18+
среда, 15 августа
Культура

Антиглянец нулевым

В Оренбурге переизданы сценарии Петра Луцыка и Алексея Саморядова

  
163
Обложка книги собрание сочинений Петра Луцика, Алексея Саморядова
Обложка книги собрание сочинений Петра Луцика, Алексея Саморядова

Ушедший год кино преподнес ценителям отечественного синематографа настоящий подарок — Оренбургское книжное издательство выпустило собрание сочинений Петра Луцика и Алексея Саморядова (уроженец Оренбурга), культовых сценаристов 90-х, чья кинопроза так ярко отразила жизнь окраинной, глубинной России той «отвязной» эпохи.

Это уже второе издание знаковых драматургов — первое вышло в 2011 году под эгидой екатеринбургского издательства ГОНZО. Во вторую версию собрания включили неопубликованный ранее сценарий «Тихони» (короткометражная лента 1987 г, режиссер Юсуф Азимов), добавили иллюстрированных вкладок. А вот сценарий знаменитого «Гонгофера» (1992, режиссер Бахыт Килибаев) издатели так и не нашли.

Синемофилам собрание нужно заказывать уже сейчас — пока не разобрали 1500 тираж — так в Москве все привезенные издательством экземпляры смели еще до начала официальной презентации.

Что же цепляет в кинопрозе Луцыка — Саморядова? А берет она за живое, выражая наше исконное, изначальное, первородное, так, что вырисовываются архетипы русских богатырей. Лихие, они куражатся по дикому полю — от Москвы до Чукотки, но чаще скитаются в пространстве поволжских степей. Пьют, дерутся, крушат, любят, тоскуют, воюют, совершают геройские поступки, погибают или побеждают. И такая широкая тоска разливается в этих богатырях, что тянутся они к войне, смерти:

 — Война бы скорей началась, что ли! — вдруг сказал он.

— С кем? — удивился Митя.

— Да все равно с кем, все веселее жить! Прощай, что ли!

(Дикое поле)

«Гляжу вокруг: хоть бы сгорело все поскорей и подохли б все, чтоб ни одного подонка живым не осталось, и так мне становится радостно и светло, словно в праздник пречистый!»

Рассуждают богатыри немного. Они постоянно в действии, драматурги очень емко описывают их. Вот, например, из знаменитой «Окраины»:

«…он достал из кармана ободранную засаленную книжку и стал читать.

— Интересно? — спросил его Панька.

Ага, — Колька оторвал от книги треть и протянул его Паньке.

Тот, устроившись поудобней, тоже начал читать".

Ученость их персонажей неинтеллигентная. Сами они, как правило, прямолинейны, грубы, резки. От сохи и станка, что называется. Да и кулаки пускают в дело, не задумываюсь.

Их герои — немосквичи, представители окраины, пытаются приспособиться к новым жизненным реалиям. В «Дюба-дюба» герой начинает разбойничать, чтобы спасти девушку. В «Ветре» убивает во спасение жены. В «Окраине», «Добрых людях» богатыри также не щадят врагов, не проявляя ни малейшей толерантности. Мораль их могуча и покажется варварской гуманизированному чужеземцу, да и теперешнему бескостному российскому обывателю. Эпоха, в которую они творили (всего то пять лет — 1989−1994) — страшный мир до начала творения — так рассуждал Александр Хван, режиссер «Дюбы-Дюбы», в беседе со сценаристами.

Многое не поддается многое логике в этих текстах, как и в мистических, страшных сказках Алексея Саморядова. Персонажи, возвращающиеся к жизни буквально с того света («Ветер»), жители подземелий («Мутант»), самозваные сибирские наместники почти в XXI веке («Северная Одиссея»). Разнузданные, лихие, гулящие. Они за Россию «от моря до моря, тысячу лет», идущие со смертью в обнимку.

Про таких персонажей перестали писать в нулевые и десятые. Да и хаос первородный пропал, все стало как-то стерильнее и безопаснее. Наверное, в этом смысле закономерен безвременный уход из жизни сначала Алексея Саморядова (1994), за ним и Петра Луцыка (2000). Ушли ли из жизни за своими героичными, ненужными в потребительскую эпоху архетипами. И вот в 2016-м вышли их сочинения. Может это к новому выходу русских богатырей на жизненную арену?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ