18+
пятница, 26 мая
Экономика

Либо асфальт, либо пособия

Новые правила наполнения региональных дорожных фондов поставили под вопрос исполнение соцобязательств

  
1773
Либо асфальт, либо пособия
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил об образовании в бюджете региона 15-миллиардной дыры, угрожающей исполнению социальных обязательств. Ситуацию общего дефицита и закредитованности усугубила новая федеральная норма, запрещающая тратить сборы с топливных акцизов на какие-либо цели кроме содержания дорог. В результате более 4 млрд рублей, которые, по всей видимости, уже были отведены на другие цели, пришлось вернуть в дорожный фонд. В связи с этим губернатор попросил председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольгу Баталину пролоббировать выделение региону дополнительных средств из федерального бюджета.

В долгах как в шелках

В частности, как рассказал Радаев, сложившийся к настоящему времени размер государственного долга области не позволяет использовать заемные средства для разрешения наиболее остро стоящих перед областью социально значимых проблем. По данным Минфина России на 1 апреля долг региона составил 50,4 млрд рублей при запланированных доходах консолидированного бюджета в 82,6 млрд рублей. Из общего объема долга 26 с лишним миллиарда правительство должно коммерческим банкам, остальные деньги одолжены у федерального бюджета. Муниципалитеты в регионе должны в общей сложности еще 8,6 млрд рублей.

По словам главы региона, минимальная дополнительная потребность для закрытия социальных обязательств составляет в текущем году 7 млрд рублей. Кроме того, еще 4,4 млрд рублей область должна изыскать на наполнение дорожного фонда в связи с изменениями федерального законодательства с 1 июня. Наконец, консолидированный бюджет области может в этом году недополучить порядка 3 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Это связано, в частности, с увеличением возврата излишне уплаченного в прошлые годы налога налогоплательщикам из областного бюджета. Только за первые четыре месяца объем возврата увеличился на 219,6 млн рублей (или на 1,4%).

При этом губернатор в обращении к Ольге Баталиной подчеркнул, что правительством Саратовской области на системной основе проводится работа по оптимизации расходных обязательств области. Выполняются соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в 2014—2015 годах, в рамках которых областной бюджет на 2016 год сформирован без дефицита, с максимально возможной мобилизацией налоговых и неналоговых доходов. Об этом сообщает министерство информации и печати области.

Читайте также

Предвыборные деньги

Надо сказать, что Ольга Баталина по своим непосредственным функциям не решает вопросы связанные с бюджетной обеспеченностью регионов. Депутат облдумы от КПРФ Сергей Афанасьев считает, что кроме обещанных «предвыборных денег» на дороги регион ничего больше не получит. «Я думаю, нереально сегодня получить деньги на решение всех перечисленных губернатором проблем», — сказал он. Афанасьев обратил внимание на то, что губернатор обратился именно к Ольге Баталиной, должность которой не позволяет ей влиять на выделение средств региону. «Думаю, что это связано с тем, что она, скорее всего, будет в центральном списке кандидатов на выборах в Госдуму от „Единой России“. По некоторым рейтингам она входит в сотню самых влиятельных политиков страны. Все, что сейчас происходит, направлено на решение одной единственной задачи — успешно провести выборы. Все остальное — фон».

Осторожно: окрашено

С 1 июня деньги собранные с акцизов на бензин и транспортный налог должны стать «окрашенными», то есть строго целевыми и направленными в дорожный фонд, в то время как по опыту 2015 года многие регионы потратили их на другие нужды. Как сообщал со ссылкой на Росавтодор портал «Утро.ру», средства полученные из этих источников сверх ожидаемой суммы, 20 субъектов федерации потратили не по назначению. Впрочем, территориальный дорожный фонд — это часть бюджета субъекта РФ, отдельных счетов для него не существует. Об этом рассказал изданию директор центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Дерюгин. «По идее, объемы финансирования расходов на дорожное хозяйство должны совпадать с соответствующей суммой доходов. Однако тут региональные власти сами себе хозяева, и за расходование этих средств на другие нужды их никто не наказывает. А дыр в бюджетах субъектов РФ, которые необходимо срочно латать, все прибавляется», — пояснил он. Что касается дополнительных доходов дорожных фондов, по словам эксперта РАНХиГС, они просто физически не могли быть пущены в дело. «Допустим, по итогам года денежных поступлений оказалось больше, чем планировалось. И что с ними делать в декабре — разгребать снег и строить еще одну дорогу?» — интересуется он. Теоретически остатки можно было перевести в бюджет следующего года, но оказалось, что многие регионы их проели. В результате правительство РФ было вынуждено направить более 10 млрд рублей на закрытие «дорожных дыр». Часть из них, 650 млн рублей, получила и Саратовская область.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ