18+
воскресенье, 17 декабря
Экономика

Что спасет российский автопром

Эксперты предрекают, что сокращение нескольких тысяч рабочих только усугубит ситуацию

  
1646
Что спасет российский автопром
Фото: Андрей Холмов/ ТАСС

Эксперты констатируют тяжелейший кризис российского автопрома, социальные последствия которого должны проявиться только в ближайшие месяцы. На одном только «АвтоВАЗе» возможно беспрецедентное сокращение — порядка 20 тысяч работников. Сильнее всего текущий спад ударит по промышленности поволжских регионов, плотно завязанных на снабжение именно этой отрасли. Одновременно сокращений ожидают множество средних предприятий ПФО. Свой рецепт лечения болезни предлагают независимые профсоюзы. Не идя им на встречу, государство и менеджмент рискуют вырастить себе действительно массовую оппозиционную силу, которая перейдет от экономических требований к политическим.

Андерссон пожертвовал женой

По информации СМИ, директор «Ульяновского автозавода» Вадим Швецов еще перед Новым годом предупредил власти о крупном сокращении трудового коллектива. Как сообщил местный портал, на встрече с губернатором Сергеем Морозовым, руководитель «УАЗ» заявил о планах уволить в 2016 году 2 тысячи из 6 тысяч работающих сотрудников. Предприятие уже останавливало на месяц производство, которое возобновилось 1 февраля. «Руководство завода придерживается мнения, что автомобильный рынок в следующем году продолжит падать, спрос на „УАЗы“ расти, вероятнее всего, не будет, поэтому и часть той трудовой силы, которой располагает автозавод, в 2016 году может остаться невостребованной», — информирует издание. При этом в прошлом году завод чувствовал себя очень неплохо. Только за пять месяцев 2015 года он отгрузил автомобилей на 10 млрд. рублей, правда, новых машин «УАЗ» не производил, речь шла об уже изготовленных. В начале февраля же, после корпоративного отпуска, возобновил производство ПАО «Заволжский моторный завод» расположенный в Нижегородской области и входящий в тот же концерн, что и ульяновское предприятие.

Панические слухи, со ссылкой на источники в менеджменте «АвтоВАЗа» распространил тольяттинский портал TLTgorod. По его сведениям, руководство компании до 1 марта планирует сократить 15 тысяч рабочих из нынешних 49 тыс. Еще 5 тысяч якобы будет сокращено в дочерних структурах. Пока официально подтверждено намерение уволить лишь две тысячи человек, об этом заявлял министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Однако издание утверждает, что крупнейшее сокращение уже согласовано на высшем уровне: «Министр труда посчитал услышанные аргументы достаточно вескими, наверняка такую же точку зрения выскажет вице-премьер. Поэтому вопрос о сокращении численного персонала «АвтоВАЗа» (на 15 тысяч человек, — «СП») можно считать согласованным с российским правительством, — цитирует портал собственный источник. Эта информация косвенно подтверждается документом под названием «Ключевые показатели эффективности на 2016 год», который получают все менеджеры ВАЗа. Согласно ему, на нынешний год численность персонала компании утверждена в нормативе 26 тыс. человек, что почти вдвое меньше нынешней.

Забавную нотку в информационный поток о сокращениях привнесла новость о том, что 31 января президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон уволил собственную жену — директора по корпоративному развитию Катерину Матушкову. Связано это, правда, с устранением конфликта интересов.

За деньгами к налогоплательщику

Пока ничего толком не известно о сокращениях на заводе «Иж-Авто», который также контролируется «АвтоВАЗом». Однако точно можно сказать, что спустя несколько месяцев прекратит свое существование дочернее предприятие автоконцерна — работавший более 40 лет Волжский машиностроительный завод, который производил станки и детали для производства автомобилей. Еще в декабре глава профсоюза «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев сообщил, что на базе ВМЗ будет создано производство технологического оборудования. Около 700 человек оттуда якобы переведут на головной завод (где как уже говорилось, собираются массово увольнять рабочих, — «СП»). По данным на середину 2015 года, на ВМЗ работали 2,2 тыс. человек.

Депутат Госдумы от фракции КПРФ Леонид Калашников, в довольно экспрессивной манере комментируя ситуацию с Волжским машиностроительным заводом, сравнил действия руководства «АвтоВАЗа» с политикой деиндустриализации, проводимой нацистами на оккупированных территориях.

«Помимо поручений АВТОВАЗа, Волжский машиностроительный завод выполнял заказы целого ряда отечественных предприятий, — писал Калашников в своей статье для „СП“. —  Выполнял, пока в 2014 году вновь не стал частью автозавода. Убыточность, говорите? В 2015 году ВМЗ мог бы получить прибыль на сумму более восьми миллиардов рублей. Но не получил исключительно по воле вазовского начальства, отклонившего заказы как „непрофильные“. Здесь важно знать, каких именно заказчиков Андерссон назвал непрофильными. Прекращение выпуска ВМЗ всего лишь одной номенклатуры деталей — ролико-винтовой передачи вызвало проблемы и зависимость от иностранных поставщиков в предприятиях автопрома, самолетостроения, атомной энергетики, а, главное, военно-промышленного комплекса. И таких стратегически важных деталей и узлов ВМЗ производило десятки наименований!»

Отметим, что в отличие от «УАЗа», прибыли тольяттинского автогиганта в России не остаются. В 2014 году директору ульяновского предприятия Вадим Швецов вывел из кипрских офшоров компанию «Соллерс», посредством которой он контролировал завод. Это произошло после того, как президент Владимир Путин пригрозил лишить бюджетной поддержки и госконтрактов компании, зарегистрированные в иностранной юрисдикции. Тем не менее, очевидно, что принадлежащий франко-японскому партнерству «Альянс Рено Ниссан» тольяттинский завод «АвтоВАЗ» будет главным претендентом на субсидии, выделяемые в 2016 году в помощь отечественному автопрому. По заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, их сумма достигнет 50 млрд рублей.

Как будут осваиваться эти деньги, пока не очень понятно.

— Когда в прошлый год выделяли ее первый раз в размере 20 млрд рублей, мы предлагали правительству установить общественный контроль за их использованием, ведь это деньги налогоплательщиков. Нам отказали. Теперь совершенно непонятно, как на самом деле будут распределяться эти деньги. Мы видели, как это делалось в прошлый раз", — рассказывал корреспонденту «СП» лидер независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев.

Читайте также

В то же время, президент «АвтоВАЗа» попросил у правительства РФ еще 2 млрд рублей на поддержание рабочих мест. Эти деньги, скорее всего, пойдут на организацию общественных работ по благоустройству предприятия или города, на которых будут задействованы не задействованные в производственном процессе работники предприятия.

Цепная реакция

Мы уже писали, что ситуация на «АвтоВАЗе» угрожает его подрядчикам, среди которых уже начинаются банкротства. Так тольяттинский «АвтоВАЗагрегат», который поставлял «АвтоВАЗу» комплектующие — сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем и другие, начал процедуру банкротства из-за обрушившихся претензий кредиторов. К 1 марта предприятие прекращает свое существование. Уже сокращены 1,5 тысяч человек, остальные пока формально находятся в вынужденном отпуске.

По информации портала Сitytraffic, задолженность «АвтоВАЗагрегата» и трех его «дочек» перед рабочими в январе 2016 года составила 130 миллионов рублей. Еще в конце ноября во время совещания, посвященного проблемам предприятия, директор по персоналу Александр Колесников заявлял собравшимся, что задолженность, которая на тот момент составляла 100 миллионов 81 тысячу рублей, руководство обещает погасить в декабре. Однако с тех пор долг лишь наращивался. Против директора завода Виктора Козлова и его зама Павла Тихомирова возбуждены уголовные дела.

В письме местных «единороссов», направленном губернатору Николаю Меркушкину еще в декабре, называются угрожающие цифры по росту безработицы в Тольятти: за два года уровень безработицы в городе вырос в 2,7 раза — до 7,1 тысяч человек (1,64%). Всего сокращения провели 277 предприятий, сокращено 3193 человека. Еще 1343 человека остались без работы по причине простоя их предприятий. Партийцы предполагают, что вскоре количество безработных в городе может достигнуть 20 тысяч человек (здесь учитываются по-видимому лишь официальные цифры планируемых высвобождений на «АвтоВАЗе», — «СП). Между тем, количество вакансий в городе уже сейчас в два раза меньше официально зарегистрированных безработных, пишет сайт «Детали-авто».

Цепная реакция перекинулась и на другие регионы. В плачевном состоянии находится завод «Балаковорезинотехника» в Саратовской области. По данным 2012 года на «АвтоВАЗ» приходилось примерно 40% от общего объема выпускаемой БРТ. Завод выпускает резинотехнические комплектующие для виброшумоизоляции и интерьера салона автомобилей, а также другую продукцию. Потеряв заказы во время кризиса 2008 года, предприятие пыталось переориентироваться на производство кровли для подрядчиков занимающихся капитальным ремонтом домов в Саратовской области. Насколько долго это сможет спасать положение компании в нынешнем случае не очень понятно. БРТ в 2015 году отказалась платить дивиденды, получив крупные убытки. Причина в том что «АвтоВАЗ» и другие клиенты вовремя не расплатились за поставки. В этом году балаковский завод уволит 200 человек.

Всего же, как рассказали газете «Коммерсантъ — Средняя Волга» в региональном министерстве занятости, труда и миграции, в течение первых четырех месяцев этого года в Саратовской области уволят 1,2 тыс. человек. Всего оптимизация штатной численности только по официальным данным коснется 198 компаний региона. В режиме неполной занятости работает энгельсский завод ОАО «Трансмаш» (около 500 человек), ЗАО «Сартехстройинвест» (около 200 рабочих), ПАО «Завод автономных источников тока «— (порядка 400 сотрудников), неполная рабочая неделя также и для 350 сотрудников АО «НПП «Контакт»», в районе 300 человек трудятся в режиме неполной рабочей недели на ОАО «Нефтемаш-Сапкон».

Предлагают рабочие

Возвращаясь к автопрому. Аналитики предсказывают, что меньше других почувствуют кризис малые и средние предприятия-поставщики, имеющие возможность вовремя переориентироваться на другой профиль. Понятно, что это не решает проблемы массового высвобождения работников автомобилестроения, которые на сегодня представляют собой наиболее организованное ядро, в целом разрозненного, рабочего движения в России. Достаточно высокий уровень образованности работников отрасли, вкупе с их сосредоточением в крупных трудовых коллективах, способствовал тому, что именно автопром смог создать крупнейшее независимое профобъединение Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). Еще летом профсоюз, имеющий крупную ячейку на «АвтоВАЗе», предложил национализацию предприятия как способ предотвратить увольнения и падение отрасли. Под этим лозунгом в Тольятти прошли несколько довольно крупных митингов. Рабочие поясняли, что учитывая постоянно вкладываемые в предприятие бюджетные деньги в условиях, когда прибыли достаются в первую очередь частному иностранному собственнику, государству дешевле было бы целиком выкупить завод.

Отметим, что «АвтоВАЗ» уже находился в руках государственной корпорации «Ростех», которой он достался от самарской группы компаний «СОК» не без участия силовых подразделений МВД. Управляя предприятием, чиновники не продемонстрировали впечатляющих результатов — к 2012 году завод ушел к показателям худшим чем в кризисом 2008 году. Тогда его и продали «Альянсу Рено Ниссан», но частное управление также не уберегло компанию от сегодняшнего упадка. Видимо памятуя об этом, выходившие на митинги представители тольяттинского предприятия настаивали, что к управлению предприятием должны быть допущены члены трудового коллектива. «Коллектив более заинтересован в том, чтобы сохранить предприятие, чем собственник, у которого заводов может быть много», — рассказывал глава ВАЗовской ячейки Петр Золотарев газете «Коммерсант» после митинга собравшего более 700 человек.

Председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов, при своих социалистических взглядах, так же не слишком надеется на то, что государство само по себе способно обеспечить индустриально развитие: «У нас в России все временщики — они все временно пришли, — рассказывает он в интервью на сайте профобъединения. —  Кто-то пришёл временно во власть, кто-то на завод. Он себя не отождествляет с этим предприятием и плевать он хотел на то, что с ним будет. Ему нужно выкачать из него максимально для себя, вывести быстренько в оффшоры, купить новую яхту, пока его не прихватили, и туда убежать. У нас вся страна временщиков. Пока мы не изменим этот принцип, говорить о реиндустриализации бессмысленно. Заявим о реиндустриализации, начнём строить завод, построим его, найдём правильного капиталиста, а придёт чиновник и рейдерским захватом присвоит то, что создал правильный капиталист, быстренько распилит всё и сдаст на металлолом. Я не вижу возможности в нынешних условиях развития нового витка индустриализации. Совсем не вижу».

Поскольку ни государство, ни коммерческий менеджмент не собираются поддерживать позитивную повестку предлагаемую профсоюзным движением, вполне можно ожидать политизации последнего. Не говоря уже о ситуации, когда профсоюзные активисты вместе со своими коллегами могут оказаться на улице в процессе очередного локаута. Увольняя рабочих, российский автопром высвобождает протестный потенциал, весомость которого нам еще только предстоит оценить.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ