18+
пятница, 22 сентября
Экономика

«Грабят и еще раз грабят!»

Рабочие ульяновского автозавода о ситуации на предприятии

  
12856
"Грабят и еще раз грабят!"
Фото: Газета «Ульяновская правда"/ ТАСС

В конце прошлого года рабочие ульяновского автозавода забастовали — остановили главный конвейер и потребовали повысить заработную плату, которая не индексировалась с 2008 года и в среднем по предприятию варьируется в пределах от 8000 до 25 000 рублей (аналогична линейка окладов для рабочих ООО «УАЗ-Автокомпонент» — дочке УАЗа, выпускающим комплектующие к автомобилям). Тогда же генеральный директор холдинга ПАО «Соллерс» и ООО «УАЗ» Вадим Шевцов на единственной прямой встрече с работниками предприятия прореагировал на их требования. По словам заводской активистки, пожелавшей сохранить анонимность, «в течение часа он нам „жаловался“ на свою „тяжелую“ жизнь, а мы со своими ипотеками, семьями и окладом — кто в 15, кто в 20 тысяч — выслушивали его, почему нам, „богатым и зажиточным“, не нужно ожидать индексации». «Деньги в фонде заработной платы на это не заложены», заявлял директор.

Словом, диалога с начальством тогда не вышло. Зато под Новый год с «широкого» барского плеча рабочим выдали единовременные премии и… отправили в корпоративный отпуск на весь январь. Проблему же низких зарплат и невыносимых для рабочих условий труда разовая «подачка» не решила; в марте Шевцову снова пришлось приехать в Ульяновск…

Экономия на людях

Причиной приезда опять стал не самый приятный для руководителя повод: в городе при поддержке КПРФ и ЛДПР прошел резонансный митинг, на котором рабочие потребовали «прекратить сокращение рабочих, создать справедливые условия оплаты труда для всех работников и предоставлять очередные отпуска в согласованное с работниками время». Правда, сам Шевцов, получивший приглашение на мероприятие, как и губернатор Сергей Морозов, заявил, что на митинге присутствовало всего 10 человек с УАЗа. Об этом сообщает сайт «Симбирск Сити».

Ирина (Все имена рабочих УАЗа в материале изменены. — Авт.), сотрудник предприятия, говорит, что митинг посетило не менее 150 заводчан. Да и какое имеет значение 10, 100 или 200 человек посетили митинг, если, по словам рабочих, с которыми пообщалась «СП», ситуация на заводе «просто ужасная», атмосфера накаляется день ото дня, а давление со стороны начальства не прекращается.

«Работаем мы под камерами, — рассказывает Татьяна, работница цеха сборки. — Третируют нас за все. Малейшая провинность - сразу объяснительную пиши. Опоздала вот я на минуту — пишу. Другой забыл надеть кепку в цех — сразу выговор, хотя сами начальники постоянно в цеха без кепок заходят. И так изо дня в день».

Главное требование автозаводчан — индексация заработной платы.

«Я работаю на УАЗе с 2001 года, — рассказывает Ирина. — Денег хватает только на ЖКХ, погашение кредита, ну и собрать детей в школу, садик. У меня их двое. Муж у меня вахтовым методом работает, потому что в Ульяновске у рабочих ну нет нормальных зарплат. Это что, скажите, жизнь?».

Тем не менее гендиректор холдинга, отчитываясь перед единороссами в Законодательном собрании Ульяновской области, заявил, что в 2015 году средняя зарплата у основного персонала составила 28 867 руб, у вспомогательного — 22 066 руб, пишет портал «Улпресса».

«Средняя зарплата может и 28. Только не у ульяновских рабочих, а у приглашенных с Петербурга, Тольятти, Владивостока, — комментирует Ирина. — В четверг Шевцов с Морозовым должны были приехать к нам в цех — торжественно открывать новую сварочную линию. Они приехали, когда цеховые рабочие все ушли. Остались установщики оборудования и ульяновские бригадиры». А работники, по словам Ирины, хотели обратиться к руководителям с «неудобными» вопросами про 28 тысяч и предоставить расчетки новых сотрудников в 17−19 тысяч рублей.

На встрече с единороссами гендиректор рассказал и о системе грейдов (категорий) в соответствии с которой работникам начисляют заработную плату. Система, пишет «Симбирск Сити», состоит из шести уровней, и зарплата повышается с переходом на следующий уровень. На самом низком она составляет 15 тысяч рублей, на самом высоком — шестом — 40 тысяч рублей.

Но грейдовая система никакого отношения к индексации не имеет. Индексация предусмотрена 34 статьей Трудового кодекса РФ: «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги…». Индексация предусмотрена и коллективным договором сотрудников УАЗа с работодателем. Таким образом, Шевцов в своем отчете просто подменил индексацию, гарантированную законодательством, корпоративной системой грейдов.

Критикуют рабочие и саму грейдовую систему. Рассчитана она не на всех и поднимает «вверх» весьма выборочно. Так, в 2015 году повысили свои категории менее 50% заводчан, при этом повышение происходит по желанию начальства, а не рабочего. Сдача на категорию сопровождается провокационными вопросами, а после неудовлетворительного ответа, как правило, откладывается на неопределенное время. Были случаи и утраты документов начальством, необходимых для сдачи грейда.

Условия труда на УАЗе при росте объема выполняемых работ постоянно ухудшаются. «После крупных сокращений в 2013—2014 годах оставшиеся рабочие вкалывают за уволенных. Прежде, например, в день две смены должны были выковать 140 кузовов для „буханки“, сейчас с этим объемом должна справиться одна смена, которая работает по 12 часов. В итоге в выигрыше все равно остался владелец. Он на нас сэкономил…», — разъясняет Татьяна.

«Если кто-то заболел, ушел в отпуск, — продолжает Михаил, мы работаем за этого человека бесплатно. Также уменьшились выплаты за вредность после того как их в соответствии с действующим законодательством перевели в процентный эквивалент. Да даже элементарные бытовые проблемы разрешить не могут — воды в нашей раздевалке нет уже три месяца».

«Достучаться до небес»

Рабочие для защиты своих прав безрезультатно стучались во все двери — обращались в заводской профсоюз, Федерацию профсоюзов Ульяновской области, к ульяновскому «правдорубу» Захару Мисанцу. ЛДПР адресовало обращение заводчан в прокуратуру, трудовую инспекцию, КПРФ помогла в организации митинга. А после общения Шевцова с фракцией «Единой России», «контроль над ситуацией» взяла на себя специально созданная рабочая группа от ЕР, в которую вышли депутаты Василий Гвоздев и Алсу Садретдинова. После заседания, на официальном сайте регионального отделения партии, депутаты высказали обеспокоенность судьбой автозавода и сообщили, что «руководство УАЗа должно подробно рассказать людям, общественности, средствам массовой информации, по какому пути будет двигаться завод, чтобы меньше рождалось сплетен и домыслов». Правда, почему «общественность» в городе сузилась до фракции ЕР и прессы, а заводчане, реально пытающиеся отстоять интересы трудового коллектива, и остальные парламентские фракции оказались для доклада Шевцова не-общественностью — вопрос дополнительный.

«Единая Россия» опровергает «слухи о якобы грядущем сокращении трудового коллектива», забыв при этом проанонсировать четырехдневную рабочую неделю, к которой переходит предприятие с июня по ноябрь в нынешнем году. Работники считают, что массовые увольнения— это вопрос времени. «Они отсрочивают их в связи с выборами губернатора в сентябре этого года. Месяцем раньше — месяцем позже руководство, скорее всего, сократит несколько тысяч человек. Сам же Шевцов говорит о падении спроса и отсутствии крупных заказов…», — считает Ирина.

Нужно отметить, что слухи о возможном сокращении циркулируют уже с прошлого года. По информации портала 73online.ru, еще в 2015 году планировали сократить 2 000 человек, но от планов отказались, когда СМИ растиражировали информацию. Под официальное сокращение попали менее тысячи человек, другие освободили свои рабочие места по «собственному желанию». В этом году сокращать, вероятнее всего, будут также «по собственному желанию», пишет портал.

В настоящий момент на ОАО «УАЗ» трудится порядка 6000 человек. Правда, надежды на позитивные изменения у них немного. «Вы знаете, мы к кому только не обращались — и все безрезультатно. Это настолько устоявшаяся система, изменить ее очень трудно», — делится Татьяна. «Мне часто приходится слышать, что мы не хотим работать, что мы бездельники, что нам нужно было учиться, чтобы не работать на заводе, хотя у нас достаточно людей с высшим образованием, которые стоят за станком. Но у нас в городе людям некуда идти, мы поэтому хотим, чтобы наш завод не утонул. А когда видишь, на каких машинах у нас начальство подъезжает… Все, кому не лень, набивают свои карманы. Грабят, грабят и еще раз грабят. Вот последний завод развалят — может тогда они успокоятся?», — риторически заключает работница.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ