18+
четверг, 20 июля
Экономика

Ради спасения «АвтоВАЗа» губернатор купил Lada Xray

Широкий жест Николая Меркушкина вряд ли поможет отечественном автогиганту

  
1850
Николай Меркушкин (слева) во время церемонии запуска автомобиля Lada Xray в серийное производство на заводе ОАО "АвтоВАЗ"
Николай Меркушкин (слева) во время церемонии запуска автомобиля Lada Xray в серийное производство на заводе ОАО «АвтоВАЗ» (Фото: Андрей Холмов/ТАСС)

Представляющий в Госдуме Самарскую область депутат фракции КПРФ Леонид Калашников обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой спасти от разорения предприятие «АвтоВАЗ». Письмо публикуется на сайте «Свободная пресса». У парламентария «вызывает серьезную озабоченность ситуация, складывающаяся в компании — крупнейшем производителе легковых автомобилей в России и Восточной Европе». При этом Калашников предложил меры по разрешению ситуации, включающие национализацию завода, защиту производителя заградительными пошлинами и другие инструменты господдержки. Между тем, губернатор Николай Меркушкин от обещаний помощи производству перешел к делу. Так он стал первым покупателем внедорожника Lada Xray максимальной комплектации. Как сообщает правительство Самарской области, глава региона выбрал автомобиль белого цвета.

Взять под контроль

Как пишет Леонид Калашников, во время прошлогоднего посещения Тольятти, Дмитрию Медведеву не показали «ни разгромленных Опытно-промышленного производства и Волжского машиностроительного завода, ни очередей за бесплатным обедом, в которых вынуждены стоять бывшие сотрудники приведенного к банкротству „Автовазагрегата“, ни новые списки на сокращение еще нескольких тысяч рабочих».

По словам депутата, на предприятии почти полностью ликвидирован инжиниринг — произошло тотальное сокращение персонала Научно-технического центра. Это значит, что собственных отечественных разработок у АвтоВАЗа больше не будет. Уничтоженный Волжский машиностроительный завод обеспечивал полный цикл высокоточных изделий — во всем мире таких предприятий можно насчитать единицы. Прекращение выпуска заводом большой номенклатуры узлов и деталей вызывает зависимость от иностранных поставщиков у предприятий автопрома, самолетостроения, атомной энергетики, а, главное, военно-промышленного комплекса. В перспективе — ликвидация других связанных с АвтоВАЗом российских предприятий, ведущих уникальные инновационные разработки, выпускающих комплектующие, спецавтосредства для медицины, МЧС и других экстренных служб. АвтоВАЗ ранее работал как гигантская система: предприятия-смежники — производители автокомпонентов и материалов, а также целая сеть НИИ — занимались различными направлениями автомобильной отрасли, сообщает Калашников.

Парламентарий предложил список мер, которые «могли бы кардинально решить проблемы восстановления отечественного автопрома». Среди них национализация ОАО «АвтоВАЗ»; установление полного государственного контроля за деятельностью предприятия; выбор руководителя из числа российских ветеранов отрасли; максимальное увеличение пошлины на ввоз импортных автомобилей и комплектующих из-за границы; господдержка в части утилизации и льготного кредитования для стимулирования спроса у населения; увеличение объемов госзаказа на заводе и тому подобное.

26 тысяч на кону

Как уже писала «СП», эксперты констатируют тяжелейший кризис российского автопрома, социальные последствия которого должны проявиться только в ближайшие месяцы. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России за 2015 год было продано 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 35,7% меньше, чем в 2014 году. «Дальнейшее развитие автомобильного рынка в России во многом будет зависеть от макроэкономической ситуации, государственных мер поддержки, а также индивидуальных стратегий участников рынка. В целом, восстановление российского авторынка до уровня 2012 г. прогнозируется в перспективе 6−7 лет», — подчеркивается в отчете.

На одном только «АвтоВАЗе» возможно беспрецедентное сокращение — порядка 20 тысяч работников. Сильнее всего текущий спад ударит по промышленности поволжских регионов, плотно завязанных на снабжение именно этой отрасли. Одновременно сокращений ожидают множество средних предприятий ПФО.

Панические слухи, со ссылкой на источники в менеджменте «АвтоВАЗа» распространил тольяттинский портал TLTgorod. По его сведениям, руководство компании до 1 марта планирует сократить 15 тысяч рабочих из нынешних 49 тыс. Еще 5 тысяч якобы будет сокращено в дочерних структурах. Пока официально подтверждено намерение уволить лишь две тысячи человек, об этом заявлял министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Однако издание утверждает, что крупнейшее сокращение уже согласовано на высшем уровне: «Министр труда посчитал услышанные аргументы достаточно вескими, наверняка такую же точку зрения выскажет вице-премьер. Поэтому вопрос о сокращении численного персонала «АвтоВАЗа» (на 15 тысяч человек, — «СП») можно считать согласованным с российским правительством, — цитирует портал собственный источник. Эта информация косвенно подтверждается документом под названием «Ключевые показатели эффективности на 2016 год», который получают все менеджеры ВАЗа. Согласно ему, на нынешний год численность персонала компании утверждена в нормативе 26 тыс. человек, что почти вдвое меньше нынешней. В то же время, предприятие объявило, что с 15 февраля переходит на 4-дневную рабочую неделю. Якобы это позволит сохранить рабочие места, однако означает уменьшение зарплат на 20 процентов.

Поддерживают с оговорками

На фоне апокалиптических ожиданий независимые профсоюзы выступили со своими предложениями. Завод «АвтоВАЗ» стал одной основой становления крупнейшего автономного от работодателей и государства Межрегионального профсоюза Рабочая Ассоциация (МПРА). Его лидер Петр Золотарев, сам работник предприятия, уже не раз предлагал национализировать производство, при этом обеспечив контроль за финансами и рабочим процессом со стороны трудового коллектива, точнее неких его выборных органов.

— Я понимаю, почему Леонид Калашников в этот предвыборный период делает такие заявления, — рассказал в комментарии «СП» Петр Золотарев. — Но его заявление насыщено такими железобетонными советскими штампами. По поводу советских или российских кадров которых он предлагает привести в руководство — какие там советские кадры? Мы с Леонидом Калашниковым обсуждали уже этот вопрос. Говорили: какая разница, если собственник решил сокращать людей, какие там будут кадры. Публично, конечно же, Чемезов не говорит, что собирается сокращать, но видно — это общее решение («АвтоВАЗ» принадлежит зарубежному концерну и ГК «Ростех», возглавляемой Сергеем Чемезовым, — «СП»). Но он ставит директором Бу Андерссона с целью привести в соответствие с необходимыми финансовые показатели. Он не выходил с инициативами реально защитить рабочих от сокращений. Рассчитывать на то, что собственники поставят тех людей, которые станут набирать рабочих, а не сокращать, — нельзя. Надо менять систему. По поводу национализации. Да, я подписывал это обращение за национализацию «АвтоВАЗа», но мы выступаем за это с оговорками. Отдать в собственность государству? Путин или Медведев будут управлять? Мы выступаем за контроль трудового коллектива. Чтобы управляющие учитывали наше мнение, организованной части рабочих, а именно профсоюза, — сказал Золотарев.

— Национализация может быть целесообразной мерой, если она позволяет модернизировать производство, сохранить рабочие места, повысить уровень жизни и социальную защищенность рабочих, — считает пресс-секретарь МПРА Иван Овсянников. —  Безусловно, без широкой национализации в банковской системе, добывающей отрасли и промышленности реиндустриализация и диверсификация, в которых нуждается наша страна, невозможна. Но национализация будет эффективной мерой лишь тогда, когда управление госпредприятиями, зарплаты их топ-менеджеров и пр. будут прозрачными и доступными для общественного (в том числе — профсоюзного) контроля. К сожалению, лозунг национализации нередко сочетают с национализмом, хотя ничего общего, кроме того, что слова похожи, тут нет. Это ведет к его выхолащиванию. Повторюсь, дело не в иностранцах-вредителях, а в экономической и социальной целесообразности. Национализировать нужно и собственность многих отечественных олигархов. Как ни парадоксально, национализировать нужно и некоторые госпредприятия, которые в реальности являются вотчинами паразитирующих на них чиновников.

«Я радуюсь за Меркушкина»

Мы уже писали, что ситуация на «АвтоВАЗе» угрожает его подрядчикам, среди которых начинаются банкротства. Так тольяттинский «АвтоВАЗагрегат», который поставлял «АвтоВАЗу» комплектующие — сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем и другие, начал процедуру банкротства из-за обрушившихся претензий кредиторов. К 1 марта предприятие прекращает свое существование. Уже сокращены 1,5 тысяч человек, остальные пока формально находятся в вынужденном отпуске.

Задолженность «АвтоВАЗагрегата» и трех его «дочек» перед рабочими в январе 2016 года составила 130 миллионов рублей. Еще в конце ноября во время совещания, посвященного проблемам предприятия, директор по персоналу Александр Колесников заявлял собравшимся, что задолженность, которая на тот момент составляла 100 миллионов 81 тысячу рублей, руководство обещает погасить в декабре. Однако с тех пор долг лишь наращивался. Против директора завода Виктора Козлова и его зама Павла Тихомирова возбуждены уголовные дела.

Самарское правительство пытается сгладить ситуацию. По словам губернатора Николая Меркушкина, вчера на уровне областного правительства обсуждались варианты оказания помощи работникам «АвтоВАЗагрегат». «За счет резервного фонда сможем оказывать дополнительную помощь сотрудникам. Еще одним вариантом поддержки должна стать организация в Тольятти общественных работ. Мы уже получили принципиальное согласие по этому вопросу от министра труда и социальной защиты РФ Максима Анатольевича Топилина. Сейчас мэрия города должна максимально четко организовать общественные работы», — сказал губернатор.

Меркушкин добавил, что ключевым вопросом остаются выплаты задолженности по заработной плате, среди основных задач и сохранение производственной площадки завода. «В этой ситуации исключительно важна роль правоохранительных органов, главная задача вернуть деньги на предприятие. Вкупе с общественными работами, федеральными и региональными выплатами это позволит стабилизировать ситуацию на 6−8 месяцев. В дальнейшем областные власти будут оказывать содействие в трудоустройстве сотрудников ОАО „АвтоВАЗагрегат“ на новые производства, в том числе и на те, которые создаются в Особой экономической зоне», — подчеркнул он.

От слов глава региона перешел к делу. Так, правительство Самарской области на днях сообщило, что первым покупателем новинки Волжского автомобильного завода Lada Xray стал Николай Меркушкин. Губернатор приобрел белый внедорожник в максимальной комплектации. Его стоимость около 720 тысяч рублей. Глава региона оставил первую заявку в книге заказов на новый автомобиль. Уже на этой неделе Lada Xray поступит в его распоряжение.

— Я радуюсь за Меркушкина, что у него большие заработки и он может купить эту машину, — комментирует глава профсоюза Петр Золотарев. — А остальные жители Тольятти не могут ее купить. Покупательная способность зарплаты, о которой должен заботиться Меркушкин, не позволяют этого сделать. Вот когда губернатор и его нижестоящие этого добьются, вот тогда будет радость.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ