18+
воскресенье, 23 июля
Экономика

День, когда трамвай остановился

Борьба двух муниципальных ветвей власти в Саратове перешла в открытую стадию

  
1539
День, когда трамвай остановился
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Утро четверга 16 июня выдалось в Саратове необычно жарким, и не только по причине, наконец, поднявшегося до пристойных летних высот столбика термометра. В кабинетах чиновников и редакционных ньюсрумах не умолкали телефоны. Жители города передавали друг другу сенсационную новость — энергетики отключили городской электротранспорт за долги.

37 миллионов причин для отключения

О вероятности такого события слухи ходили в Саратове уже не один год. Всем было известно о бедственном положении муниципального предприятия «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), который не мог расплатиться с поставщиками электричества даже ценой сотен сокращенных рабочий и максимального сжатия сети маршрутов. Однако новость все равно прозвучала как гром среди ясного неба. Ведь еще на прошлой неделе саратовская мэрия во главе с сити-менеджером Валерием Сараевым бодро рапортовала о «динамичном сокращении задолженности» и «снижении издержек предприятия». Да и сумма долгов — 37 млн рублей — не выглядела неподъемной даже для изрядно отощавшей за последние годы городской казны.

Когда пыль после информационного залпа рассеялась, стали поступать первые подробности. В частности, выяснилось, что из депо все-таки вышли трамваи самого популярного городского маршрута № 3, который связывает самый гигантский спальный район Саратова — Ленинский, с центром, а также троллейбусы четырех из одиннадцати маршрутов. Дело в том, что снабжением тяговых подстанций «СГЭТ» занимаются две организации: перед одной из них, ПАО «Саратовэнерго», перевозчик долги полностью погасил, и компания продолжила поставлять электричество на «свои» маршруты. А рубильник выключили на «Саратовском предприятии городских электрических сетей» (СПГЭС), перед которым и сформировалась задолженность в 37 млн рублей. Руководитель «СПГЭС» Сергей Козин прокомментировал принятие жестких мер вынужденной необходимостью: мол, компания сама должна расплачиваться с сетевиками из «МРСК Волги», а то они уже начали каждый месяц по пятимиллионному штрафу выписывать. Кроме того, отметил Козин, городскую администрацию еще 31 мая направили уведомление о предстоящем отключении, но вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.

Перетягивание каната

Впрочем, политологи видят в трамвайно-троллейбусном коллапсе Саратова не только сухую арифметику, но и амбиции двух руководителей муниципальных ветвей власти — главы Саратова (фактически — руководителя городской думы) Олега Грищенко и сити-менеджера (главы городской администрации) Валерия Сараева. Сразу после назначения последнего, в ноябре прошлого года, между двумя градоначальниками началось своеобразное перетягивание каната (читай: установление политического влияния). Сараев сменил ключевые фигуры в администрации областного центра, причем ушли, как правило, люди, близкие к Олегу Грищенко. Кроме того, буквально за день до проведения праймериз «Единой России», на которых должны были определиться кандидаты от партии на выборы в городскую думу нового созыва, с гонки были сенсационно сняты несколько действующих депутатов из «команды Олега Грищенко», и в том числе тот самый энергетик Сергей Козин, взявший теперь на себя ответственность за отключение электротранспорта. Причем основанием для снятия стали якобы некие рекомендации прокурора области Владимира Степанова, который на момент принятия этого решения находился в официальном отпуске, а через несколько дней и вовсе отправился в отставку. По мнению некоторых наблюдателей, истинной подоплекой произошедшего была аппаратная борьба между кандидатами от Сараева и кандидатами от Грищенко, в которой победителем вышла первая группа.

Впрочем, сам Олег Грищенко тоже не сидел сложа руки, значительно укрепив за последние месяцы персональный статус. Во-первых, он сам уверенно выиграл праймериз «ЕР» на выборы в Госдуму и с высокой долей вероятностью уже осенью пойдет на повышение. А во-вторых, именно Грищенко был назначен главным партийцем региона, секретарем регионального отделения «Единой России».

Все последние недели конфликт между Грищенко и Сараевым обострялся. Глава Саратова нещадно критиковал мэрию за низкие темпы в ликвидации незаконных сараев и гаражей, а также непрозрачное расходование поступивших из федерального бюджета средств на капитальный ремонт дорог. В городской администрации отвечали туманными колкостями в адрес политики «предыдущих властей города». Однако сегодняшняя история с отключением городского электротранспорта несомненно будет воспринята как перчатка, брошенная в лицо. В мэрии никто не сомневается, что за принципиальной позицией «СПГЭС» по вопросам взыскания долгов с перевозчика стоит Олег Грищенко собственной персоной.

Шантаж, вандализм и преступная халатность

Фактически подтвердил версию о споре градоначальников, как причине отключения от сети троллейбусов и трамваев, губернатор Валерий Радаев, который успел прокомментировать ЧП местного масштаба до своего отъезда на Петербургский международный экономический форум.

— Произошедшее сегодня считаю беспрецедентным случаем. Причина здесь может быть только одна — несогласованность работы городских властей. Муниципальные чиновники не могут решить внутренние разногласия, прийти к компромиссу, в результате — страдают наши жители. Призываю власти муниципального образования немедленно исправить ситуацию. Шантаж — не метод решения проблем. Саратовцы не должны быть заложниками межведомственных взаимоотношений, — заявил Радаев.

Схожие выражения использовал и депутат Государственной думы Николай Панков, который фактически курирует Саратовскую область по поручению генсовета «Единой России»:

— Отстаивание интересов жителей — это главная задача депутатского корпуса всех уровней. Именно поэтому вопрос дальнейшей работы горэлектротранспорта поднимался заблаговременно, у руководителей компаний было время разобраться с проблемами, найти механизмы их решения. Считаю, что руководители предприятий, от которых зависит жизнеобеспечение наших граждан (вода, электроэнергия, транспорт), должны со всей ответственностью подходить к оказанию услуг населению. Если выяснится, что имеет место шантаж, правоохранительные органы должны привлечь виновных к ответственности, — подчеркнул Панков.

И уж совсем не стали стесняться в выражениях сами участники конфликта. Так, руководитель МУПП «Саратовгорэлектротранс» Константин Касьянов назвал действия энергетиков «беспрецедентным актом вандализма» и напомнил, что движение трамваев в Саратове не останавливалось даже в годы Великой Отечественной войны. В ответ Олег Грищенко подвел своих оппонентов под статью из Уголовного кодекса:

— Считаю, что такое отношение к этой проблеме даже нельзя назвать безответственным — это, по моему мнению, может быть оценено как преступная халатность, — сказал глава Саратова. Он также обвинил руководство мэрии в прожектерстве и уходе от реальных проблем города и рутинной работы.

Долю абсурдности во все происходящее добавил созыв двух конкурирующих экстренных совещаний, которые начались с разницей в один час в одном и том же здании. На одном из них солировали сторонники Валерия Сараева, на другом собрались депутаты городской думы, настроенные критично к деятельности нового сити-менеджера. Сараев проигнорировал приглашение объясниться перед народными избранниками, чем вызвал у тех бурю эмоций. Депутат Александр Ванцов, к примеру, предложил коллегам ворваться в кабинет к Сараеву, чтобы получить ответы на все вопросы. А депутат Елена Злобнова, напротив, настаивала на принудительном приводе (очевидно, с приставами) сити-менеджера в зал заседаний. Наконец, депутат от КПРФ Денис Шумихин предложил отправить руководство мэрии в отставку, в чем его поддержал «единоросс» Дмитрий Кудинов. При этом все жаловались, что Сараев даже не берет трубку телефона.

Тень автобусников и застройщиков

Стоит отметить, что, несмотря на все заявления представителей саратовской мэрии о беспрецедентности подобного отключения городского электротранспорта в масштабах России, абсолютно идентичный случай произошел в декабре прошлого года в Нижнем Новгороде, где жители на два дня остались без трамваев и троллейбусов из-за долгов перевозчика перед энергетиками. Частичные отключения были также и в Тольятти Самарской области. Уже несколько лет ведут борьбу за сохранение электротранспорта жители крупного города Дзержинск в Нижегородской области.

Во всех этих случаях местные активисты подозревают, что предприятия, ведающие трамвайными и троллейбусными маршрутами, преднамеренно ведут к банкротству, и причина кроется отнюдь не в неэффективном управлении. Реальными конкурентами трамваев и троллейбусов называют представителей перевозчиков, работающих на автобусах и маршрутках, которые хотят захватить дополнительную долю рынка. А в случае с Саратовом речь может идти и об интересах крупных застройщиков, которые, по слухам, давно положили глаз на земельные участки в самом центре города, где сейчас располагаются административные помещения «Саратовгорэлектротранса» и центральное депо.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ