18+
вторник, 23 января
Экономика

Отсель бранить мы будем шведа

Задача нового руководителя АвтоВАЗа — вернуть потерянные иностранцами 650 млн евро?

  
934
Отсель бранить мы будем шведа
Фото: Андрей Холмов/ТАСС

После скандального увольнения президента АвтоВАЗа, шведа Бу Андерссона, стало известно, что его преемником будет румын Николя Мор. Инициатива смены руководства приписывается госкорпорации «Ростех», которая владеет автопредприятием на паях с международным концерном Renault-Nissan, причем последний имеет контрольный пакет. Уволенному ставилась в вину безответственная политика массовых увольнений, отразившаяся на социальной обстановке в Тольятти. Только в 2014 году под массовые сокращения попали 33% административных должностей и 20% рабочих. Тем самым, общая численность работников АвтоВАЗа снизилась на 12 891 человека, до 53 тыс. человек, по сравнению с декабрем 2013 года. По итогам 2015 года убыток на предприятии составил 74 млрд рублей. Renault-Nissan потерял на АвтоВАЗе около 620 млн евро. В феврале предприятию пришлось перейти на четырехдневную неделю и снизить зарплаты всем сотрудникам на 20%. Однако, вряд ли новый президент сможет хоть как-то улучшить положение, если вообще не сделает ровно наоборот.

Безальтернативность прежней линии

Несмотря на публично высказываемые позитивные ожидания акционеров, главред журнала «За рулем» — Максим Кадаков — считает, что преемник Бу Андерссона будет вынужден продолжать его линию по причине ее безальтернативности.

«У АвтоВАЗа огромные убытки, как операционные, так и те, что просто на бумаге, и вся деятельность компании привязана к внутреннему рынку, — рассказал Кадаков „Газете.Ru“. — За всю историю АвтоВАЗа у него было только две формы существования. Первая, под которую строился завод, — отъем денег у населения во времена дефицита в хорошем смысле слова. Завод мог делать продукцию любого качества, и все это сметалось подчистую, несмотря на то, что качество падало. И рост числа сотрудников был оправдан тем, что завод работал на полную катушку — в лучшее время без учета машино-комплектов продавалось по 800 тыс. автомобилей в год. Вторая форма — жизнь с постоянными финансовыми инъекциями. И сейчас я не вижу человека, который может изменить эту парадигму».

За время руководства заводом Андерссона, качество автомобилей «Лада» немного улучшилось, а недостатки в этом отношении компания стала открыто признавать. Так, в 2013 года компания принимает решение по отзыву более 30 тысяч автомобилей марок Lada Granta и Lada Kalina по причине проблем с тормозной системой у одной из произведенных партий. Однако это не смогло остановить 30-процентное снижение продаж в 2015 году.

— АвтоВАЗ модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшил качество продукции, — цитирует пресс-служба «Ростеха» Карлоса Гона, председателя совета директоров компании и президента альянса Renault-Nissan, владеющего контрольным пакетом акций в Alliance Rostec Auto B.V., совместном предприятии, контролирующем тольяттинский автогигант.

— За последние семь лет на АвтоВАЗе произошли кардинальные изменения, благодаря которым серьезно повысилось качество производимых автомобилей, были разработаны и произведены новые модели, возросла эффективность производства, — вторит ему генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.

На самом же деле, никаких попыток кардинальной модернизации производства сделано не было, а сейчас в условиях убытков вряд ли на нее стоит рассчитывать. Государство не собирается увеличивать субсидии, а те, что есть частично уходят на компенсацию потерь в связи с несокращаемыми вакансиями и конкурентоспособности предприятия не способствуют. То же самое касается кредитов — вряд ли коммерческий банк будет давать деньги заводу, терпящему рекордные в своей истории убытки. Вместе с тем, именно Бу Андерссон — и это ему тоже припомнил «Ростех» — провалил задачу импортозамещения, окончательно «подсадив» производство на иностранные детали, из-за которых цена конечной продукции раздувалась совсем уж непомерно. Столкнувшись с падением продаж и убыточностью, Бу Андрессон встал перед необходимостью оптимизации. Однако к его приходу на АвтоВАЗ, предприятие уже избавилось от непрофильных активов. В 2008 году на баланс города были переданы дворец спорта «Волгарь», спортивный стадион «Торпедо», «Дом культуры и техники ДКиТ», спортивный комплекс «Олимп». В 2009 году АвтоВАЗ отказался от содержания трёх комплексных общежитий для иногородних работников. В декабре 2009 года медицинская служба предприятия (поликлиники и санатории «Прилесье» и «Алые паруса») переданы Федеральному медико-биологическому агентству.

Между «Ростехом» и Renault

Поэтому новый руководитель прибег к увольнениям, тем более что в прошлый крзис 2008—2009 года «Ростех» сам нещадно сокращал коллектив — порядка 40 тыс. человек, и тогда государство почему-то считало это нормальным. Напрашивается вывод, что сейчас госкорпорация пытается погасить недовольство в Тольятти, сваливая на иностранцев положение на АвтоВАЗе.

4 апреля в должность вступит 55-летний Николя Мор, ранее генеральный директор Renault в Румынии, где он руководил всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Об этом официально уведомил «Ростех». Одновременно Мор занимает должность президента — генерального директора акционерного общества Automobile Dacia S.A., производителя одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии.

Перед тем как возглавить деятельность Renault в Румынии, Николя Мор был вице-президентом по вопросам производственной эффективности и вице-президентом закупочной организации альянса Renault-Nissan по силовым агрегатам. Он возглавлял подразделения, отвечающие за производство, закупки, качество и послепродажное обслуживание. До того как присоединиться к команде Renault в 2000 году, Николя Мор работал в компаниях по производству автомобильных комплектующих, таких как Faurecia и Valeo.

— Наши задачи сегодня — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. АвтоВАЗ в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится - отметил Сергей Чемезов.

— С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и АвтоВАЗа, как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе, - добавил председатель совета директоров Карлос Гон.

Тут надо пояснить, что с точки зрения коммерческой логики, первоочередной задачей нового руководителя должно стать возвращение 650 млн евро, вложенных иностранцами. Хочется верить, что российский совладелец преследует несколько иной интерес, однако вряд ли в случае расхождения взглядов на приоритеты компании, главе АвтоВАЗа удастся быть равноудаленным слугой двух господ.

Профсоюзный ракурс

«С приходом г-на Андерссона в январе 2014 года сразу начались массовые сокращения., приводит Межрегиональный профсоюз Рабочая Ассоциация слова своего председателя, рабочего АвтоВАЗа Петра Золотарева. — За время его президентства из состава „Автоваза“, так или иначе, было выведено 26 тысяч человек. Наши призывы к руководству „поужаться“, начать экономию с себя, уменьшив траты на административный аппарат, сократив непомерные зарплаты топ-менеджеров, расходы на чартеры и так далее. — игнорировались. Мы предлагали: „Давайте возьмем правительственную субсидию автопрому для сохранения рабочих мест, давайте уберем аутсорсинг“. К нам не прислушались, потому что производственная демократия на „Автовазе“ отсутствует.
Все сокращения согласовывались с „официальным“ профсоюзом АСМ, который никогда им не сопротивлялся. Мы же проводили митинги и обращались к правительству. И в итоге наши протесты и призывы сказались на судьбе г-на Андерссона. В ноябре Чемезов (глава корпорации „Ростех“, владеющей блокпакетом „Автоваза“) раскритиковал Андерссона за „сокращения по методу обрезания“, а позднее — за нежелание сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, которое привело к 70 млрд. необоснованных расходов (зарубежные закупки составляют более 63% себестоимости машин).
Отмечу, что и здесь мы предупреждали руководство. Еще в 2009-м, в предыдущий кризис, мы предлагали создать в особой экономической зоне Тольятти кластер предприятий по производству автокомпонентов для всех автопроизводителей. Это позволило бы создать новые рабочие места для увольняемых вазовцев и продвинуть ту самую локализацию, о которой правительство не перестает твердить. Наконец, мы говорили о необходимости удешевления автомобилей, их адаптации к потребителю. В свое время гендиректор „Автоваза“ Борис Алешин сделал подобное с „Калиной“: убрал все „навороты“, и спрос пошел.
Я не питаю особых надежд в связи с отставкой Бу Андерссона и приходом нового руководителя — Николя Мора (ранее возглавлявшего румынскую „Дачию“ — ред.). Этот ход — убрать Андерссона — скорее, предвыборный. Хотят снять напряг, наказать ненавистного иностранца, вселить в электорат надежду на лучшую жизнь. Но, какой бы руководитель ни пришел, он не самостоятелен в своих решениях. С одной стороны, условия задают собственники, в нашем случае — „Рено-Ниссан“. С другой — макроэкономические процессы, влиять на которые могут лишь Правительство и наш „верховный главнокомандующий“. А экономическая ситуация удручающая. Население экономит на питании и одежде, не говоря уже об автомобилях. Автоваз же всегда ориентировался на широкого потребителя, т.е. средний класс и ниже. Если бюджетная политика кардинально не изменится, если у нас по-прежнему будет военный бюджет вместо социального, перемен к лучшему не будет.
Наш призыв к новому руководителю: найти политическую волю к сотрудничеству со всеми силами, присутствующими на заводе, а не только с подконтрольными менеджменту. Не нужно бояться производственной демократии. Она позволила бы гасить многие конфликты за столом переговоров, а не выплескивать недовольство на площадях. Уважительное отношение к рабочим, в конечном счете, повлияло бы на качество продукции. К сожалению, этого так и не понял Бу Андерссон», — говорит Золотарев.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ