше говорилось, что на реконструкцию аэропорта Саранск планируется затратить в 2015—2017 годах 3,5 миллиарда, то теперь — вместе со строительством нового терминала — сумма возросла до 5 млрд. Дело в том, что теперь она проходит под флагом Чемпионата мира по футболу-2018 (Саранск, напомним, вошел в число 11 российских городов выбранных для его проведения). «Развитие транспортной инфраструктуры — важнейшая часть подготовки к 2018 году», — приводит слова главы Мордовии Владимира Волкова РИА «Новости». Площадь новой застройки заявлена в 7,5 тысяч квадратных метров; обещана пропускная способность 700 тысяч человек ежегодно. Причем, еще в марте 2015 года гендиректор «Авиалиний Мордовии», собственника аэропортового комплекса Сергей Чуйков заявлял «Интерфаксу», что аэропорт планирует получить статус международного лишь после окончания строительства нового пассажирского терминала. Однако, уже в июне председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому аэропорт получил право принимать международные рейсы.
При этом никто почему-то не особо вспоминает, что, например, в апреле этого года в самый разгар Чемпионата Российской футбольной премьер-лиги, накануне матча «Мордовия» — «Спартак» (Москва) тот самый аэропорт десять дней не работал из-за «временной приостановки комплексного сертификата». И поэтому московским спортсменам и болельщикам (более 5000 человек) пришлось сначала добираться до Пензы, а уже оттуда — до Саранска. Впрочем, если уж разбираться до конца, стоит несколько слов сказать и о самом собственнике аэропорта. До 2013 года «Авиалинии Мордовии», базируясь на том же аэродроме, выполняли на Ан-24 регулярные и чартерные рейсы в Москву и Сочи. 21 октября 2011 года сертификат компании был приостановлен — как пояснили в Росавиации, из-за «ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния». Однако через несколько дней компания возобновила полеты. А 12 февраля 2013 года сертификат «Авиалиний» (как утверждала «Российская газета» на тот момент это была единственная авиакомпания республики) был аннулирован окончательно, но уже с иной формулировкой. «Как сообщила пресс-служба Росавиации, поводом для принятия столь строгих мер к мордовским авиаторам послужило ухудшение показателей безопасности полетов, а также неэффективные действия руководства компании по устранению неоднократно отмечавшихся ранее несоответствий сертификационным требованиям. В 2012 году с самолетом Ан-2 ОАО „Авиалинии Мордовии“ произошло авиационное происшествие, связанное с грубыми нарушениями в технике пилотирования и попыткой посадки воздушного судна из непосадочного положения. Еще одно ЧП произошло в саранском аэропорту месяц назад: 9 января воздушное судно Ан-24РВ с пассажирами на борту (члены хоккейной команды „Ариада-Акпарс“ из Марий Эл) выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы в результате ошибочных действий экипажа. Данный инцидент едва не привел к более тяжелым последствиям», — отмечает «РГ», поясняя, что по последнему факту в отношении «Авиалиний Мордовии» было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»…

Саратовское отступление

К строительству нового терминала правительство Мордовии собирается привлечь холдинг «Аэропорты регионов», который контролируется группой компаний «Ренова». «Источники в отрасли полагают, что для аэропортового холдинга работа с мордовскими властями — скорее, политический, а не экономический вопрос: помочь республике попросил самарский губернатор Николай Меркушкин, много лет возглавлявший Мордовию и имеющий опыт сотрудничества с „Аэропортами регионов“ при строительстве нового терминала в Самаре», — сообщает «Коммерсант».

Чтобы было понятно, речь идет о том же самом холдинге, который, в частности, участвует в строительстве многострадального нового аэропорта в поселке Сабуровка в Саратовской области. С 2012 года он заявлялся губернатором Валерием Радаевым как один из крупнейших инвестпроектов региона и первый за последние двадцать лет аэропорт России, построенный с нуля. По словам чиновников, новый аэропорт будет рассчитан на пассажиропоток в миллион человек в год, планировалось его сдать к концу 2017 года.

Первоначально генподрядчиком выступило ПАО «Волгомост», однако весной 2015 года контракт с ним был расторгнут, якобы в связи с необходимостью корректировки проекта «для обслуживания большинства типов современных самолетов». После этого конкурс на продолжение строительных работ первой очереди несколько раз объявлялся и несколько раз переносился. В конце октября стало известно, что он снова (уже в четвертый раз!) перенесен — теперь на 16 ноября. Начальная цена контракта по нему составляет более 4,5 миллиардов рублей из федерального бюджета, срок его исполнения — 2 года. Зато, как сообщает «Газета недели в Саратове», местные депутаты уже успели выделить из областного бюджета 7 миллионов на открытие пожарного депо в Сабуровке с тем прицелом, чтобы одна пожарная машина обслуживала населенные пункты, а другая — будущий аэропорт. Для сравнения: парк поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов международного аэропорта Курумоч в Самарской области состоит из шести специальных аэродромных пожарных автомобилей… Тем временем губернатор Радаев уже публично анонсировал масштабную реконструкцию пассажирского аэропорта в Балаково, который перестал работать еще в 2001 году. «В Балаково, несмотря на присутствие крупных монополистов, налоговая база не отвечает текущему моменту. Поэтому мы должны думать на перспективу, о новых проектах. По завершению строительства мостового перехода, будем, наверное, приступать к реконструкции балаковского аэропорта. Это развитие малой авиации. Один проект будет затягивать другой, такая концепция» — приводит заявление главы региона на заседании регионального правительства «Общественное мнение». При этом нужно понимать, что все сегодняшние аэроконцепцции Саратовской области волшебного ареола ЧМ-2018 не имеют, что заранее обрекает их реализацию в сегодняшних условиях на гораздо большую тернистость и затянутость, а скорее всего — на практическую несостоятельность.

Впрочем, иногда складывается впечатление, что саратовским властям известен некий особый секрет, о котором в остальной части Поволжья даже не догадываются. Как сообщают «Известия», в этом году в Татарстане Росавиация приостановила сертификат ОАО «Ак Барс Аэро» — об этом попросил сама аваиакомпания, ссылаясь на нестабильность своего положения. Из-за низкой заполняемости рейсов начали сокращать свой самолетный парк «Оренбургские авиалинии». На фоне этого в октябре текущего года в Москве на совещании, посвященном сабуровскому проекту, зампред областного правительства Саратовской области Василий Разделкин, заявил о среднегодовом темпе роста пассажиропотока как на местных, так и международных линиях в 8 — 10,2%, заявив, что в перспективе должен составить от 1,6 до 2,6 млн. пассажиров в год.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ