18+
пятница, 21 июля
Культура

«Поколение 20-летних не вернуть!»

Знаменитый режиссер Владимир Грамматиков на фестивале в Уфе рассказал «СП» о вещах, которые его волнуют

  
1543
Владимир Грамматиков
Владимир Грамматиков (Фото: Евгений Рухмалев/ ТАСС)

Год назад заслуженный деятель искусств РФ уже был в Уфе, принимал участие в форуме «Вместе — ради детей!» в рамках проекта «Единой России» «Крепкая семья». В декабре этого года режиссер и актер картин «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Все наоборот», работавший с такими звездами как Пельтцер, Янковский, Вицин, Куравлев, Проскурин, Харитонов, Машная, Кристиан Бейл и другими, приехал в наш город в качестве почетного гостя и члена жюри II Международного фестиваля национального и этнического кино, с обсуждения которого мы и начали разговор.

И где та семья?

«СП»: — Владимир Александрович, положа руку на сердце — фестиваль представил достойные, на ваш взгляд, фильмы?

— Несомненно. Особенно хороша программа короткометражного кино — есть яркие, запоминающиеся, действительно достойные работы и, соответственно, режиссеры. О полном метре этого сказать, к сожалению, не могу — возможно, отбор должен быть строже. В любом случае фестиваль «Серебряный Акбузат», как и сам по себе вопрос этноса, крайне важен и получился очень ярким. Я узнал много нового о своих соседях за рубежом, ведь после развала СССР мы получили свободу, от которой в итоге разбежались друг от друга. Казалось, что свобода даст новый формат жизни, но результат получился тот, которого не ждали, — замкнутость.

«СП»: — Наверное, и эпоха компьютеров сыграла не последнюю роль?

— Абсолютно так. Ведь в виртуальном мире очень интересно и, что самое главное, удобно. Не нужно ни под кого подстраиваться, создавать и сохранять отношения. Зачем? — когда можно сделать всё, как ты хочешь, сидя перед экраном. Эгоизм процветает, и в первую очередь это касается семьи. Нам становится все труднее принимать и понимать другого человека, институт семьи просто терпит крах, поскольку индивидуализм и собственное восприятие мира превалируют. В стране сегодня много говорится о ценности семьи, но, к сожалению, только говорится — на деле не происходит почти ничего.

Все к лучшему, но нужны деньги

«СП»: — Но вы же делаете — причем всю свою жизнь: создаете детское кино, семейные картины, успешно осуществляете всевозможные детские проекты. «Усатый нянь», «Мио, мой Мио», «Ералаш», «Улица Сезам» — вот откуда в вас столько детства?

— Все получилось довольно интересно — по окончании режиссерского факультета ВГИКа я был распределен на киностудию им. Горького, и мою дипломную работу увидела Татьяна Лиознова. Благодаря ей я получил право на съемку полнометражной картины и снял фильм «Усатый нянь», который прошел на экранах страны с большим успехом и лично для меня оказался знаковым, окончательно «привязав» меня к детской теме. Что касается детства во мне самом — да, я такой (смеется). Думаю, что все это от мамы, именно она заложила во мне эту распахнутость миру. Мама всегда повторяла: «Все, что ни делается, все к лучшему», это было ее девизом, поэтому я просто не мог вырасти другим.

«СП»: — А папа говорил вам: «Не шкодничай, весна всегда покажет, где кто наделал», и со временем вы убедились в справедливости этих слов. А ведь наверняка часто шкодничали в детстве — сужу по правдивости ваших картин о детях?

— Вот откуда вы все знаете?! И про папу, и про… Да, так и было, я был страшным озорником. Все это, конечно, отразилось потом в моих картинах.

СП": — Например, в вашем фильме «Руки вверх», где пацаны, которых опоил препаратом «Балдин» злодей Шито-Крыто, с удовольствием пакостят — все это показано очень правдиво…

— Потому что правдивость, открытость важнее всего. Открытые люди, кстати, гораздо больше защищены, чем замкнутые, разве вы не замечали? И детское кино в создании открытости играет очень важную роль. А сейчас этого жанра в стране практически не существует, эпоха эта ушла, растворилась, как и весь наш кинематограф. Вот смотрите: раньше все шли на Орлову — и это была эпоха. Возможно, сейчас кто-то пойдет на Машкова, но не все. Как такое произошло? На рубеже 80-х — 90-х на российский рынок хлынули зарубежные фильмы и вместе с ними большие деньги, однако они вложены были в развитие чего угодно, но только не отечественного кино.

Детское, семейное кино — в полном забытьи, а ведь оно призвано воспитывать, создавать цельную личность. Нам необходимо возвращать традиции, в том числе семейного просмотра. Возвращаться на фестивали, на международный рынок. Ведь сегодня наши картины не покупают, а раньше с одного фестиваля сразу 13 — 16 стран брали наши сказки. Но тут впрямую встает финансовый вопрос — сегодня, чтобы снять отличный детский фильм, нужны большие деньги.

Уверен, что выстоим

«СП»: — Давайте допустим, что дали достаточно денег, и вы сняли просто суперфильм. Детский. Но как убедить современного ребенка, который помешан на Голливуде, что этот фильм хороший, что его стоит смотреть, что ему наверняка понравится?

— Их — уже нет. Это поколение не вернуть — потому что они в этом не нуждаются. У них свой, сложившийся мир, сейчас нужно обратить внимание на восьми-девятилетних, вот на них мы еще можем повлиять, донести до сознания, что такое крепкая семья, вложить в них понимание того, что близкие люди, семья, друзья — это самое ценное. И не разово вложить, а заниматься этим постоянно, и очень должны стараться в этом родители.

Когда меня пригласили снимать международную картину «Мио, мой Мио» (авторы идеи фильма увидели мою комедию «Шла собака по роялю» и решили, что я именно тот, кто им нужен), мне посчастливилось побывать в доме у Астрид Линдгрен. Я приехал тогда к Бенни Андерссону (бывший солист группы ABBA), который работал над музыкой для этого фильма, и к нам примчался продюсер с вытаращенными глазами: «Астрид Линдгрен приглашает вас в гости!» Выяснилось, что до этого она никого не звала в свой дом, и вдруг — такое внимание. Я очень волновался, боялся, что будет спрашивать о фильме, о котором я пока сам мало знал. И я преклоняюсь перед этой великой женщиной: она не промолвила о картине, которую мы ставили по ее книге, ни единого слова — вместо этого она спросила, с какого возраста я себя помню. Я сказал, что с четырех лет, стал рассказывать о детстве, и через себя рассказал ей о фильме.

«СП»: — Говорят, она до старости принимала участие в детских играх и даже лазила по деревьям, заявив однажды изумленным прохожим, что закон не запрещает этого старушкам. Тем больнее видеть то, что происходит сейчас в Европе, где смешались понятия о семейных ценностях. Что, по-вашему, низвергло Европу в ее нынешнее состояние?

— Европейцы сейчас пожинают плоды своей игры в демократию. Все их кокетство, когда эти страны «искали» свои ценности и в итоге потеряли уже имеющиеся, привело к тому, что мы видим сегодня. Контрсилы всегда пользуются сумятицей, выжидая удобный момент, чтобы вложить в людские головы то, что им нужно. И если раньше я относился к Европе с большим уважением, то сегодня она просто перестала мне быть интересна. И я уверен, что наша страна не докатится до этого, ведь не зря мы пережили столько войн. Мы выстоим.

Жаль, не сняли «Седору»…

«СП»: — Вот вы сказали, что продюсеры «Мио, мой Мио» пригласили вас, увидев картину «Шла собака по роялю». А ведь Токаревой (Виктория Токарева — автор повести «Неромантичный человек», по которой снят фильм) ваша «Собака» совершенно не понравилась…

— Да просто Вика человек такой! Ей нужно все утрировать, доводить до комического абсурда. И здесь ей хотелось комичности, а мне нет — потому что я не собирался смеяться над своими героями. Хотя, признаюсь, поначалу я и сам был в ужасе, когда увидел на экране то, что начали снимать — я хотел совсем не этого. Потом понял, что должен снимать это кино про деревню не как местный житель, а как горожанин, москвич, который впервые приехал на село. И в итоге все получилось.

«СП»: — Большинство ваших картин украшает великолепная музыка Алексея Рыбникова, у вас был удивительный тандем…

— Да, Леша несомненно талантлив, и я очень ему признателен за его труд. Тем не менее, мы расстались: когда я собрался снимать «Сестричек Либерти», он заявил, что теперь работает только через агента. После стольких лет сотрудничества… Конечно, мне жаль, ведь у нас в планах была еще «Седора Дункан» (именно так!), которую мы решили снять после успеха «Хоакина Мурьеты». Да и вообще, думаю, многое еще могли бы создать в союзе.

«СП»: — Впереди Новый год, семейный праздник. Наверняка и отмечать собираетесь с семьей?

— Да, уже с женой планируем — возможно, будем праздновать не дома, уедем. Раз уж речь зашла о семье, похвалюсь — недавно у меня появился правнук! Внук Никита подарил нам Матвея. Между прочим, я очень хороший дед — и это при том, что отцом был так себе, все времени не хватало на сыновей (сыновья Егор Грамматиков, кинорежиссер, и Николай, юрист). Я еще не знаю, каким я буду прадедом, но очень надеюсь, что не самым плохим. По крайней мере, буду стараться.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ