18+
воскресенье, 22 октября
Экономика

Советская власть минус Ротенберг

Крупнейший в России мостоотряд может стать площадкой для элитного жилья и яхт-клуба

  
2936
Строители ОАО "Волгомост"
Строители ОАО «Волгомост» (Фото: Ярослав Евдокимов/ ТАСС)

В Саратове после длительной забастовки рабочие одной из крупнейших российских мостостроительных компаний «Волгомост» вышли на митинг с требованием не только отдать им многомесячный долг по зарплате, но и установить рабочий контроль на предприятии. К этим лозунгам добавились и политические — вплоть до пункта в резолюции с призывом восстановить Советскую власть. Предприятию грозит банкротство под давлением кредиторов чьи требования по некоторым данным достигли 20 млрд рублей, почти вдвое превысив стоимость активов компании. По словам организаторов акции, территорию мостоотрядов планируют застроить элитным жильем и пирсами для яхт. Проблемы начались после того, как «Волгомост» был выведен из-под контроля оффшорных структур, принадлежавших по мнению СМИ крупному коммерсанту Аркадию Ротенбергу. Одним из кредиторов оказалась фирма, входящая в его бизнес-империю. К проблемам компании добавились обыски в центральном офисе с выемкой документов, после которой коллектив безуспешно просил президента спасти их от «травли» со стороны чиновников, ранее дававших «Волгомосту» госзаказы.

Куш на 20 миллиардов

В воскресенье 13 марта на Предмостовой площади Саратова состоялась акция протеста рабочих компании «Волгомост», поддержанная горкомом КПРФ. Ранее, в связи с задержками заработных плат с декабря месяца работники подразделения под названием Мостоотряд № 8 коллективно приостановили работу в соответствии с правом предусмотренным Трудовым кодексом. До этого на Мостоотряде были сокращены около 480 человек. Из оставшихся 300 более двух третей присоединились к забастовке.

Публичное акционерное общество «Волгомост» - наследник треста основанного в Саратове в 1961 году. В его состав входят восемь мостоотрядов, механизированное и проектное подразделение. Основными видами деятельности акционерного общества являются строительство мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей, подземных дорог и эксплуатация дорожных строений. Компания известна крупными проектами по всей стране. На данный момент предприятию предъявлены претензии кредиторов суммой 20 млрд рублей, в то же время его активы оцениваются в 12 млрд рублей. Общий долг «Волгомоста» по зарплате составляет около 27 млн рублей.

В феврале после безуспешных попыток добиться выплат, рабочие энгельсского подразделения - Мостоотряд № 8 сначала забастовали, а потом обратились к КПРФ. На митинге 13 марта, собравшем несколько десятков человек, использовались плакаты с лозунгами: «Рабочий контроль — на ПАО «Волгомост». «Путин! Губят уникальное стратегическое предприятие». «Возродить славу ПАО «Волгомост»», «Волгомост разоряют, специалисты уходят, деньги выводят, прокуратура, правительство, полиция молчат». «Разорение ПАО «Волгомост» — преступление! Где надзорные органы?»

«Мы прекрасно понимаем: 20 миллиардов это куш, ради которого пойдут на всё, пойдут на самые кровавые преступления, не говоря уже о том, чтобы разорить какое-то предприятие», — заявил на митинге глава Саратовского горкома КПРФ Александр Анидалов.

Анидалов заметил, что лишь самим рабочим по силам сохранить предприятия страны, напомнил собравшимся об ответственности, которую несёт каждый за распад СССР и объяснил, почему необходимо выдвигать политические требования. Рабочие проголосовали не только за основную резолюцию мероприятия, но и за добавление к ней, признающее развал Союза преступлением и требующее восстановления СССР «под рабочим контролем».

 — Я связывался как с рабочими, так и людьми в руководстве компании, не буду говорить на каком уровне. После прихода нового собственника, предприятие фактически банкротят, — рассказал Александр Анидалов. - Выводят средства, распродают, берут кредиты. Сейчас говорят, что уже место где располагается «Волгомост», присматривают под элитную застройку. Здесь удобное место чтобы сделать причалы для яхт, так что все ведется к этому. К сожалению, несмотря на способность предприятия строить уникальные сооружение, «Волгомост» теперь не получит никаких крупных заказов, например, на строительство Керченского моста, потому что за эти два года репутация предприятия полностью утрачена. Все это зависит от новых собственников предприятия и тех, кто их крышует на федеральном уровне. Потому что любой другой предприниматель, который в Саратове не платит более 15 дней зарплату, получит огромные штрафы. По неподтвержденной информации, «Волгомост» уже больше года не делал ни налоговых выплат, ни пенсионных отчислений. Менеджмент не рискует идти против воли собственника, чтобы изменить положение.

Всем спасибо, все уволены

 — Генеральный директор видимо не может пока платить нам зарплату, — рассказала председатель профсоюза Мостоотряда № 8 Галина Асламова в комментарии проекту «Красное.ТВ», — Но с сентября 2014 по сентябрь 2015 года руководство компании удерживало наши профсоюзные взносы и до сих пор их не вернуло, несмотря на наши многочисленные просьбы. Как председатель профсоюза, я вынуждена была обратиться и в суд, и в прокуратуру, и в следственные органы. Пока получаем ответ, что они разбираются. Мы из этих взносов оказывали поддержку нашим ветеранам и нуждающимся работникам. Поэтому многие работники заявили о прекращении работы, в том числе те, кто вернулись из командировок в Балаково и Калининске, где они строили объекты. Приостанавливаем работу до выплаты заработной платы.

Это уже не первая забастовка «Волгомоста». В октябре 2015 года Государственная инспекция труда сообщила, что компания должна своим сотрудникам 55,7 млн рублей. Более трех тысяч рабочих мостостороительной организации не получили зарплату за вторую половину мая. 125 сотрудников ждут отпускные, еще 82, которые были уволены, не получили окончательного расчета.

«Задержки выплат работникам ПАО „Волгомост“ начались с ноября 2014 года и продолжаются до настоящего момента. За это время предприятие периодически устраняло задолженности по предписаниям ГИТ, однако, в ПАО образовывались новые долги перед работниками. Юридическое лицо неоднократно привлекалось к административной ответственности за систематическое нарушение трудовых прав работников», — сообщает пресс-служба ГИТ.

Примерно в то же время, прошлой осенью, около 20 сотрудников Мостоотряда, занятые на строительстве моста через судоходный канал в Балакове, прекратили работу. Причиной проведения акции протеста стали долги по заработной плате. Начальник участка объяснил, что зарплата задержана в связи с неподписанием актов выполненных работ. В тот же день, впрочем, забастовка была прекращена, после реакции правительства области, которое очевидно, перечислило компании очередной транш за проводимые работы. В том же месяце «Волгомост» подал в Арбитражный суд иск, в котором предъявил претензии к властям региона на сумму более 150 млн рублей. После завершения строительства балаковского моста перед Новым годом, компания сократила 140 рабочих, занятых на это объекте.

Сжигать за собой «Волгомосты»

Рабочие связывают проблемы со сменой собственника, якобы произошедшей два года назад. В 2004 году совладельцем предприятия (15% акций) стала самарская группа компаний «СОК», оставшиеся 85% были аккумулированы в специально созданном руководством «Волгомоста» некоммерческом партнерстве «Фонд помощи ветеранам мостостроения».

В марте 2011 года группа «СОК» продала «Волгомост» сторонним инвесторам. По данным газеты «Коммерсантъ», новыми владельцами компании стали несколько оффшорных структур, которые издание относило к активам бизнесмена Аркадия Ротенберга. Однако, официально это не было подтверждено.

В феврале 2014 года предприятие перешло от кипрских владельцев в руки нескольких фирм: ОАО «Дмитровский автодор», ТД «Автотрансстрой», производственное предприятие «Устой», «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление» и «Подрезково технопарк». Их бенефициаром является предприниматель Туфан Садыгов. Некоторые наблюдатели полагают, что суть смены собственников заключалась в том, что Аркадий Ротенберг, якобы выведя «Волгомост» из оффшоров, приступил к его намеренному разорению. После передачи мостостроительного предприятия Туфану Садыгову, подконтрольная Ротенбергу фирма «Трансстроймеханизация» взыскала с «Волгомоста» долг в размере 165,9 млн рублей и неустойку в 11 миллионов.

Ранее среди крупнейших кредиторов числился Сбербанк, требующий вернуть свыше 1,8 млрд рублей, однако с ним ПАО заключило мировое соглашение. Сейчас в числе крупнейших кредиторов фигурируют «Росбанк» с претензиями свыше 98 млн рублей, АКБ «Связь-банк» - 156 млн рублей. С ходатайствами о банкротстве обращаются и другие кредиторы, чье число постоянно растет.

Но и этим трудности «Волгомоста» не исчерпываются. В мае 2015 года саратовском офисе «Волгомоста» прошла выемка документов в рамках уголовного дела о покушении на мошенничество, возбужденного против руководителя краснодарского филиала Михаила Пенина. По версии следствия, асфальтобетонное покрытие трассы М-4 «Дон», реконструкцией которой занималось предприятие, не соответствовало стандартам, что привело к неэффективному использованию 15 млн рублей из федерального бюджета. Кроме того, арбитражный суд рассматривал дело о взыскании 1,1 млрд рублей неустойки по иску ГК «Автодор». В организации считали возбуждение дела незаконным.

Тогда же «Волгомост» распространил открытое письмо коллектива предприятия президенту РФ Владимиру Путину, в котором заявлено о «травле» компании. «Наши расчетные счета в банках арестованы, некоторые госзаказчики пытаются нас обворовать любыми средствами и методами, объемы работ распределяются непонятным образом между сомнительными новичками нашей ключевой отрасли, новая техника простаивает, превращаясь в металлолом. Ввиду резкого снижения заработной платы и систематических задержек с ее выдачей квалифицированные кадры уходят на любую более-менее оплачиваемую работу, зачастую не связанную с их опытом, только чтобы прокормить свои семьи… Никакой поддержки мы не ощущаем, как раз наоборот, словно кто-то проводит целенаправленную деятельность по полному уничтожению „Волгомоста“. На данный момент практически ликвидирован Мостоотряд-83 в Астрахани, на грани развала находятся Мостоотряд-20 в Пензе и Управление механизации в Саратове», — обрисовали ситуацию в «Волгомосте» его сотрудники.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ