18+
четверг, 30 марта
Культура

Антиглянец нулевым

В Оренбурге переизданы сценарии Петра Луцыка и Алексея Саморядова

  
148
Обложка книги собрание сочинений Петра Луцика, Алексея Саморядова
Обложка книги собрание сочинений Петра Луцика, Алексея Саморядова

Ушедший год кино преподнес ценителям отечественного синематографа настоящий подарок — Оренбургское книжное издательство выпустило собрание сочинений Петра Луцика и Алексея Саморядова (уроженец Оренбурга), культовых сценаристов 90-х, чья кинопроза так ярко отразила жизнь окраинной, глубинной России той «отвязной» эпохи.

Это уже второе издание знаковых драматургов — первое вышло в 2011 году под эгидой екатеринбургского издательства ГОНZО. Во вторую версию собрания включили неопубликованный ранее сценарий «Тихони» (короткометражная лента 1987 г, режиссер Юсуф Азимов), добавили иллюстрированных вкладок. А вот сценарий знаменитого «Гонгофера» (1992, режиссер Бахыт Килибаев) издатели так и не нашли.

Синемофилам собрание нужно заказывать уже сейчас — пока не разобрали 1500 тираж — так в Москве все привезенные издательством экземпляры смели еще до начала официальной презентации.

Что же цепляет в кинопрозе Луцыка — Саморядова? А берет она за живое, выражая наше исконное, изначальное, первородное, так, что вырисовываются архетипы русских богатырей. Лихие, они куражатся по дикому полю — от Москвы до Чукотки, но чаще скитаются в пространстве поволжских степей. Пьют, дерутся, крушат, любят, тоскуют, воюют, совершают геройские поступки, погибают или побеждают. И такая широкая тоска разливается в этих богатырях, что тянутся они к войне, смерти:

 — Война бы скорей началась, что ли! — вдруг сказал он.

— С кем? — удивился Митя.

— Да все равно с кем, все веселее жить! Прощай, что ли!

(Дикое поле)

«Гляжу вокруг: хоть бы сгорело все поскорей и подохли б все, чтоб ни одного подонка живым не осталось, и так мне становится радостно и светло, словно в праздник пречистый!»

Рассуждают богатыри немного. Они постоянно в действии, драматурги очень емко описывают их. Вот, например, из знаменитой «Окраины»:

«…он достал из кармана ободранную засаленную книжку и стал читать.

— Интересно? — спросил его Панька.

Ага, — Колька оторвал от книги треть и протянул его Паньке.

Тот, устроившись поудобней, тоже начал читать".

Ученость их персонажей неинтеллигентная. Сами они, как правило, прямолинейны, грубы, резки. От сохи и станка, что называется. Да и кулаки пускают в дело, не задумываюсь.

Их герои — немосквичи, представители окраины, пытаются приспособиться к новым жизненным реалиям. В «Дюба-дюба» герой начинает разбойничать, чтобы спасти девушку. В «Ветре» убивает во спасение жены. В «Окраине», «Добрых людях» богатыри также не щадят врагов, не проявляя ни малейшей толерантности. Мораль их могуча и покажется варварской гуманизированному чужеземцу, да и теперешнему бескостному российскому обывателю. Эпоха, в которую они творили (всего то пять лет — 1989−1994) — страшный мир до начала творения — так рассуждал Александр Хван, режиссер «Дюбы-Дюбы», в беседе со сценаристами.

Многое не поддается многое логике в этих текстах, как и в мистических, страшных сказках Алексея Саморядова. Персонажи, возвращающиеся к жизни буквально с того света («Ветер»), жители подземелий («Мутант»), самозваные сибирские наместники почти в XXI веке («Северная Одиссея»). Разнузданные, лихие, гулящие. Они за Россию «от моря до моря, тысячу лет», идущие со смертью в обнимку.

Про таких персонажей перестали писать в нулевые и десятые. Да и хаос первородный пропал, все стало как-то стерильнее и безопаснее. Наверное, в этом смысле закономерен безвременный уход из жизни сначала Алексея Саморядова (1994), за ним и Петра Луцыка (2000). Ушли ли из жизни за своими героичными, ненужными в потребительскую эпоху архетипами. И вот в 2016-м вышли их сочинения. Может это к новому выходу русских богатырей на жизненную арену?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ