18+
воскресенье, 23 апреля
Культура

«Цензура порождает асоциальных личностей»

Нижегородский режиссер Алексей Логинов о своем опыте дебютного художественного фильма и планах на будущее

  
434
Нижегородский режиссер Алексей Логинов
Нижегородский режиссер Алексей Логинов (Фото: СП — Поволжье)

Прошло полгода с момента выхода дебютного художественного фильма «Ветлуга. Простая история простых людей» молодого нижегородского режиссера Алексея Логинова. Осенью 2017 года картина появится в официальном доступе, а пока она путешествует по фестивалям, один из которых — ilovefest2017. Мы решили выяснить у автора, с чего все началось и что нового ожидать от него в ближайшем будущем.

«СП — Поволжье»: — Алексей, как у вас возник интерес к кино, сцене, что подтолкнуло к творчеству?

— Интерес к творчеству был со мной всегда, сколько я себя помню, — это жажда, которую невозможно утолить. Значительное влияние на меня оказал мой круг общения в студенческие годы. Именно с того времени я принимаю активное участие в культурной жизни Нижнего Новгорода. На выбор профессии повлияла и служба в военном оркестре им. А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Вообще, приехав в Санкт-Петербург уже известным в определенных кругах в качестве профессионального ведущего и начинающего сценариста, я осознал, что не хочу ограничиваться только работой на развлекательных мероприятиях: ты даешь зрителю эмоции со сцены, а продукта никакого не создаешь. Сейчас стараюсь воплощать в жизнь такие проекты, которые не потеряют свою

Читайте также

актуальность в течение долгого времени.

— Что вдохновляет вас в жизни?

— Мысли. Потому что именно они побуждают нас действовать. А так — все в совокупности: и литература, и музыка, и кино, и фотография. Семья — моя опора и главный стимул всего, что я делаю. Творчество для меня — естественный искренний порыв, и отсюда, наверное, получается, что эта открытость и честность заражает и заряжает людей вокруг, помогает мне реализовывать свои проекты. Я очень благодарен своим коллегам за то, что они мне верят и работают вместе со мной.

— У вас есть и театральный, и кинематографический опыт: спектакль-комедия «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел» и художественный фильм «Ветлуга». А что вам ближе — театр или кино?

— Безусловно, кино. Я не позиционирую себя как театральный режиссер. Спектакль про «Тапки-хостел» — это удачный эксперимент, удобный формат для воплощения идеи, но всего лишь репетиция перед экранизацией. С кино все по-другому. Во-первых, потому что это моя специальность — я заканчиваю сейчас Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Во-вторых, у меня в принципе сильно развито визуальное мышление, а увлечение фотографией, живописью и музыкальное образование (Нижегородский колледж культуры) все это подкрепляют. Спектакль на сцене во многом живет своей жизнью, а мне как художнику очень важны детали. Например, по сценарию герои должны ехать на старом черном грязном BMW, и другая машина здесь не подойдет, потому что я четко вижу, какой в итоге должна быть картинка.

— Какой главный вопрос вы задаете зрителю в х/ф «Ветлуга»?

— Первоначальное название фильма — «Про Машу», но в процессе работы его пришлось изменить, потому что картина выросла из рамок судьбы отдельного человека в историю людей из российской глубинки. Я решил снять кино именно про жизнь на периферии, потому что столичная действительность с ее поверхностными проблемами и глянцевыми героями мне порядком поднадоела. Основная идея фильма в том, что каждый из нас одинок и сталкивается лицом к лицу со своими страхами и желаниями, которые обусловлены социальным и культурным окружением. Знаковой является и непростая история любви «простого» человека, который не знает, как выразить свои чувства и почти доходит до криминала.

— С премьеры фильма прошло полгода, поменялось ли ваше отношение к картине?

— Я бы не изменил ни одной сцены в «Ветлуге». Я не стесняюсь своей работы и не претендую на шедевр, и к критике, даже жесткой, отношусь спокойно. Мне, как автору, безусловно, важен отклик зрителя на фильм, пусть даже и негативный — это значит, что мое произведение не оставило его равнодушным. Вообще, главное, что нашей команде удалось перейти от теории к практике: мы смогли довести «Ветлугу» до конечного продукта на голом энтузиазме. Этот опыт помогает и сейчас — мне в разы комфортнее и легче работать над новым проектом с таким опытом.

— С какими проблемами вы столкнулись как сценарист на съемках дебютного фильма?

— Как сценарист я почти не сталкивался с проблемами: история, как она была задумана, легко легла на бумагу. Проблемы были в техническом плане: в Нижнем Новгороде киноиндустрия почти не развита, поэтому, как говорится, собирали с миру по нитке: с оператором Дмитрием Шаиным одолжили «свет» у нижегородских фотографов, звук — у Евгения Кудельникова и Дениса Лафанова. Что касается съемок, то без бытовых трудностей не обошлось, но сейчас все это кажется несущественным. Вообще проблемам дебютного фильма можно целую конференцию посвятить (улыбается). Но в любом случае, брать и снимать — единственный путь.

— Какое у вас отношение к современному кинематографу?

— Я сейчас осваиваю сферу коммерческого кино, в основном выбираю фильмы по рекомендации коллег. Раньше тяготел к арт-хаусу, но, увы, авторское кино переживает не лучшие времена — очень многие режиссеры попросту косят под Тарковского или Ларса фон Триера, не чувствуя киноязыка, определенных особенностей формы. Есть фильмы, которые настолько не оправдали моих ожиданий, что я предпочел бы отмотать время назад и не видеть их, — это, например, документальный фильм «Завтра» Андрея Грачева о скандально известной провокационными перфомансами арт-группе «Война». Это история о людях, которые ведут дикий, аморальный образ жизни, приобщая к этому и молодое поколение. Но это не значит, что я выступаю за введение цензуры — нет, она приводит к появлению еще большего количества асоциальных личностей. О таких вещах, которые показаны в этом фильме, нужно знать, чтобы быть к этому готовым, но для людей с неустойчивой психикой он не подходит — они могут воспринять его как руководство к действию. Есть еще, например, у Ларса фон Триера фильм «Антихрист», который я посмотрел ровно 4 минуты — до того момента, как ребенок выбросился из окна. При этом я восхищаюсь работами этого режиссера, но для меня есть вещи, которые недопустимы на экране.

— Сейчас достаточно распространено мнение, что российский кинематограф переживает не лучшие времена. А есть ли российские режиссеры, которые вас вдохновляют?

— В первую очередь, это Алексей Балабанов, а также Алексей Учитель, Павел Лунгин, Андрей Звягинцев, Юрий Быков, Слава Росс с его потрясающим фильмом «Сибирь. Монамур». Андрея Звягинцева я обожаю за его киноязык: то, как он снимает, настолько мне близко, что я согласен с ним на 100%. Когда нужно, он обостряет ситуацию или отпускает — у него это получается очень профессионально. К Никите Михалкову и Федору Бондарчуку у меня сложное отношение. Мне кажется, сейчас они сильно отошли от зрителя. В творчестве Михалкова мне нравятся его работы до фильма «12» включительно, но все, что он снимал позднее, мне не близко.

— Какие у вас творческие планы?

— Сейчас я совместно со сценаристом Анной Кузьминых занимаюсь экранизацией спектакля «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел». Это будет очень живое, разговорное кино, где много юмора, что также обусловлено единством места действия. Также вскоре я собираюсь представить новый фильм, про что он — пока не скажу, но это, безусловно, будет моя главная работа на ближайшие десять лет. Это масштабный проект, география которого выйдет далеко за пределы Нижнего Новгорода. Вообще, моя мечта — создать у нас в городе единое арт-пространство, чтобы творческие интересные люди могли свободно делиться своими идеями и осуществлять совместно какие-то проекты.

— Есть ли какие-то литературные тексты, которые вы бы хотели экранизировать?

— Если бы была такая возможность, я с интересом взялся бы осовременить и экранизировать рассказы Чехова «Дом с мезонином» и Л. Андреева «В поезде», где герои едут в одном вагоне, проводят ночь в разговорах на философские темы и по приезде в место назначения не могут расстаться.

Читайте также

Справка

Алексей Логинов родился в г. Семенов, окончил Нижегородский колледж культуры. Проходил службу в Санкт-Петербургском военном оркестре им А.Ф. Можайского. Профессиональный событийный ведущий. Студент четвертого курса Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения по специальности «руководитель киностудии». Автор сценария и режиссёр постановщик х/ф «Ветлуга. Простая история простых людей» (2016). Автор идеи и режиссёр-постановщик спектакля-комедии «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел» (2017). Победитель премии «Топ-50 самых знаменитых людей Нижнего Новгорода 2016 года» по версии журнала «Собака» в номинации «Кино». Алексей пробовал себя как диджей, увлекается фотографией, музыкой, живописью.

Про что кино

«Ветлуга. Простая история простых людей» (2016) — дебютный художественный фильм Алексея Логинова. Жанр картины — драма, хронометраж — 42 минуты. Съемки проходили в Воскресенском районе Нижегородской области. Бюджет картины — 200 тыс. рублей. В целом работа над фильмом велась в течение двух лет (написание сценария, кастинг и проч.), а сняли его всего за 12 дней. Главные роли исполнили Марина Гиоргадзе, Андрей Тогузов, Георгий Ахадов, Нина Мунина, Василий Гронский и др. В съемочную группу входили специалисты из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. Музыку к фильму написали Андрей Покровский и Яна Будянская.

Сюжет повествует о жизни двух молодых людей. Из-за болезни матери Мария вынуждена оставить столицу и вернуться в родную деревню. Дмитрий, наоборот, стремится в Москву, потому что там у него есть возможность реализовать себя. Между этими «простыми» людьми вспыхивает роман, который полностью переворачивает однообразную деревенскую жизнь…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ