18+
пятница, 20 июля
Культура

Там, где семья не в дефиците

Успех этого маленького театра — в преемственности поколений

  
513
Режиссер театра-студии «Дефицит» Андрей Жеряков
Режиссер театра-студии «Дефицит» Андрей Жеряков (Фото: предоставлено автором)

В этом году Башкирии для развития проекта «Театры малых городов» партией «Единая Россия» выделено 34,8 миллиона рублей. В числе культурных заведений, попавших в список поддержки средствами из федерального бюджета (для обновления сценического оборудования, приобретения костюмов, а также новых постановок) — шесть государственных и один муниципальный театр, о котором и пойдет сегодня речь.

Энтузиасты и романтики

Театру-студии «Дефицит» из башкирского города Белорецка в этом году исполнится 30 лет — он был создан в 1987 году на базе Народного театра при ДК металлургов. Андрей Жеряков, возглавивший его с самого начала, и сегодня руководит коллективом.

Почему такое название? Режиссер объясняет: это главная миссия театра — восполнить дефицит культуры, добра и теплоты, которых так сегодня не хватает.

Кстати, известный российский актер и руководитель Театра наций Евгений Миронов назвал театры малых городов градообразующими — потому что именно вокруг них строится культурная жизнь.

— У нас нет штатных актеров, — Андрей Жеряков рассказывает удивительные вещи. — Есть только небольшая административная группа, а актеры все как один — энтузиасты. Среди них учащиеся, рабочие, есть и серьезные предприниматели.

В актерском коллективе много семейных пар. Кое-кто нашел свою вторую половинку именно в «Дефиците», и теперь здесь занимаются их дети и даже внуки.

— Возраст некоторых актеров перевалил за 60, — улыбается Жеряков. — У нас семейственность в хорошем смысле этого слова. Отсюда и преемственность поколений. Мы живем театром, живем ради зрителя. Я всегда мечтал об этом, и моя мечта сбылась.

Сцена из спектакля Детство Бемби (Фото: предоставлено автором)

Жена Андрея Васильевича — Юлия, которую он привез в Белорецк по окончании Челябинского государственного института культуры (у Жеряковых двое детей и уже трое внуков), сегодня здесь же, в театре, руководит коллективом «Надежда «Д» (вот угадайте, что такое «Д»?). В составе «Надежды» занимаются начинающие артисты-школьники — изучают сценическое движение, речь, все, что связано с актерским мастерством. Большинство позже переходит в основную труппу театра.

Несмотря на то, что занятия бесплатные, к отбору будущих артистов руководители подходят строго — конкурс в студию большой. Многие хотят в будущем выступать на сцене и идут учиться дальше, в столичные вузы. Есть среди выпускников «Дефицита» и узнаваемые актеры, и телеведущие.

— Конечно, мы радуемся за наших ребят, сделавших успешную карьеру, — говорит режиссер и директор театра-студии «Дефицит» Андрей Жеряков. — Хотя немного жаль, что назад, к нам, они уже не возвращаются…

Слава Богу, выжили

«Дефицит» в Белорецке любят. Успех имеют все спектакли, на них приходит и местная публика, и москвичи, и соседи-магнитогорцы — горнолыжники, приезжая кататься в эти места, в любимый театр заглянуть не забывают. И все говорят о «Дефиците» с любовью — мол, здесь более душевно и очень красиво, лучше даже, чем в профессиональном театре.

У Андрея Васильевича нет любимых спектаклей — ему дорого все, потому что к репертуару Жеряков относится очень скрупулезно. Выбирает, в основном, проблематику, то, что волнует его самого — Мольер, Булгаков, Володин. По пьесе Леонида Жуховицкого поставили спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана». «Афинские вечера» Петра Гладилина, «Шутки в глухомани» Игоря Муренко, для маленьких — «Детство Бемби»… Здешним актерам скучать некогда!

Для всех спектаклей режиссер пишет музыку сам. Жеряков благодарен своим педагогам — за то, что всему научили. Так, сценографию ему преподавал театральный актер и режиссер Арон Михайлович Кербель, брат того самого Кербеля, знаменитого скульптора. И вот уже много лет Андрей Васильевич всем, что умеет, делится с другими.

— Нас, как будущих руководителей самодеятельных коллективов, готовили к жизни по-спартански, и я прошел через многое — даже электричество, если надо, проведу без проблем!..

«Дефицит» поддерживает городская администрация, управление культуры города Белорецка. Театр стал муниципальным в 2009 году, а до этого был просто любительским, народным. Тем не менее часто выезжал на гастроли и брал первые места на фестивалях.

Сцена из спектакля Семейный портрет с посторонним (Фото: предоставлено автором)

— Иногда доходило до смешного, — вспоминает Андрей Васильевич. — Люди на фестивалях обсуждали, как можно поставить спектакль за 400 тысяч рублей, а мы в это время думали о том, как это сделать за шесть — восемь тысяч…

Два года — с 2010 по 2012 — длилась реконструкция помещения, и работать над новыми постановками приходилось в подвале. «Мы выжили, и слава Богу, — смеется Жеряков. — И теперь нам завидуют даже профессиональные театры…».

Танцы детские и взрослые

Актеры вместе со своим руководителем играют благотворительные спектакли — для детского дома, для приюта, для людей с ограниченными возможностями. А для студентов и школьников здесь всегда действуют скидки.

Сейчас театр готовится к премьере — уже в это воскресенье, 19 марта, на сцене «Дефицита» будет показан спектакль «Танцы плюс» Олжаса Жанайдарова. Это пьеса про подростков и для подростков, о том, как далеки бывают друг от друга поколения отцов и детей. И взрослым увидеть ее, конечно, стоит…

В апреле прошлого года Жеряков был в Москве, получил диплом I степени «Грани театра масс» — высшей профессиональной премии в области массовых форм театрального искусства, учрежденной Союзом театральных деятелей России.

— Вручение происходило в Московском путевом дворце — это очень красивое здание было построено еще при Екатерине Великой, — делится впечатлениями Андрей Васильевич. — Оттого все было очень торжественно, и так приятно, что нас отметили. Мы привыкли все доказывать делом. И, судя по всему, жизнь идет в правильном направлении…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ