18+
четверг, 19 января
Экономика

Запрет Boeing-737 подрежет крылья нашей авиации?

Пострадают ли «Оренбургские авиалинии» от ограничения полетов американских лайнеров

  
441
Самолет Boeing 737 авиакомпании "Оренбургские авиалинии"
Самолет Boeing 737 авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

У авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (Orenair) могут возникнуть серьезные проблемы в связи с решением Межгосударственного авиационного комитета (МАК) отозвать сертификат у пассажирских самолетов Boeing 737. Дело в том, что практически весь флот Orenair состоит из самолетов этого типа. Фактически, если решение будет принято Росавиацией, Поволжье потеряет последнюю крупную авиакомпанию.

На сегодняшний день в авиапарк АО «Оренбургские авиалинии» состоит из 19 бортов, из которых 16 самолетов Boeing 737−800, запрещенных к использованию Межгосударственным авиационным комитетом", еще три борта — Boeing 777−200 ER. Как следует из отчета авиакомпании за 2014 год, только в прошлом году Orenair взяли в лизинг шесть воздушных судов Boeing 737−800 у компаний в Ирландии, еще два получили с завода-изготовителя. Таким образом, если запрет будет введен, авиакомпания может оказаться на грани банкротства.

Как известно, решение приостановить в России действие всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737 было направлено председателем авиарегистра Владимиром Беспаловым и адресован главе Росавиации Александру Нерадько, а также заместителю руководителя Федеральной авиационной администрации США (FAA) Маргарет Гиллиган. Как сообщает «КоммерсантЪ» действие сертификатов приостанавливается «до получения совместного уведомления» Росавиации и FAA о том, что самолеты находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. В документе отмечается, что эта информация также доводится до сведения авиационных властей Бермудских островов и Ирландии, где зарегистрированы Boeing 737 российских авиакомпаний.

В пятницу МАК распространил заявление, в котором указал, что отзыв сертификатов связан с расследованием крушения самолета Boeing 737−500 VQ-BBN, происшедшего 17 ноября 2013 в аэропорту Казани.

«Должностными лицами Росавиации неоднократно ставился вопрос, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты, а также о необходимости реализации государством разработчика и изготовителя самолета срочных доработок для обеспечения безопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737, направленных на обеспечение возможности продолжения безопасной эксплуатации парка этих самолетов. Для всестороннего изучения данного вопроса Комиссией по расследованию этой катастрофы был проведен большой объем специальных исследований и стендовых испытаний рулевых приводов системы управления рулем высоты, включая их компьютерную томографию, бороскопическое исследование основных распределительных устройств и их препарирование (разрезку) и др. Исследования не подтвердили отказ системы управления рулем высоты.

Однако в июне 2015 года представитель Росавиации в Комиссии по расследованию отозвал свою подпись и руководством Росавиации была вновь озвучена позиция, что причиной происшествия явился отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing 737″, — говорится в заявлении «Межгосударственного авиационного комитета».

Эксперты сразу отметили, что это может привести к плачевным результатам, потому что, по данным компании Boeing, сейчас в РФ используется 150 бортов данного типа и это один из наиболее распространенных в стране дальнемагистральных воздушных судов. Так руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев утверждает, что в случае, если российские авиакомпании откажутся от Boeing 737, это неизбежно приведет к банкротству ряда перевозчиков и катастрофическим последствиям для всей гражданской авиации.

Тут надо сказать, что в поволжских регионах положение с авиакомпаниями и без того крайне неблагоприятное. Крупных перевозчиков остается все меньше. Так в феврале остался без сертификата эксплуатанта единственный самарский перевозчик «Эйр Самара». Росавиация аннулировала сертификат из-за грубых нарушений авиаперевозчиком стандартных эксплуатационных процедур, которые привели к аварийной посадке самолета «Эйр Самара» в аэропорту «Курумоч» в ноябре этого года.

В январе этого года Росавиация отозвала сертификат у татарстанского «Ак Барс Авиа», хотя до этого перевозчик фактически уже не работал. 29 января 2015 года в отношении авиакомпании была введена начальная процедура банкротства — наблюдение. Еще одна казанская авиакомпания «Татарстан» прекратила свое существование в декабре 2013 года. Проблемы и у «Саратовских авиалиний», у компании отозван сертификат на международные вылеты после того, как стало известно, что на рейсе в Анталию в кабине пилота находилась 22-летняя дочь гендиректора авиакомпании Игоря Третьякова.

В АО «Оренбургские авиалинии» сказали «СП», что перевозчик пока не выработал официальную позицию по поводу ограничения сертификата использования Boeing-737 и это будет сделано в ближайшее время.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил «СП», что пока никакого запрета на эксплуатацию Boeing-737 не вводилось.

— МАК не обладает полномочиями на такие действия, это может сделать только Росавиация в отношении российских перевозчиков. МАК лишь приостановил сертификат данного воздушного судна до получения совместного уведомления Росавиации и FAA США о том, что эти самолеты находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. Вероятно, что решение Росавиации будет принято такое, чтобы не нарушить перевозки и при этом обеспечить безопасность полётов, то есть, вряд ли будет вводиться запрет именно на эксплуатацию данного типа воздушных судов, в том числе и потому, что они разного года выпуска и находятся в разном техническом состоянии, — отметил Дмитрий Баранов.

Он также обратил внимание на то, что в России нет ни одной авиакомпании в стране, у которой парк бы состоял только из самолётов данного типа, у них есть и другие воздушные суда, а значит, они продолжат полёты.

Между тем

Стало известно, что все же здравый смысл победил и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отозвал свое письмо о приостановке сертификата самолетов типа Boeing 737, которые составляют значительную часть авиапарка «Трансаэро». Глава Росавиации Александр Нерадько уже заявил, что оснований для остановки полетов Boeing 737 не имеется, их эксплуатация продолжится.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ