Экономика

В Тольятти банкротят крупнейшего поставщика АвтоВАЗа

Рабочие уже стоят в очередях за бесплатными обедами

  
710
В Тольятти банкротят крупнейшего поставщика АвтоВАЗа
Фото: Николай Никитин/ТАСС

В Самарской области банкротят завод «АвтоВАЗагрегат» — важнейшего поставщика комплектующих для тольяттинского автомобильного гиганта, в том числе топливоприводов, глушителей, сидений, всего более 400 наименований. На улице оказались более двух тысяч человек, на многих висят кредиты. По сообщению ряда СМИ, бывшие сотрудники предприятия вынуждены стоять в очередях за бесплатными обедами для неимущих.

Завод остановил производство в начале июля. Претензии кредиторов росли как снежный ком, к сентябрю ими было предъявлено 25 исков на сумму около 240 миллионов рублей. В начале осени более 500 человек, главным образом работников предприятия, вышли на организованный КПРФ митинг с требованием выплатить зарплату и остановить разорение «АвтоВАЗагрегата». По данным прокуратуры Самарской области, только за июнь «АвтоВАЗагрегат» и его дочерний «ПошивАвтоВАЗагрегат» должны своим сотрудникам 37,2 миллионов рублей. Против директора завода Виктора Козлова Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по статье «Невыплата заработной платы из корыстной заинтересованности».

Во время встречи начальника Управления МВД России по г. Тольятти с директором ОАО «АвтоВАЗагрегат» Виктором Козловым, 21 октября 2015 года (Фото: 63.mvd.ru/Главное Управления МВД России по Самарской области)

Известно, что основным владельцем предприятия является компания «КопперБерг Лтд» зарегистрированная в оффшорной зоне на Британских Виргинских островах. Однако, по неофициальным данным, настоящий собственник — московский бизнесмен Алексей Козлов, чей брат возглавляет предприятие.

Ситуация на заводе стала критической после того, как в мае нынешнего года сорвалась сделка по выкупу АвтоВАЗом производственных цехов «АвтоВАЗагрегата» по выпуску сидений. Выяснилось, что на последнем висит кредиторская задолженность суммой 1,37 миллиарда рублей. Другие источники называют другие цифры — до 6 миллиардов. Президент АвтоВАЗа Бо Андерссон объяснял, что партнер не выполнил договоренности, и переговоры по покупке мощностей в августе полностью прекратились. Тем временем, производитель отечественных автомобилей перераспределил заказы по другим поставщикам.

В октябре к кредиторам присоединилась требующая банкротства ульяновская компания ООО «Майор», которому «АвтоВАЗагрегат» должен всего два млн рублей. Фирма заключила с «АвтоВАЗагрегатом» контракт на поставку комплектующих для сидений, но оплаты не дождалась.

На тот момент расчетные счета должника уже давно были арестованы.

7 октября над предприятием ввели внешнее наблюдение. Количество исков к нему достигло 50, их сумма составляет 340 миллионов. В конце месяца рабочие планируют собрать митинг уже Самаре, под окнами областной администрации: долг перед ними превысил 52 миллиона. Прокуратура региона направила в суд иски о взыскании этой задолженности.

— Ситуация «АвтоВАЗагрегата» очень показательна для нашего города: тысячи рабочих сидят без зарплаты (им буквально не на что кормить детей), а власть делает вид, что происходят какие-то «объективные экономические процессы», — прокомментировал депутат тольяттинской городской думы, представитель КПРФ Алексей Краснов. — Бизнесмены активно переводят друг на друга стрелки: «АвтоВАЗагрегат» на ВАЗ, ВАЗ на «АвтоВАЗагрегат», хотя уже давным-давно должна работать специальная комиссия, состоящая, скажем, из работников трудовой инспекции и Следственного комитета. Она должна обнаружить виновных, выяснить: кто, когда и как довел предприятие до ручки. Три года назад городские и губернские СМИ дружно пели песни про замечательное будущее автомобильного кластера в регионе и городе. Где эти певцы сегодня? Отечественных производителей разоряют, перекупают, вытесняют. Простой рабочий человек становится разменной монетой. Его выкидывают на улицу, не удосужившись даже выплатить причитающиеся ему деньги. По заявлению обманутых работников предприятия я уже работаю с трудовой инспекцией и прокуратурой города. Дело обещает быть нелегким, — уверен коммунист.

Вместе с тем, местное отделение «Единой России» также заявляет что держит ситуацию под контролем. Так, председатель городской думы Дмитрий Микель заявил:

— Сейчас мы сосредоточены на том, как оперативно помочь людям. Рассматриваются все возможные варианты по оказанию им поддержки из городского бюджета, и конечно, по возврату заработанных на заводе денежных средств в части сумм, сроков выплаты в зависимости от поступлений на счета предприятия. Обсуждались варианты того, как будет развиваться ситуация непосредственно на заводе: возможно ли восстановить производство, либо банкротство и сопутствующие процедуры неизбежны, в частности, по продаже имущества. Депутаты взяли вопрос погашения долгов по зарплате на контроль, — рассказал порталу «Волга-ньюс» Микель.

Рабочие завода заявляют, что им не удается встретиться с собственниками завода, чтобы получить разъяснения о судьбе компании. При этом, они склонны винить в обострении ситуации директора АвтоВАЗа шведа Бо Андерссона, отказавшегося от услуг их фирмы. Однако еще до прихода иностранного менеджмента к руководству партнерским предприятием «АвтоВАЗагрегат» показал пятикратное падение прибылей. СМИ подозревают, что завод разоряли специально. Владельца Алексея Козлова связывают с небезызвестным крупным бизнесменом Виктором Вексельбергом, который якобы уже подвергал подобным атакам промышленный объекты в Тольятти, например местный комбинат по производству азота.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ