18+
суббота, 23 сентября
Экономика

Тридцатилетняя волна

Уйдет ли саратовский водоканал в частные руки?

  
487
Тридцатилетняя волна
Фото: Юрий Белинский/ ТАСС

Предприятие МУПП «Саратовводоканал» передадут в концессию не позднее октября 2016 года — соответствующий конкурс объявлен постановлением главы городской администрации Валерием Сараевым. Согласно документу, имущество водоканала будет предоставлено в управление компании — победителю конкурса, сроком на 29 лет, до 2045 года. Инвестор обязуется произвести реконструкцию объектов системы, обновить и построить сети водоснабжения и водоотведения, создать автоматизированную систему мониторинга и оснастить предприятие спецтехникой и оборудованием. Объем вложений участники конкурса определяют самостоятельно, в мэрии стоимость модернизации оценивают в 30 млрд рублей. Валерий Сараев полон оптимизма и заявляет, что интерес к конкурсу уже проявлен рядом организаций. «Надо отметить, что была проделана огромная работа, связанная с инвентаризацией имущества предприятия, составлением финансово-экономической модели реализации соглашения, согласованием документации с надзорными органами. Теперь эта работа успешно завершилась, и мы выходим на этап проведения конкурсных процедур» — сказал Валерий Николаевич.

Между тем, в Саратове раздается немало скептических голосов, ставящих по сомнение целесообразность концессионного проекта.

Водные преграды

Под знаком передачи водоканала в концессию Саратов живет который год, но именно в наступившем сезоне проблема перешла в плоскость околополитическую: если Олег Грищенко, глава Саратова, призывал относиться к концессии максимально осторожно, по принципу «семь раз отмерь», то сити-менеджер Валерий Сараев сразу заявил себя убежденным поборником форсированных темпов передачи водоканала в частные руки, в чем заручился поддержкой губернатора Валерия Радаева. По мнению ряда наблюдателей, именно отношение к концессионному проекту определило стремительную и фактическую смену власти в областном центре минувшей осенью.

Валерий Сараев, получивший после новогодних каникул полноту муниципальной власти де-юре, взялся энергично пропагандировать идею концессии. Он сразу заявил, что не видит для Саратова иной альтернативы: или концессия, или банкротство МУПП «Саратовводоканал», то есть сценарий для города наихудший. В публичных выступлениях Валерий Николаевич даже озвучивал наиболее вероятного претендента — управляющую компанию «Лидер», уже реализующую подобный проект в Волгограде. Впрочем, в последнее время из заявлений Сараева конкретный «Лидер» исчезает, и остаются абстрактные «несколько компаний», проявивших интерес к концессионному конкурсу. Аналогично глава администрации перестает ссылаться на «волгоградский опыт». Ранее, в качестве возможных участников конкурса, также назвалась группа компаний «Росводоканал».

Рифы тарифов

Если плачевное состояние саратовских дорог угодило в национальный фольклор, то предскатастрофный уровень инфраструктуры водоканала — страшилка для местного применения.

Практически стопроцентный износ сетей, внушительный долг перед поставщиками ТЭР (впрочем, и долги компаний, управляющих жилфондом, перед «Водоканалом», измеряются астрономическими суммами, если точнее — 500 и 700 млн. соответственно). Повышенная и практически неконтролируемая аварийность — источники на предприятии говорит о двух сотнях авариях в зимние месяцы в среднем за сутки, при том, что оперативно устраняются 20−30, то есть десятая часть. С наступлением морозов количество аварий вырастет минимум на треть, а устранение их, по понятным причинам, проходит всё тяжелее. Саратовцам до сих пор памятна масштабная авария на ВК-3 пятилетней давности, оставившая без воды на несколько суток почти половину города. Крупная авария, случившаяся совсем недавно, в январе, была, впрочем, устранена достаточно оперативно.

По поводу состояния инженерной структуры водоканала иллюзий, похоже, не испытывает никто — ни городская власть, ни экспертное сообщество, ни предполагаемые концессионеры. А вот относительно радужности концессионных перспектив, мнения звучат разнообразные и подчас полярные.

 — Прежде всего, необходимо знать условия концессии. Пока мы их не знаем, — размышляет главный редактор портала «СаратовБизнесКонсалтинг» Алексей Мурзов. — Меня, например, настораживает тот факт, что проблемы предприятия решаются без приглашения экспертного сообщества, общественности. Однако уже сегодня могу сказать, что любая компания, которая пойдет на концессию, однозначно будет заинтересована в получении максимальной выгоды. Какую выгоду сейчас можно получить от «Водоканала», имеющего огромные долги? Вопрос, думаю, риторический. Компания вынуждена будет латать дыры, поэтому концессия скорее всего приведет к увеличению тарифов. Говорить, насколько будет успешным этот проект в целом — преждевременно. В некоторых регионах такие проекты вывели аналогичные предприятия из кризиса. Между тем, проблема таких предприятий — это проблема всей сферы ЖКХ, проблема низкой платежеспособности населения, проблема долгов за ЖКУ. Вывести «Водоканал» из кризиса помогут дополнительные источники дохода. Но для этого нужно восстановить материально-техническую базу муниципального предприятия. Это позволит предприятию быть мобильным, способным без привлечения подрядчиков решать вопросы ремонта, строительства, подключения к сетям. Кстати, это власти могли сделать раньше — до кризиса, не прибегая к услугам инвесторов — заключает эксперт.

Председатель общественной палаты города Саратова, Борис Кузнецов уверен, что концессия — безусловное благо для жителей Саратова:

— Это более чем реальная перспектива для данного предприятия, которая поможет существенным образом изменить положение дел на саратовских водопроводных сетях. Данное соглашение поможет привлечь «длинные» деньги в экономику города на условиях государственно-частного партнерства. Тем более что подобное уже реализуется у наших соседей в Волгограде, и, насколько я знаю, в этом году концессионер уже вложил там 500 млн рублей в реконструкцию водопровода.

Что же касается повышения тарифов, нас не может не волновать данный вопрос. На встрече Валерия Сараева с общественниками, состоявшейся перед Новым годом, мы тоже поднимали данную проблему. По словам Валерия Николаевича, разрабатываемые параметры концессионного соглашения таковы, что они не предполагают резкого роста стоимости водоснабжения и водоотведения, а тариф будет индексироваться в пределах тех параметров, которые каждый год утверждает федеральное правительство и с учетом интересов горожан. А повышение эффективности работы предприятия будет обеспечено за счет сокращения водопотерь, внедрения энергосберегающих технологий и современных материалов, — оптимистично полагает глава городских «официальных» общественников.

Виртуальная очередь

Любопытно, что эксперты, независимо от собственного отношения к проекту, рассуждают о передаче «Саратовводоканала» в концессию как о деле, фактически решенном. Между тем, очередь из компаний, желающих поучаствовать в конкурсе и взвалить на себя столь тяжкое бремя, существует пока лишь в виртуальном пространстве да в заявлениях главы администрации. Ни одного комментария от потенциальных концессионеров пока в публичном пространстве не прозвучало. Поэтому на нынешнем этапе главный вопрос даже не о целесообразности концессионного проекта, а о его осуществимости в принципе. И ряд вопросов помельче: устраивают ли возможных концессионеров предложенные администрацией условия, и не придется ли вместо подписания итоговых документов, зайти на новый раунд переговоров? Ясно пока одно — одним постановлением мэрии об объявлении конкурса многолетние проблемы МУПП «Саратовводоканал» не решаются.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ