18+
суббота, 16 декабря
Экономика

Трамвайно-троллейбусные кладбища

Нижний Новгород на грани транспортного коллапса.

  
2730
Трамвайно-троллейбусные кладбища
Фото: Николай Мошков/ТАСС

В понедельник днем, 28 декабря, в Нижнем Новгороде стоял 10-градусный мороз, жители торопливо направлялись к остановкам, чтобы скорее оказаться в пунктах назначения. Студенты спешили на последние в этом году зачёты, пенсионеры — в больницы, кто-то — на работу и т. д. Одним словом, город-миллионник жил в движении, не подозревая, что предпраздничное настроение многих горожан будет омрачено.

На остановках люди ждали трамваев и троллейбусов, которыми ежедневно добираются к местам работы и учёбы. Однако транспорта не было, хотя ещё утром сообщение шло в обычном режиме. Сначала многие списали ЧП на пробки, но и в этой версии вскоре усомнились — электротранспорта не было вообще. При том, что немалое количество горожан ездит сугубо на нём, пользуясь проездными и льготными билетами.

Живи мы в Европе или, к примеру, в Бразилии, все бы развели руками: «Наверное, у них там массовая забастовка». Но тотальные акции протеста пассажироперевозчиков в России — вещь доселе невиданная. Впрочем, дело оказалось и не в ней.

По причине долгов за электроэнергию, которые накопило муниципальное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс», подача тока для обеспечения передвижения трамваев и троллейбусов попросту была прекращена. Оказалось, что энергетики уже семь раз предупреждали муниципалитет о том, что пойдут на крайние меры. Общая сумма долга составляет 140 миллионов рублей, 40 из которых местные власти клятвенно обещали заплатить до 28 декабря. Но не заплатили. В результате 20 трамвайных и троллейбусных маршрутов и 2/3 всего наземного электротранспорта в городе оказались парализованными.

Подобного поворота событий следовало ожидать — ведь уже в первой половине декабря начались первые серьёзные проблемы с электричеством. К примеру, обесточивались трамвайные депо, что создавало для работников невыносимые условия труда. И всё же остановка транспорта вызвала недоумение не только у постоянных пассажиров, но и у персонала электротранспорта.

«Я работаю столько лет водителем, такое первый раз случается» — говорит работница троллейбуса Лидия Гулякова. Примечательно, что даже в лихие 90-е транспорт нормально ходил по Нижнему, а в годы «стабильности» начались проблемы и перебои.

Электротранспорт не появился на улицах города и утром 29 декабря. Всё это время местные власти уговаривали энергетиков отсрочить выплату долгов. И, наконец, уговорили. В 14.00 во вторник подача тока на линии возобновилась, и все 20 маршрутов, вставших накануне, возобновили движение. Вопрос в другом — надолго ли? Представитель ТНС-Энерго Сергей Афанасьев подчёркивает: «Проблема на сейчас не решена, и решение перенесено на январь. Под определённые обещания руководства администрации города ограничения сняты в полном объёме. Надеемся на выполнение этих обещаний. Но проблема должна быть решена в январе, иначе ограничения повторятся»".

Понимают суть ситуации и многие работники трамваев и троллейбусов, которые были возмущены происходящим. Конечно, сейчас мысли людей заняты в первую очередь предстоящими праздниками, но после Нового года местным властям, вероятно, придётся столкнуться с требованиями не только поставщиков электроэнергии, но и персонала «Нижегородпассажиравтотранса».

Данная ситуация вполне вписывается в общероссийский тренд. Мне уже приходилось писать, что во многих субъектах идёт настоящий геноцид электротранспорта. В городе-спутнике Нижнего Новгорода Дзержинске трамвай и вовсе ликвидировали. Антисоциальная политика властей, которая набирает ещё большие обороты в связи с необходимостью латания дыр в региональных бюджетах, ведёт к упадку социального транспорта в целом. Впрочем, крупные чиновники на трамваях и троллейбусах не ездят — и это остаётся, главным образом, проблемой простых смертных.

Читайте также

От редакции «СП — Поволжье»: Надо полагать, транспортный коллапс в столице Приволжского федерального округа — это только начало мучительных процессов, поскольку дикая ситуация с электротранспортом характерна для многих областных центров Поволжья. Вчера с очередным комментарием о судьбе саратовского МУПП «Саратовгорэлектротранс», у которого также большие долги за потребленную энергию, выступил глава города Олег Грищенко. Он, в частности, заявил, что проблема носит системный характер для многих российских муниципалитетов. Также Грищенко считает, что для спасения саратовского электротранспорта необходимо в первую очередь решить вопрос с выплатой «Саратовгорэлектротрансу» средств из областного бюджета за перевозку льготных пассажиров.

— Подобную ситуацию (как в Нижнем Новгороде — СП) можно рассматривать как еще один своеобразный прецедент. Осенью, насколько мне известно, происходили отключения троллейбусов в Тольятти и Брянске, в подвешенном состоянии судьба городского электротранспорта Твери и ряда других городов, где финансовое положение муниципальных предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки электрическим транспортом, очень сложное. На различных уровнях принимаются срочные меры для того, чтобы найти выход из кризиса и минимизировать последствия для населения. Но, думаю, вряд ли везде удастся решить эту проблему окончательно, поскольку зачастую она является следствием многолетнего недофинансирования как предприятий, так и городского хозяйства в целом. Можно принять экстренные меры, найти деньги на выплату долга, но через какое-то время задолженность опять возникнет, не говоря уже о том, что средства нужны не только на оплату электроэнергии, но и на ремонт и замену подвижного состава, контактных сетей и трамвайных путей, зарплату работникам и многое другое. Эта проблема носит системный характер и затрагивает, как правило, все муниципальные предприятия.

Положение МУПП «Саратовгорэлектротранс» на сегодня по-прежнему остается крайне сложным, задолженность предприятия перед энергетиками составляет порядка 60 млн руб. Как сообщало новое руководство МУПП городским депутатам, сейчас разрабатывается программа по выводу предприятия из кризиса, и, считаю, что затягивать с ее принятием нельзя. Однако очередное сокращение штатов, экономия на ремонте подвижного состава, контактной сети и так далее может привести к серьёзным последствиям в плане безопасности перевозок. Необходимо, наконец, решить вопрос о своевременных и в полном объеме выплатах за перевозку льготных категорий пассажиров, я об этом говорил уже не раз. Считаю, сегодня городской администрации нужно в первую очередь предпринять действия для решения этой системной проблемы и совместно с областным правительством найти выход по стабилизации финансовых поступлений предприятию. Саратов не должен стать очередным примером коллапса в работе электротранспорта, — заявил Грищенко.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ