18+
понедельник, 16 января
Экономика

Отсель бранить мы будем шведа

Задача нового руководителя АвтоВАЗа — вернуть потерянные иностранцами 650 млн евро?

  
920
Отсель бранить мы будем шведа
Фото: Андрей Холмов/ТАСС

После скандального увольнения президента АвтоВАЗа, шведа Бу Андерссона, стало известно, что его преемником будет румын Николя Мор. Инициатива смены руководства приписывается госкорпорации «Ростех», которая владеет автопредприятием на паях с международным концерном Renault-Nissan, причем последний имеет контрольный пакет. Уволенному ставилась в вину безответственная политика массовых увольнений, отразившаяся на социальной обстановке в Тольятти. Только в 2014 году под массовые сокращения попали 33% административных должностей и 20% рабочих. Тем самым, общая численность работников АвтоВАЗа снизилась на 12 891 человека, до 53 тыс. человек, по сравнению с декабрем 2013 года. По итогам 2015 года убыток на предприятии составил 74 млрд рублей. Renault-Nissan потерял на АвтоВАЗе около 620 млн евро. В феврале предприятию пришлось перейти на четырехдневную неделю и снизить зарплаты всем сотрудникам на 20%. Однако, вряд ли новый президент сможет хоть как-то улучшить положение, если вообще не сделает ровно наоборот.

Безальтернативность прежней линии

Несмотря на публично высказываемые позитивные ожидания акционеров, главред журнала «За рулем» — Максим Кадаков — считает, что преемник Бу Андерссона будет вынужден продолжать его линию по причине ее безальтернативности.

«У АвтоВАЗа огромные убытки, как операционные, так и те, что просто на бумаге, и вся деятельность компании привязана к внутреннему рынку, — рассказал Кадаков „Газете.Ru“. — За всю историю АвтоВАЗа у него было только две формы существования. Первая, под которую строился завод, — отъем денег у населения во времена дефицита в хорошем смысле слова. Завод мог делать продукцию любого качества, и все это сметалось подчистую, несмотря на то, что качество падало. И рост числа сотрудников был оправдан тем, что завод работал на полную катушку — в лучшее время без учета машино-комплектов продавалось по 800 тыс. автомобилей в год. Вторая форма — жизнь с постоянными финансовыми инъекциями. И сейчас я не вижу человека, который может изменить эту парадигму».

За время руководства заводом Андерссона, качество автомобилей «Лада» немного улучшилось, а недостатки в этом отношении компания стала открыто признавать. Так, в 2013 года компания принимает решение по отзыву более 30 тысяч автомобилей марок Lada Granta и Lada Kalina по причине проблем с тормозной системой у одной из произведенных партий. Однако это не смогло остановить 30-процентное снижение продаж в 2015 году.

— АвтоВАЗ модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшил качество продукции, — цитирует пресс-служба «Ростеха» Карлоса Гона, председателя совета директоров компании и президента альянса Renault-Nissan, владеющего контрольным пакетом акций в Alliance Rostec Auto B.V., совместном предприятии, контролирующем тольяттинский автогигант.

— За последние семь лет на АвтоВАЗе произошли кардинальные изменения, благодаря которым серьезно повысилось качество производимых автомобилей, были разработаны и произведены новые модели, возросла эффективность производства, — вторит ему генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.

На самом же деле, никаких попыток кардинальной модернизации производства сделано не было, а сейчас в условиях убытков вряд ли на нее стоит рассчитывать. Государство не собирается увеличивать субсидии, а те, что есть частично уходят на компенсацию потерь в связи с несокращаемыми вакансиями и конкурентоспособности предприятия не способствуют. То же самое касается кредитов — вряд ли коммерческий банк будет давать деньги заводу, терпящему рекордные в своей истории убытки. Вместе с тем, именно Бу Андерссон — и это ему тоже припомнил «Ростех» — провалил задачу импортозамещения, окончательно «подсадив» производство на иностранные детали, из-за которых цена конечной продукции раздувалась совсем уж непомерно. Столкнувшись с падением продаж и убыточностью, Бу Андрессон встал перед необходимостью оптимизации. Однако к его приходу на АвтоВАЗ, предприятие уже избавилось от непрофильных активов. В 2008 году на баланс города были переданы дворец спорта «Волгарь», спортивный стадион «Торпедо», «Дом культуры и техники ДКиТ», спортивный комплекс «Олимп». В 2009 году АвтоВАЗ отказался от содержания трёх комплексных общежитий для иногородних работников. В декабре 2009 года медицинская служба предприятия (поликлиники и санатории «Прилесье» и «Алые паруса») переданы Федеральному медико-биологическому агентству.

Между «Ростехом» и Renault

Поэтому новый руководитель прибег к увольнениям, тем более что в прошлый крзис 2008—2009 года «Ростех» сам нещадно сокращал коллектив — порядка 40 тыс. человек, и тогда государство почему-то считало это нормальным. Напрашивается вывод, что сейчас госкорпорация пытается погасить недовольство в Тольятти, сваливая на иностранцев положение на АвтоВАЗе.

4 апреля в должность вступит 55-летний Николя Мор, ранее генеральный директор Renault в Румынии, где он руководил всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Об этом официально уведомил «Ростех». Одновременно Мор занимает должность президента — генерального директора акционерного общества Automobile Dacia S.A., производителя одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии.

Перед тем как возглавить деятельность Renault в Румынии, Николя Мор был вице-президентом по вопросам производственной эффективности и вице-президентом закупочной организации альянса Renault-Nissan по силовым агрегатам. Он возглавлял подразделения, отвечающие за производство, закупки, качество и послепродажное обслуживание. До того как присоединиться к команде Renault в 2000 году, Николя Мор работал в компаниях по производству автомобильных комплектующих, таких как Faurecia и Valeo.

— Наши задачи сегодня — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. АвтоВАЗ в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится - отметил Сергей Чемезов.

— С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и АвтоВАЗа, как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе, - добавил председатель совета директоров Карлос Гон.

Тут надо пояснить, что с точки зрения коммерческой логики, первоочередной задачей нового руководителя должно стать возвращение 650 млн евро, вложенных иностранцами. Хочется верить, что российский совладелец преследует несколько иной интерес, однако вряд ли в случае расхождения взглядов на приоритеты компании, главе АвтоВАЗа удастся быть равноудаленным слугой двух господ.

Профсоюзный ракурс

«С приходом г-на Андерссона в январе 2014 года сразу начались массовые сокращения., приводит Межрегиональный профсоюз Рабочая Ассоциация слова своего председателя, рабочего АвтоВАЗа Петра Золотарева. — За время его президентства из состава „Автоваза“, так или иначе, было выведено 26 тысяч человек. Наши призывы к руководству „поужаться“, начать экономию с себя, уменьшив траты на административный аппарат, сократив непомерные зарплаты топ-менеджеров, расходы на чартеры и так далее. — игнорировались. Мы предлагали: „Давайте возьмем правительственную субсидию автопрому для сохранения рабочих мест, давайте уберем аутсорсинг“. К нам не прислушались, потому что производственная демократия на „Автовазе“ отсутствует.
Все сокращения согласовывались с „официальным“ профсоюзом АСМ, который никогда им не сопротивлялся. Мы же проводили митинги и обращались к правительству. И в итоге наши протесты и призывы сказались на судьбе г-на Андерссона. В ноябре Чемезов (глава корпорации „Ростех“, владеющей блокпакетом „Автоваза“) раскритиковал Андерссона за „сокращения по методу обрезания“, а позднее — за нежелание сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, которое привело к 70 млрд. необоснованных расходов (зарубежные закупки составляют более 63% себестоимости машин).
Отмечу, что и здесь мы предупреждали руководство. Еще в 2009-м, в предыдущий кризис, мы предлагали создать в особой экономической зоне Тольятти кластер предприятий по производству автокомпонентов для всех автопроизводителей. Это позволило бы создать новые рабочие места для увольняемых вазовцев и продвинуть ту самую локализацию, о которой правительство не перестает твердить. Наконец, мы говорили о необходимости удешевления автомобилей, их адаптации к потребителю. В свое время гендиректор „Автоваза“ Борис Алешин сделал подобное с „Калиной“: убрал все „навороты“, и спрос пошел.
Я не питаю особых надежд в связи с отставкой Бу Андерссона и приходом нового руководителя — Николя Мора (ранее возглавлявшего румынскую „Дачию“ — ред.). Этот ход — убрать Андерссона — скорее, предвыборный. Хотят снять напряг, наказать ненавистного иностранца, вселить в электорат надежду на лучшую жизнь. Но, какой бы руководитель ни пришел, он не самостоятелен в своих решениях. С одной стороны, условия задают собственники, в нашем случае — „Рено-Ниссан“. С другой — макроэкономические процессы, влиять на которые могут лишь Правительство и наш „верховный главнокомандующий“. А экономическая ситуация удручающая. Население экономит на питании и одежде, не говоря уже об автомобилях. Автоваз же всегда ориентировался на широкого потребителя, т.е. средний класс и ниже. Если бюджетная политика кардинально не изменится, если у нас по-прежнему будет военный бюджет вместо социального, перемен к лучшему не будет.
Наш призыв к новому руководителю: найти политическую волю к сотрудничеству со всеми силами, присутствующими на заводе, а не только с подконтрольными менеджменту. Не нужно бояться производственной демократии. Она позволила бы гасить многие конфликты за столом переговоров, а не выплескивать недовольство на площадях. Уважительное отношение к рабочим, в конечном счете, повлияло бы на качество продукции. К сожалению, этого так и не понял Бу Андерссон», — говорит Золотарев.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ