18+
воскресенье, 22 января
Экономика

«Саратов-Лада» закрывает двери?

Учредитель энгельсского дилера говорит о консервации производственных мощностей компании

  
649
«Саратов-Лада» закрывает двери?
Фото: Владимир Синдеев/ ТАСС

Учредитель энгельсского дилера АвтоВАЗа ОАО «Саратов-Лада» тольяттинская компания АО «Лада-Сервис», владеющая 84,94% в уставном капитале «Саратов-Лады», планирует приостановить деятельность компании и законсервировать производственные мощности. Решение связано с неблагоприятным состоянием автомобильного рынка и, вероятно, значительными долгами автодилера.

В АО «Лада-Сервис» сообщили о готовности законсервировать производственные мощности ОАО «Саратов-Лада». Как следует из сообщения тольяттинской компании за подписью генерального директора Всеволода Бориса, в связи со значительным падением спроса на автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ» деятельность ОАО «Саратов-Лада», являющейся единственным дилером тольяттинского автогиганта в Энгельсе Саратовской области, будет приостановлена, а производственные мощности переведены в режим консервации. «Решение о возобновлении деятельности ОАО „Саратов-Лада“ в качестве дилера ОАО „АвтоВАЗ“ будет принято исходя из изменений конъюнктуры рынка легковых автомобилей в регионе», — отмечает Борис.

Официальная позиция учредителя такова: в Саратовской области наблюдается значительное падение спроса на вазовскую продукцию, поэтому некоторым дилерам приходится закрываться. «В течение двух последних лет на российском автомобильном рынке наблюдается тенденция к снижению объемов реализации легковых автомобилей, обусловленная нестабильностью курса национальной валюты, банковских ставок по кредитам и другими негативными экономическими факторами. Согласно прогнозам экспертов-аналитиков, в ближайшее время падение объемов продаж продолжится, стабилизации рынка можно ожидать только в долгосрочной перспективе. Соответственно прогнозируется неизбежный уход с рынка значительного количества автомобильных ритейлеров», — отмечает гендиректор АО «Лада-Сервис».

Уехавшие финансы

Однако, надо думать, само по себе падение спроса на автомобили марки «Лада» — это только вершина айсберга под названием «кризис на „Саратов-Ладе“», потому что дело идет к банкротству компании. На этой неделе Арбитражный суд Саратовской области принял к рассмотрению исковое заявление межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области (Энгельс) о банкротстве автодилера. Дело в том, что ритейлер накопил крупные долги по налоговым выплатам и штрафам.

В Арбитражном суде уточнили, что общая сумма долга дилера по налогам составляет 6,258 млн рублей, из них налоговая задолженность составляет 5,988 млн рублей, остальное — пени. Налоговая служба в исковом заявлении указала, что к должнику были применены меры по принудительному взысканию, однако они не были исполнены из-за отсутствия у «Саратов-Лада» денег на расчетном счете. Налоговым органом были приняты меры по взысканию задолженности за счет имущества ОАО, возбуждены исполнительные производства, но до настоящего времени задолженность в полном объеме не погашена. В связи с этим было подано заявление. В итоге суд принял решение возбудить производство по делу о несостоятельности в отношении ОАО «Саратов-Лада», признать требования ИФНС России № 7 по Саратовской области обоснованными и включить в реестр требований кредиторов для удовлетворения в третью очередь.

Вообще, по последним данным, в базе исполнительных производств саратовского областного управления службы судебных приставов находится 62 дела по ОАО «Саратов-Лада». Это исполнительные производства по взысканию задолженности по налогам и сборам на общую сумму более 6 млн рублей, по страховым взносам — более 2 млн, по решениям судов, в том числе за экспертизы и пошлины — 3,7 млн рублей.

При этом, как следует из годового отчета «Саратов-Лады» за 2014 год, вероятность того, что компания когда-либо сможет расплатиться по долгам, крайне невысока. В прошлом году выручка от продажи составила 501,23 млн рублей. Это аж на 37% меньше, чем в 2013 году, который, к слову, тоже был для энгельсского дилера АвтоВАЗа убыточным. «Снижение объема выручки связано с общим снижением продаж на российском автомобильном рынке, в первую очередь в сегменте эконом-класса, а также продолжающимся обновлением модельного ряда и подготовкой к выпуску новых моделей», — утверждают в компании. Годовой объем реализации ОАО «Саратов-Лада» автомобилей в 2014 году составил 1 409 штук. В 2014 году в кредит продано 422 автомобиля. Относительно прошлого года продажа автомобилей в кредит снизилась на 46%. т.к. банки значительно снизили объем выдачи автокредитов, ужесточили требования к заемщикам и в конце года повысили процентные ставки. «В течение 2014 года ОАО „Саратов-Лада“ сумело обеспечить функционирование компании, но закончило год с убытками в размере 51,76 млн рублей», — сообщают в «Саратов-Ладе». Понятно, что с такими финансовыми показателями выбраться из долговой ямы проблематично.

Добавить к этому требования других контрагентов. Только на этой неделе в Арбитраж был подан иск от ООО «Компания Мир шин», которой ритейлер задолжал 34,3 тыс. рублей. Ситуация, когда даже такую, казалось бы, малую сумму приходится взыскивать через суд, показательна. А вот ООО «Автодина-Саратов» (саратовский дилер Suzuki) так и не дождалась, когда вазовский продавец выплатит причитающиеся ему 273,5 тыс. рублей и в начале октября подала на банкротство «Саратов-Лады». Правда, дело так и не было принято к рассмотрению — суд счел, что суммы долга недостаточно (необходимо не менее 300 тыс. рублей), а срок неисполнения решения суда о взыскании средств с должника составляет менее 3 месяцев (вступил в силу 1 сентября).

Надо сказать, что, по нашей информации, кассовый разрыв в размере порядка двух сотен млн рублей возник еще около десятка лет назад. Какие действия прежнего руководства привели к этому, доподлинно неизвестно, но, как говорят знакомые с положением вещей люди, с тех пор автодилер безуспешно пытается выбраться из финансовой ямы. Впрочем, судя по позиции учредителя, он решил оставить эти попытки. По некоторым данным, учредитель планирует продать дилерский центр за 165 млн рублей. В АО «Лада-Сервис» эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.

«Рынку есть, куда расти»

Впрочем, в ОАО «Саратов-Лада» сказали, что компания пока работает, автомобили продаются.

— В целом, ситуация на российском авторынке остается непростой, но вместе с тем, нужно отметить, что темпы падения замедляются, что может свидетельствовать об изменении ситуации, — рассказал «СП» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Так за январь-август 2015 года было продано новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 33,5% меньше чем за аналогичный период прошлого года, а за январь-сентябрь 2015 года лишь на 33%. Пусть это немного, но несколько месяцев назад падение составляло почти 40% г/г, так что, несмотря на то, что показатели продаж меньше, такую динамику можно считать положительной.

Эксперт не исключает в ближайшие месяцы роста продаж легковых и легких коммерческих автомобилей.

— Возможный рост объясняется следующим образом. В первую очередь — это оживление деловой активности после сезона отпусков. Сохраняющиеся высокие инфляционные ожидания также могут заставить желающих раньше озаботиться приобретением автомобиля. Собственно, и уже произошедшее в конце августа повышение цен, может привлечь покупателей в автосалоны, так как часть потребителей захочет приобрести машину, пока цены еще не выросли. По мере улучшения ситуации с занятостью населения, появления у него ясности с доходами, многие в стране могут приобрести автомобиль, так что нашему рынку есть, куда расти. Помочь увеличению продаж могут и программы льготного автокредитования, утилизации и льготного лизинга, действующие уже несколько месяцев, и поддерживающие отечественный авторынок. Соответственно, если эти изменения будут происходить, то положение автодилеров начнет улучшаться, но скажется ли это на ситуации конкретно в этой компании, пока непонятно, — отметил Дмитрий Баранов.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ