18+
воскресенье, 17 декабря
Культура

«Цензура порождает асоциальных личностей»

Нижегородский режиссер Алексей Логинов о своем опыте дебютного художественного фильма и планах на будущее

  
455
Нижегородский режиссер Алексей Логинов
Нижегородский режиссер Алексей Логинов (Фото: СП — Поволжье)

Прошло полгода с момента выхода дебютного художественного фильма «Ветлуга. Простая история простых людей» молодого нижегородского режиссера Алексея Логинова. Осенью 2017 года картина появится в официальном доступе, а пока она путешествует по фестивалям, один из которых — ilovefest2017. Мы решили выяснить у автора, с чего все началось и что нового ожидать от него в ближайшем будущем.

«СП — Поволжье»: — Алексей, как у вас возник интерес к кино, сцене, что подтолкнуло к творчеству?

— Интерес к творчеству был со мной всегда, сколько я себя помню, — это жажда, которую невозможно утолить. Значительное влияние на меня оказал мой круг общения в студенческие годы. Именно с того времени я принимаю активное участие в культурной жизни Нижнего Новгорода. На выбор профессии повлияла и служба в военном оркестре им. А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Вообще, приехав в Санкт-Петербург уже известным в определенных кругах в качестве профессионального ведущего и начинающего сценариста, я осознал, что не хочу ограничиваться только работой на развлекательных мероприятиях: ты даешь зрителю эмоции со сцены, а продукта никакого не создаешь. Сейчас стараюсь воплощать в жизнь такие проекты, которые не потеряют свою

Читайте также

актуальность в течение долгого времени.

— Что вдохновляет вас в жизни?

— Мысли. Потому что именно они побуждают нас действовать. А так — все в совокупности: и литература, и музыка, и кино, и фотография. Семья — моя опора и главный стимул всего, что я делаю. Творчество для меня — естественный искренний порыв, и отсюда, наверное, получается, что эта открытость и честность заражает и заряжает людей вокруг, помогает мне реализовывать свои проекты. Я очень благодарен своим коллегам за то, что они мне верят и работают вместе со мной.

— У вас есть и театральный, и кинематографический опыт: спектакль-комедия «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел» и художественный фильм «Ветлуга». А что вам ближе — театр или кино?

— Безусловно, кино. Я не позиционирую себя как театральный режиссер. Спектакль про «Тапки-хостел» — это удачный эксперимент, удобный формат для воплощения идеи, но всего лишь репетиция перед экранизацией. С кино все по-другому. Во-первых, потому что это моя специальность — я заканчиваю сейчас Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Во-вторых, у меня в принципе сильно развито визуальное мышление, а увлечение фотографией, живописью и музыкальное образование (Нижегородский колледж культуры) все это подкрепляют. Спектакль на сцене во многом живет своей жизнью, а мне как художнику очень важны детали. Например, по сценарию герои должны ехать на старом черном грязном BMW, и другая машина здесь не подойдет, потому что я четко вижу, какой в итоге должна быть картинка.

— Какой главный вопрос вы задаете зрителю в х/ф «Ветлуга»?

— Первоначальное название фильма — «Про Машу», но в процессе работы его пришлось изменить, потому что картина выросла из рамок судьбы отдельного человека в историю людей из российской глубинки. Я решил снять кино именно про жизнь на периферии, потому что столичная действительность с ее поверхностными проблемами и глянцевыми героями мне порядком поднадоела. Основная идея фильма в том, что каждый из нас одинок и сталкивается лицом к лицу со своими страхами и желаниями, которые обусловлены социальным и культурным окружением. Знаковой является и непростая история любви «простого» человека, который не знает, как выразить свои чувства и почти доходит до криминала.

— С премьеры фильма прошло полгода, поменялось ли ваше отношение к картине?

— Я бы не изменил ни одной сцены в «Ветлуге». Я не стесняюсь своей работы и не претендую на шедевр, и к критике, даже жесткой, отношусь спокойно. Мне, как автору, безусловно, важен отклик зрителя на фильм, пусть даже и негативный — это значит, что мое произведение не оставило его равнодушным. Вообще, главное, что нашей команде удалось перейти от теории к практике: мы смогли довести «Ветлугу» до конечного продукта на голом энтузиазме. Этот опыт помогает и сейчас — мне в разы комфортнее и легче работать над новым проектом с таким опытом.

— С какими проблемами вы столкнулись как сценарист на съемках дебютного фильма?

— Как сценарист я почти не сталкивался с проблемами: история, как она была задумана, легко легла на бумагу. Проблемы были в техническом плане: в Нижнем Новгороде киноиндустрия почти не развита, поэтому, как говорится, собирали с миру по нитке: с оператором Дмитрием Шаиным одолжили «свет» у нижегородских фотографов, звук — у Евгения Кудельникова и Дениса Лафанова. Что касается съемок, то без бытовых трудностей не обошлось, но сейчас все это кажется несущественным. Вообще проблемам дебютного фильма можно целую конференцию посвятить (улыбается). Но в любом случае, брать и снимать — единственный путь.

— Какое у вас отношение к современному кинематографу?

— Я сейчас осваиваю сферу коммерческого кино, в основном выбираю фильмы по рекомендации коллег. Раньше тяготел к арт-хаусу, но, увы, авторское кино переживает не лучшие времена — очень многие режиссеры попросту косят под Тарковского или Ларса фон Триера, не чувствуя киноязыка, определенных особенностей формы. Есть фильмы, которые настолько не оправдали моих ожиданий, что я предпочел бы отмотать время назад и не видеть их, — это, например, документальный фильм «Завтра» Андрея Грачева о скандально известной провокационными перфомансами арт-группе «Война». Это история о людях, которые ведут дикий, аморальный образ жизни, приобщая к этому и молодое поколение. Но это не значит, что я выступаю за введение цензуры — нет, она приводит к появлению еще большего количества асоциальных личностей. О таких вещах, которые показаны в этом фильме, нужно знать, чтобы быть к этому готовым, но для людей с неустойчивой психикой он не подходит — они могут воспринять его как руководство к действию. Есть еще, например, у Ларса фон Триера фильм «Антихрист», который я посмотрел ровно 4 минуты — до того момента, как ребенок выбросился из окна. При этом я восхищаюсь работами этого режиссера, но для меня есть вещи, которые недопустимы на экране.

— Сейчас достаточно распространено мнение, что российский кинематограф переживает не лучшие времена. А есть ли российские режиссеры, которые вас вдохновляют?

— В первую очередь, это Алексей Балабанов, а также Алексей Учитель, Павел Лунгин, Андрей Звягинцев, Юрий Быков, Слава Росс с его потрясающим фильмом «Сибирь. Монамур». Андрея Звягинцева я обожаю за его киноязык: то, как он снимает, настолько мне близко, что я согласен с ним на 100%. Когда нужно, он обостряет ситуацию или отпускает — у него это получается очень профессионально. К Никите Михалкову и Федору Бондарчуку у меня сложное отношение. Мне кажется, сейчас они сильно отошли от зрителя. В творчестве Михалкова мне нравятся его работы до фильма «12» включительно, но все, что он снимал позднее, мне не близко.

— Какие у вас творческие планы?

— Сейчас я совместно со сценаристом Анной Кузьминых занимаюсь экранизацией спектакля «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел». Это будет очень живое, разговорное кино, где много юмора, что также обусловлено единством места действия. Также вскоре я собираюсь представить новый фильм, про что он — пока не скажу, но это, безусловно, будет моя главная работа на ближайшие десять лет. Это масштабный проект, география которого выйдет далеко за пределы Нижнего Новгорода. Вообще, моя мечта — создать у нас в городе единое арт-пространство, чтобы творческие интересные люди могли свободно делиться своими идеями и осуществлять совместно какие-то проекты.

— Есть ли какие-то литературные тексты, которые вы бы хотели экранизировать?

— Если бы была такая возможность, я с интересом взялся бы осовременить и экранизировать рассказы Чехова «Дом с мезонином» и Л. Андреева «В поезде», где герои едут в одном вагоне, проводят ночь в разговорах на философские темы и по приезде в место назначения не могут расстаться.

Читайте также

Справка

Алексей Логинов родился в г. Семенов, окончил Нижегородский колледж культуры. Проходил службу в Санкт-Петербургском военном оркестре им А.Ф. Можайского. Профессиональный событийный ведущий. Студент четвертого курса Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения по специальности «руководитель киностудии». Автор сценария и режиссёр постановщик х/ф «Ветлуга. Простая история простых людей» (2016). Автор идеи и режиссёр-постановщик спектакля-комедии «Я сниму кино про ваш «Тапки-хостел» (2017). Победитель премии «Топ-50 самых знаменитых людей Нижнего Новгорода 2016 года» по версии журнала «Собака» в номинации «Кино». Алексей пробовал себя как диджей, увлекается фотографией, музыкой, живописью.

Про что кино

«Ветлуга. Простая история простых людей» (2016) — дебютный художественный фильм Алексея Логинова. Жанр картины — драма, хронометраж — 42 минуты. Съемки проходили в Воскресенском районе Нижегородской области. Бюджет картины — 200 тыс. рублей. В целом работа над фильмом велась в течение двух лет (написание сценария, кастинг и проч.), а сняли его всего за 12 дней. Главные роли исполнили Марина Гиоргадзе, Андрей Тогузов, Георгий Ахадов, Нина Мунина, Василий Гронский и др. В съемочную группу входили специалисты из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. Музыку к фильму написали Андрей Покровский и Яна Будянская.

Сюжет повествует о жизни двух молодых людей. Из-за болезни матери Мария вынуждена оставить столицу и вернуться в родную деревню. Дмитрий, наоборот, стремится в Москву, потому что там у него есть возможность реализовать себя. Между этими «простыми» людьми вспыхивает роман, который полностью переворачивает однообразную деревенскую жизнь…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ