18+
воскресенье, 26 марта
Экономика

Тольятти на грани катастрофы

К такому состоянию тысячи горожан привели веерные банкротства подрядчиков «АвтоВАЗа»

  
7305
Тольятти на грани катастрофы
Фото: Николай Хижняк/ТАСС

В Тольятти Самарской области происходит нечто граничащее с локальной гуманитарной катастрофой. Семьи полутора тысяч уволенных работников завода «АвтоВАЗагрегат», которым с лета не платили зарплату, в одно мгновение упали на самое дно нищеты. Выброшенным на улицу людям отключают коммунальные услуги и посылают угрозы коллекторы. Среди жертв локаута уже начались первые случаи самоубийства. Пока один из ключевых подрядчиков тольяттинского автогиганта проходит процедуру банкротства, рабочие сообщают, что оборудование завода сдается на металлолом. Предприятие формально находится в простое, но с 1 марта оно прекратит свое существование. Тем временем, независимые профсоюзы ожидают дальнейших банкротств подрядчиков «АвтоВАЗа».

«Вас тут много таких»

Завод, который поставлял «АвтоВАЗу» комплектующие — сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем и другие, начал процедуру банкротства из-за обрушившихся претензий кредиторов. Положение ухудшил срыв сделки по покупке предприятия тольяттинским автогигантом. Более того, иск к бывшему подрядчику подан и самим «АвтоВАЗом». Сейчас 1500 рабочих уже уволены, остальные находятся в состоянии простоя, который равносилен увольнению. Начиная с лета, зарплата им платиться чисто символически. За это время рабочие совместно с местным отделением КПРФ провели несколько митингов, без особых результатов.

 — Мне из летних денег дали почти 10 тысяч из 39 и это только с июня по сентябрь, — рассказал «СП» рабочий Павел Салихов. — Передо мной лично и перед многими, кого я знаю, за летние месяцы еще не расплатились.

-Шесть месяцев ничего не получаем. А на нас висит кредит, погашаем его четвёртый год. Живем кучно: я, муж, младшая дочь и двое внуков. Старшему 6 лет, младшему 9 месяцев, — поделилась работница завода Любовь Панина с порталом «Православие и мир». — Малым не расскажешь, что взрослые — нищие, они есть хотят. И меня, и мужа уволили с «АвтоВАЗагрегата» одномоментно — оптом. Просила кадровиков войти в положение: «Кто будет кормить семью? Дочка в декрете. Я пенсионерка, никуда не устроюсь». Отмахнулись: «Вас тут много таких», — говорит работница.

Уволенные сотрудники получают на бирже труда по 4,5 тысячи рублей в месяц. Чтобы выжить, продают старенькие машины.

Светлана Савицкая до ликвидации «АвтоВАЗагрегата» работала на дочернем предприятии. 24 года была водителем погрузчика.

-Тольяттинцы ходят по стенке от отчаяния, а региональные власти и СМИ делают вид, что всё нормально. В начале зимы, когда народ голодал, губернатор Самарской области ездил в Кремль, отчитывался об 11% прибыли от «АвтоВАЗагрегата». Так ведь он стоит! Двери запечатаны. Спросите у любого в городе. У меня ситуация не смертельная. Напрасно взяла кредит в прошлом году, незадолго до сокращений. 310 тысяч рублей со страховой. Кто же знал, чем это обернётся? Теперь отдаю долги банку. На питание и коммуналку остаётся 1900 рублей в месяц. Бывшим коллегам еще тяжелее. В моем доме живет семья с двумя ребятишками. Мужчина до лета 2015-го работал охранником гендиректора «АвтоВАЗагрегата». Тоже уволили. За долги у них отключили электроэнергию. Мама вернулась вечером домой, привезла картошку из деревни — в квартире нет света, дети напуганы. В сентябре она относила в ЖКХ справки о невыплате зарплаты, а к декабрю о них забыли, — рассказывает она.

«Перспективы существования предприятия отсутствуют»

Любопытно, что на оперативном совещании в прокуратуре Самарской области, посвященном долгам по зарплате, проблема «АвтоВАЗагрегата» вообще не звучала, говорили только о задолженности на его дочерних предприятиях. Это несмотря на то, что долг перед рабочими на головном заводе по разным оценкам составляет до 100 миллионов рублей.

По сообщению рабочих, представители собственника «АвтоВАЗагрегата», ссылаясь на полное отсутствие средств, обещали найти деньги для погашения долгов по зарплате, продав часть оборудования, в том числе трубопроводы. Тем не менее, как сообщают сотрудники предприятия, его руководство смогло заплатить московской фирме за установку новой котельной для обогрева административного корпуса.

Тем временем, местные СМИ пишут, что руководство завода попросту сдает трубы в металлолом, причем полулегально.

— Они продают трубы, и мы видели договор купли-продажи с организацией, — сообщила «Тольяттинской правде» Елена Русакова, замначальника отдела судебных приставов Комсомольского района города. — Они сдают чермет, и средства поступают на счета в банке. К примеру, в один из дней пришло 73 тысячи рублей. Эти деньги распределяются пропорционально сумме долга.

Стоимость трубопровода как объекта инфраструктуры, отмечает издание, явно неизмеримо выше, чем его стоимость в качестве металлолома, так что демонтаж инфраструктуры можно расценивать как уничтожение реальных активов. Однако остановить процесс никто не может. К примеру, в прокуратуре Самарской области отмечают, что часть объектов АвтоВАЗагрегата собственно компании не принадлежит, а находится, например, в залоге у банков или контрагентов. То есть арестовать эти объекты и воспрепятствовать их распродаже нельзя.

На этом фоне не стала неожиданностью еще одна новость. Оказывается, в Самарском арбитражном суде идет рассмотрение иска «АвтоВАЗа» к «АвтоВАЗагрегату» о возврате оборудования, переданного по нескольким договорам с 2011 по 2014 год. Как пишет местная газета «Понедельник», сумма иска — 3,258 млрд рублей. Тем самым, спасение предприятия выглядит уже просто невероятным.

Но куда большее опасение вызывает будущее увольняемого и уже сокращенного коллектива. Как рассказал «СП» тольяттинский левый активист Антон Вечкунин, пытавшийся создать на заводе ячейку независимого профсоюза, официальная организация Федерации независимых профсоюзов России продемонстрировала полное равнодушие к судьбе рабочих. Впрочем, они сами не слишком деятельны.

— Работники всё лето сидели без денег, были отправлены на простой, получали две трети от среднего оклада, — говорит Вечкунин. —  Но лишь единицы из нескольких тысяч работников начали делать хоть что-то. К примеру, считанные единицы подали хотя бы иск в Комсомольский районный суд на невыплату заработной платы. Все митинги пикеты в поддержку работников были организованы сторонними организациями, такими как КПРФ. Ранее, после волновых сокращений на «АвтоВАЗе», где для того чтобы скрыть факт сокращения, работникам предлагали уйти по собственному желанию с 3−5 окладами, сокращенные «вазовцы» в поисках работы шли на «Агрегат», но попали здесь в такую ситуацию, что вновь оказались на улице. Перспективы существования «АвтоВАЗагрегата» отсутствуют. На «АвтоВАЗе» же в данный момент продолжаются принуждения к увольнению, — говорит он.

Промышленные роботы

Известно, что основным владельцем «АвтоВАЗагрегата» является компания «КопперБерг Лтд» зарегистрированная в оффшорной зоне на Британских Виргинских островах. Однако, по неофициальным данным, настоящий собственник — московский бизнесмен Алексей Козлов, чей брат возглавляет предприятие.

Как уже писала «СП», ситуация на заводе стала критической после того, как в мае нынешнего года сорвалась сделка по выкупу АвтоВАЗом производственных цехов «АвтоВАЗагрегата» по выпуску сидений. Выяснилось, что на последнем висит кредиторская задолженность суммой 1,37 миллиарда рублей. Другие источники называют другие цифры — до 6 миллиардов. Президент АвтоВАЗа Бо Андерссон объяснял, что партнер не выполнил договоренности, и переговоры по покупке мощностей в августе полностью прекратились. Тем временем, производитель отечественных автомобилей перераспределил заказы по другим поставщикам. К претензиям присоединились новые кредиторы.

7 октября над предприятием ввели внешнее наблюдение. Количество исков к нему достигло 50, их сумма составляет 340 миллионов. Прокуратура региона направила в суд иски о взыскании задолженности по зарплате, но эффект пока не виден.

Рабочие завода заявляли, что им не удается встретиться с собственниками завода, чтобы получить разъяснения о судьбе компании. При этом, они склонны винить в обострении ситуации директора АвтоВАЗа шведа Бо Андерссона, отказавшегося от услуг их фирмы. Однако еще до прихода иностранного менеджмента к руководству партнерским предприятием «АвтоВАЗагрегат» показал пятикратное падение прибылей. СМИ подозревают, что завод разоряли специально. Владельца Алексея Козлова связывают с небезызвестным крупным бизнесменом Виктором Вексельбергом, который якобы уже подвергал подобным атакам промышленный объекты в Тольятти, например местный комбинат по производству азота.

Между тем, проблемы могут ожидать и других партнеров «АвтоВАЗа».

— «АвтоВАЗагрегат» — далеко не единственное предприятие-поставщик «АвтоВАЗа», которое оказалось в ситуации банкротства, — рассказал «СП» глава информационного отдела Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Иван Овсянников. —  Можно упомянуть Волжский машиностроительный завод в Тольятти, единственное в России предприятие, производившее промышленных роботов, или завод ДААЗ в Ульяновской области. Возможно, активисты МПРА в Тольятти меня поправят или уточнят, но со стороны руководства «АвтоВАЗа» имеет место социально безответственная и противоречивая политика, направленная на сокращение «издержек». Мы видим открытые или замаскированные массовые сокращения на основном предприятии, отсутствие индексации зарплат и так далее, а с другой стороны — уничтожение ряда предприятий-поставщиков, некоторые из которых, как например ДААЗ являются градообразующими. Страдания рабочих, месяцами сидящих без зарплаты и неспособных найти равноценную работу, никого не заботят, — уверен профсоюзный активист.

Глава существующего на «АвтоВАЗе» независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев не исключает такого развития событий: «В наших экономических условиях может быть все что угодно. Не факт что дело исправит помощь, которую правительство обещает выделить автопрому. Когда выделяли ее первый раз в размере 20 млрд рублей, мы предлагали правительству установить общественный контроль за их использованием, ведь это деньги налогоплательщиков. Нам отказали. Теперь совершенно непонятно, как на самом деле будут распределяться эти деньги. Мы видели, как это делалось в прошлый раз».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ