18+
пятница, 20 октября
Культура

Дирижер без палочки

Или как важно найти свой язык жестов

  
545
Дирижер без палочки
Фото: автора

Строгий костюм, белая рубашка, галстук. И свет софитов отражается в лаковых туфлях. А на репетиции он совсем другой — обычный парень в футболке, ничуть не похожий на известного уже во всем мире столичного дирижера, которого приглашают лучшие концертные залы. В этот свой приезд в Уфу Максим Емельянычев играл Моцарта — и оркестр, наш, Национальный симфонический, звучал очень камерно. А во втором отделении была Вторая симфония Рахманинова, и музыканты играли уже во всю мощь, и дирижер был частью оркестра — и музыки. Энергия рвется из Максима наружу, и он вскидывается, прямо-таки взмывает вверх — стремительный, быстрый, реагирующий, — а то понижает звук, и ни секунды не стоит на месте. И зал радуется вместе с ним, и грустит, и восхищается, и просто на руках готов его носить — такого удивительного, такого молодого дирижера, вместе с его нереальным обаянием и энергетикой, наполняющими зал…

Представляя Моцарта

— В первой части концерта вы играли концерт Моцарта для фортепиано № 23. Специально перед вашим выступлением я посмотрела его в исполнении Владимира Горовица, знаменитого пианиста — в какой-то степени оно является для вас ориентиром?

 — Вы, наверное, говорите об очень поздней его записи — 1986 года? Да, это очень хороший концерт, Горовиц играет там с оркестром театра Ла Скала. Знаете, любое исполнение, которое мы слушаем, которое вообще встречается нам в жизни, — неважно, запись это или живой концерт — всегда очень интересны и дают возможность подумать, понять: как дирижер или, скажем, пианист видит данное произведение.

Но когда играешь концерт от своего имени, нужно опираться в первую очередь на текст, который написан Моцартом — для этого есть и исторически корректные издания, и трактаты, в частности трактат отца Моцарта — Леопольда, есть сведения об исполнителях того времени, и мы, конечно, стремимся к достоверности. Мы ведь играем музыку пяти предшествующих столетий (в симфоническом оркестре, может быть, трех), и каждый музыкальный стиль должен отличаться и в нашем исполнении. Стиль нашего музицирования в Моцарте соответствует нашим представлениям о композиторе; точно так же в сегодняшнем концерте мы опираемся на традицию исполнения Рахманинова начала ХХ века.

Читайте также

— А Рахманинов входит в число ваших любимых композиторов — вы ведь больше выделяете немецкую классику?

— Я отвечу вам так, как отвечают в подобных случаях многие музыканты: мне нравится тот композитор, кого я сейчас играю. Но, конечно, если я выбрал такую программу, это уже говорит о том, что мне близка эта музыка.

Дирижер Максим Емельянычев (Фото: автора)

Когда есть что сказать

— Вы универсал: играете на фортепиано, на клавесине и хаммерклавире, на корнете — корнетистов у нас в стране всего два. То есть дирижированием вы не ограничиваетесь. Это в вас такой неизбывный интерес к жизни сидит?

— Да, мне интересно многое. Хочется же разную музыку играть! И если вам нужно сыграть фортепианный концерт, вы договариваетесь с залом, собираете публику и играете для них концерт. Хотите сыграть фортепианное трио — договариваетесь с виолончелистом и скрипачом и играете. Если играть Моцарта, нужен камерный оркестр, Рахманинова — симфонический. Все идет от желания исполнять — когда кажется, что вам есть что сказать именно в этой музыке. Хотя окончательно это решает уже публика.

— Уже несколько лет вы дирижируете без палочки. Однако, помнится, вы говорили, что палочка — это очень эргономично! Без нее разве не трудно?

— Ну, мне так удобно — без палочки! Я чувствую себя комфортно. И потом, труд музыканта — не такой энергозатратный, легче, чем многие другие профессии. Это, конечно, скорее интеллектуальный труд, чем физический. Гораздо более (смеется).

— Вы так порхаете по сцене — вас сравнивают то с эльфом, а то и вовсе с облаком. А сами вы кем себя ощущаете?

— Ну, вам виднее, конечно… Вообще все зависит от коллектива, с которым работаешь: с каждым находишь собственный язык жестов — при помощи него и работаешь в данном случае. У меня нет двух лет для репетиций с каждым коллективом, есть всего две-три репетиции, за которые оркестр и дирижер должны понять друг друга. И важно найти язык жестов, на который люди откликнутся. Во всех оркестрах он разный. Да и вообще в музыке — к примеру, в барочной один язык жестов, в классицизме другой; в частности, в концерте Моцарта я почти не дирижирую, только играю. Я считаю, что это более камерное музицирование, и здесь никто не нуждается в показах.

— В то же время вы говорите о том, что публика любит смотреть на дирижера…

— Да, это так. И это у нас как раз есть во втором отделении — когда звучит Рахманинов. Коммуникация дирижера с оркестром очень логична и во многом информативна — здесь быстрее, здесь медленнее, здесь громче, здесь тише, хотя эмоций много. Публика, которая не знает технику дирижирования, не знает, что нужно оркестрантам в данный момент, и, естественно, видит только эмоциональный момент — она не видит техническую составляющую.

— Положа руку на сердце — элементы шоу есть в вашем выступлении?

— Так концерт это и есть шоу! Это своего рода экшн — мы как раз сейчас с вами об этом говорили.

Хорошего больше

— Публика ведь еще очень реагирует на вашу молодость — вам 28, и не все знают, что вы дирижируете достаточно долгое время…

— Да, впервые такой опыт у меня был в 12 лет, в родном Нижнем Новгороде. Конечно, тогда я волновался. Сейчас страх если и бывает, то совсем другого рода — скорее, артистический, который, напротив, должен помогать — и помогает.

Дирижер Максим Емельянычев (Фото: автора)

— Игра с нашим Национальным симфоническим оркестром вам доставляет удовольствие?

— В каждом коллективе есть такие моменты, которые нравятся. Есть большой процент людей — энтузиастов своего дела, и это радует, за этим сюда и хочется возвращаться. Когда ты говоришь то, что кому-то интересно, это всегда радует — дирижер должен заинтересовать оркестр. Хотя в прошлый приезд у меня здесь была всего одна репетиция и небольшой саундчек в день концерта, все было достаточно интенсивно и не было времени думать — я просто должен быть делать то, что должен. И результат получился хороший — наверное, отчасти потому, что был элемент экстрима.

— А провокации со стороны музыкантов случаются — когда вы репетируете с новым для вас оркестром?

— Вот конкретно чтобы провокации — не припомню. А проверки — да, это есть, причем всегда.

— И как вы их обходите?

— Профессионально. Музыканты могут отпускать реплики — и хотят, чтобы дирижер это заметил. Обычно бывает достаточно одного взгляда… Хотя, несмотря на то, что такое замечаешь всегда и слышишь все, иногда бывает как раз важно не обратить на что-то внимания.

— Создается впечатление, что вы все делаете очень легко. Вы вообще везунчик?

— Не знаю. Могу сказать, что я замечаю только хорошее — по крайней мере стараюсь. Плохие моменты, наверное, тоже есть, но лучше от них как-то уходить.

Делать то, что нравится

— Вы играете на самых разных концертных площадках мира. Публика отличается?

— Публика везде разная. И где-то больше играешь для нее — потому что она тебя слушает, затаив дыхание. Но случается, что этого не происходит — и тогда концентрируешься на музыке и играешь для себя. И это тоже неплохо — потому что мы, как профессионалы, можем получить многогранное удовольствие от того, что делаем — не только эмоциональное (в отличие от публики), но и, я бы сказал, технологическое.

— Максим Емельянычев, играющий музыку, и Максим Емельянычев дирижирующий — чего в вас больше?

— Для меня близко и то и то. Я делаю только то, что мне нравится, и раз я что-то делаю — значит, люблю это.

— А вы вообще не делаете то, что вам не нравится?

— Ну, иногда, конечно, приходится. Вот на письма, например, не люблю отвечать. В соцсетях не переписываюсь — беру там только то, что нужно.

Читайте также

— Вы довольно часто приезжаете в наш город…

— Мне нравится в Уфе — я уже раз шесть был здесь. Играл камерные концерты с вашими музыкантами — с Айсылу Сайфуллиной, скрипачкой — она сейчас играет в заслуженном коллективе Санкт-Петербургской филармонии, с виолончелистом Аязом Нуховым. Здесь я участвовал в сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Вот теперь во второй раз играю с Национальным симфоническим оркестром. Надеюсь, публика останется довольна нашей игрой — классической и романтической.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ