18+
понедельник, 23 октября
Экономика

Саратов загнали в тупик

Город в ближайшее время может лишиться электротранспорта

  
242
Саратов загнали в тупик
Фото: Nikolay Titov /Russian Look /Global Look Press

МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) может лишиться ленинского троллейбусного и заводского трамвайного депо из-за долгов перед банками и энергетиками.

В 2013 году предприятие взяло под залог двух депо кредит на погашение долгов, по которому «СГЭТ» должен выплатить 91 млн рублей. Стоимость залогового имущества — 144 млн рублей. Высока вероятность, что депо отойдут банку, поскольку в качестве источника погашения кредита были указаны деньги, которые компания должна была получить по ряду арбитражных разбирательств, но суды были проиграны. Кроме того, руководство предприятия опасается, что с 1 октября в Саратове из-за критической ситуации вообще может остановиться весь электротранспорт. В ООО «СПГЭС», которому муниципальный перевозчик должен 47 млн рублей, утверждают, что МУПП даже не выходило на переговоры с энергетиками. Депутаты считают, что работает схема сознательного уничтожения муниципального предприятия за счёт отчуждения имущества. «СП» выясняла, можно ли спасти электротранспорт города.

Вот что по этому поводу заявил на заседании комиссии Саратовской гордумы по ЖКХ Александр Буренин, глава администрации Саратова:

— «СГЭТ» на самом деле в очень тяжелом состоянии… Субсидии от бюджета города составляют 100 миллионов, а в прошлом году было 200 миллионов. У нас осталось 40 миллионов, которые город должен. Частично погасим долги перед «СПГЭС». Второй вариант — работаем с правительством. Там разрабатывают проект закона, и будет несколько иная форма субсидирования проездных билетов. Тогда «СГЭТ» будет получать хоть какие-то деньги. Если мы не сможем в течение полутора месяцев найти решение, будем передавать предприятие в областную собственность. На следующий год, если буду жив, выйдем на субсидии в 200 миллионов рублей. В «СГЭТ» себестоимость поездки далеко за 20 рублей. Будет принято решение о 18 рублях или нет, никто не знает, он («СГЭТ» — Авт.) у нас планово-убыточный.

А вот что считает Александр Башкатов, доцент географического факультета СГУ:

— Проблему горэлектротранспорта можно прокомментировать с двух позиций: градоэкологической и социально-экономической. С точки зрения экологии города, электротранспорт оптимален.

В условиях плотной застройки, непосредственного соседства жилой зоны, улиц, заполненных пешеходами, с автомагистралями использование двигателей внутреннего сгорания неизбежно отравляет жителей продуктами горения. Это основная причина искать в городе альтернативу автомобилям и автобусам. В развитых странах переход на электротранспорт стал основным направлением технологических исследований, и в скором будущем бензиновые двигатели перейдут в категорию исторических артефактов. И в нашей стране уже запущены первые сети электрозаправок. Заметим, что троллейбусами наш регион обеспечивает всю Россию и многие другие страны. Электротранспорт — возможный вектор развития саратовской промышленности.

Для Саратова — города в приволжской котловине с двумя узкими «горлышками» в периферийные районы — магистральный электротранспорт является практически единственным решением. Выделенные из застройки магистрали обеспечивают надёжное сообщение Заводского и Ленинского районов с центром. Надо сказать, что такое стратегически верное планирование было заложено в 30-е годы прошлого века и свидетельствует о государственном масштабе мысли градостроителей. Очевидно, современные городские власти не в состоянии принимать решения с долгосрочной перспективой. Причины — экономическое влияние перевозчиков, застройщиков и симуляция представительности интересов горожан.

Необходимо провести общегородскую кампанию для сохранения горэлектротранспорта, включающую как изучение общественного мнения, так и гражданские акции. Возможно организовать общественный фонд «Саратовский трамвай».

Денис Жабкин, блоггер, удивляется как можно допустить банкротство такого предприятия:

— «СГЭТ» много лет не финансировался должным образом. Вместо увеличения дотаций предприятию в связи с инфляцией они уменьшались. Кроме того, выплата компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров, которые составляют большую часть пассажиропотока электротранспорта, происходила с задержками и из расчёта 7 рублей за поездку при себестоимости выше 20 рублей.

Странно ожидать при такой политике, что предприятие будет процветать. Город имеет все рычаги управления, чтобы повысить доходы своего предприятия, не требующие затрат, но этого не делает.

Прежде всего это касается маршрутной сети. Уже лет десять говорится, что надо убрать маршруты-дублёры, но этого так и не произошло. Для получения реальной прибыли от автобусных маршрутов, принадлежащих «СГЭТ» по конкурсу, они должны работать как муниципальные, а не формально по договорам с индивидуальными предпринимателями — без дохода от самих перевозок пассажиров, как сейчас.

Также необходима передача ряда прибыльных автобусных маршрутов «СГЭТ» (таких, как № 11) с переводом их полностью в муниципальные. По этому принципу сейчас в Воронеже возрождают муниципальные автобусы.

А вообще при таком социально значимом вопросе, как банкротство единственного предприятия электротранспорта в городе, должны вмешиваться уже федеральные власти. Но, видимо, не в России.

Михаил Гамаюнов, политолог, уверен, что проблема создавалась десятилетиями:

— Без хорошо развитого электротранспорта и при современном подходе власти к этому наисерьезнейшему вопросу Саратов лет через 5 вообще встанет. Это десятилетиями «накопленный управленческий опыт» власти, которая, по идее, должна все время что-то инициировать, как-то развивать и благоустраивать места проживания людей сейчас и на перспективу. Ведь деньги в данном случае дает бюджет. Городской отдельно, областной отдельно. Но, во-первых, из-за недостаточно качественных обоснований, из-за непрофессиональной работы местного правительства и партийных кураторов с московскими кругами, принимающими решения, денег всегда не хватает, а во-вторых, есть же система перекрестного контроля освоения выделенных денег, и тут всегда много вопросов и многоточий. Да и не развивается экономика области в целом, заснула в далеком прошлом и разбудить её просто некому. Власть тут, к сожалению, постоянно временная и спросить не с кого. Это ж сколько надо делать, чтобы ничего не делать!

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ