18+
вторник, 21 февраля
Культура

Это не штамповка!

Михаил Сиворин о своем участии в необычном театральном проекте в нижегородском Арсенале

  
367
Художник Леонид Тишков
Художник Леонид Тишков (Фото: Александра Мудрац/ТАСС)

На пространстве экспозиции выставки «Взгляни на дом свой» художника Леонида Тишкова (его работы есть и в Третьяковке и в американском Museum of Modern Art), которая открылась не так давно в нижегородском Арсенале, будет демонстрироваться две театрализованных постановки — «Вязаник» и «Мальчик и луна» (для взрослых и детей) режиссера Льва Харламова. Рассказать о своем участии в этих необычных с точки зрения содержания и места проведения спектаклей мы попросили специально приглашенного в проект «иногороднего» актера Михаила Сиворина.

Нижегородский зритель знаком с Михаилом. Яркий драматический актер, он играл в наших пенатах спектакли «Допрос» и «Ты чо такой похнюпый?», поставленные рязанским режиссером Владимиром Делем по прозе Захара Прилепина.

«СП»: — Михаил, как ты оказался в Нижнем Новгороде?

Михаил Сиворин — Я из Рязанской области, из города Скопин. Учился в Саратове, жил в Москве, сейчас — в Санкт-Петербурге. Параллельно в Скопине продолжаю работать с режиссером Владимиром Делем.

С Захаром Прилепиным мы познакомились благодаря спектаклю «Допрос». Мы же земляки — у него корни из Скопина. Его родители там жили долго, потом уже перебрались сюда. Владимир Дель познакомился с мамой Захара, потом с ним самим. И говорит: «Дай какой-нибудь рассказик с детьми поставить». (Дель занимается в основном с детьми — я с десяти лет у него занимался.) Захар говорит: «Я тебе пришлю из еще не напечатанного». И прислал рассказ «Допрос».

— Я видел этот спектакль…

— Тогда еще не был опубликован сборник «Восьмёрка». Мы этот спектакль поставили, очень хорошо показали его. Были и на Сахалине, и во Владивостоке, и по Поволжью проехали, и по Черноземью. На Украине в Киеве показывали в 2013 году. Турне состоялось замечательное, рецензий много было. «Похнюпый» по «Колёсам» у нас уже год — с позапрошлого лета. Мы его тоже возили по Черноземью, привозили в Нижний уже пару раз, сейчас планируется тур по Поволжью. Этот спектакль стал лауреатом международного фестиваля «Рождественский парад» в 2015 году, а в этом году вошел в лонг-лист «Золотой маски» — спектакль как «событие года». Это список спектаклей, которые не вошли в номинацию, но достойны там быть.

— То есть, ты актер не привязанный к какому-то месту. Тебя не тянет к какой-то определенной сцене — ты готов играть в разных проектах, в разных городах. Ведь есть много актеров, которые раз-два в год делают антрепризу, а потом возвращаются на родные подмостки «продолжать актерскую карьеру» — и работают годами сложившийся репертуар.

— Хороший актер, актер-профессионал прекрасно понимает, что без живой работы на сцене все сразу «замыливается», ты начинаешь работать на каких-то технических штампах, а это стагнация. Только реальная работа на площадке, не важно в каком формате — выставка ли это, классическая театральная сцена или мюзикл — дает возможность развиваться. И это самое важное. Иначе ты от постановки к постановке будешь играть одно и то же. Но все сыграть на штампах невозможно. Нельзя сделать один спектакль и гонять его в других ролях оставшуюся жизнь.

— А как с финансовой точки зрения? Многие актеры привязаны к театру, потому что у них есть там ставка и возможность хоть как-то существовать. Плюс всякие сериальные проекты. Известны также те, кто ходит сниматься в сериалы как на работу — пусть роль небольшая, но зарплата стабильная и дает возможность постоянного дополнительного, а иногда и основного заработка.

— Ну, мы все так ходим. Конечно, во всех этих сериалах питерских я побывал. Но ничего постыдного в этом не вижу — надо иметь возможность зарабатывать, а далеко не каждый театр дает такую возможность. А кино — оно и есть кино. Есть авторское кино, куда ты идешь, заранее понимая, что не за деньги там работаешь. А есть проекты, в которые ты идешь заработать денег, но это не значит, что ты относишься к ним как к халяве. Нет, если ты пришел, ты берешь ответственность за то, что в итоге сделаешь. Такая работа требует профессионализма.

— А что самое трудное: общаться с режиссером или входить в образ, который недопонимаешь? Как поступаешь, если у тебя одно понимание образа, а у режиссера другое?

— Здесь надо найти золотую середину. В первую очередь надо выполнять задачу режиссера, но эта задача должна быть понятна тебе самому. На голубом глазу ничего не сделаешь. Можно попытаться сделать образ чисто технически, не понимая разумом. Но это неправильно. Начинается самоедство, внутренняя борьба: зачем я это делаю, если не понимаю? Актер должен для себя определить, зачем он выходит на сцену, что хочет донести до зрителя. Конечно, для этого есть репетиции, которые позволяют тебе переварить весь текст, впитать его смысл.

— А тебе самому что больше всего нравиться: какие жанры, авторы, может быть, режиссеры?

— Ну я разноплановый, наверное… Авторы? Да мне многие нравятся. А потом, с хорошим режиссером все получится. Плохо у такого не сыграешь. Он найдет в тебе «изюминку» и ты заявишь о себе со сцены.

— Для тебя есть различие: вот это высокое искусство, а это пусть добротный, но ремесленный труд?

— Да, у меня это разделение есть. Год назад я снялся в главной роли у Алексея Рыбина — это один из основателей группы «Кино», соратник Виктора Цоя. Нас познакомил Захар Прилепин и там просто потрясающий был сценарий, который сам Лёша написал. Вот это называется авторский проект. В такой проект я иду не из финансовых побуждений. Если меня позовет кто-то из талантливых режиссеров, таких как Лёша, я не буду особо интересоваться условиями. А в сериалы, да — туда я иду зарабатывать деньги. Кто-то для этого снимается в рекламе, а я не хочу обманывать людей. Даже с учетом моего не вот уж благополучного финансового положения.

Было время, я снимался в короткометражках у студентов. Это очень интересно на самом деле. Они же такие бойкие, эти студенты, они горят своим делом. Там ни для кого нет никаких ограничений — делай что хочешь. Но ты, конечно, понимаешь, что там тебе никто ничего не заплатит. Ты просто тратишь свое время, но получаешь от этого большое удовольствие.

Фото: предоставлено автором

А потом, ты же развиваешься как актер. Даже попав в плохой сериал, ты начинаешь учиться и понимать, как надо делать, а как не надо, как должен происходить съемочный процесс, а как не должен. Все это ты как губка впитываешь, все кладешь в свою копилку.

— Как тебе сторонним взглядом «культурная обстановка» в Нижнем? Часто и много говорят, что у нас провинция, все, кто порезвей, уже в Москве и «мутят» там «нормальные» проекты за «нормальные» деньги. А у нас здесь все как будто недоделано. И люди здесь остаются все какие-то «недо» — то денег не хватило довести тот или иной проект до ума, то сил, то таланта. Есть у тебя такое ощущение?

— У меня нет этого ощущения. Я напомню вам, что Владимир Дель живет и работает в маленьком городке Скопин, где населения всего 40−45 тысяч человек. У него была возможность уехать в Москву, в Санкт-Петербург, в Рязань — он востребованный режиссер, в театральных кругах известен, но он не уезжает, он в Скопине нашел свою нишу.

Мне, конечно, можно задать вопрос, почему я сам не остался в Скопине. Да потому что были амбиции, а потом по истечении лет и с опытом амбиции проходят, остается уважение к профессии. И ты понимаешь, что просто хочешь и должен быть в этой теме.

С другой стороны, надо деньги зарабатывать. У меня сын растет. Соответственно, я иду работать в театр. Не актером, так реквизитором. Меня зовут в сериалы — я иду деньги зарабатывать. Не во все, конечно же. Сейчас есть сериалы, в которых я не смогу заставить себя сниматься.

В Нижнем Новгороде я с 3 декабря репетирую. У меня не много возможностей куда-то попасть: пока не успел сходить в ваш драмтеатр и кукольный, но уже был на студенческом спектакле, на читке пьесы. Я вижу, что культурная жизнь у вас дай Бог каждому городу!

— Чем ты занимаешься в Нижнем Новгороде?

— Сейчас мы работаем с Львом Харламовым над новым проектом, на который он меня пригласил. С Лёвой мы познакомились в Челябинске (он сам из этого города), когда привозили туда «Допрос». Оттуда пошла наша дружба, потом здесь встречались. Потом появился вот этот проект в стенах Арсенала в рамках выставки Леонида Тишкова. Лев предложил мне поучаствовать, я, конечно, сразу же согласился. Хотя для меня этот проект абсолютно новый, я никогда не сталкивался с форматом, где такое смешение жанров, действий — все же происходит на фоне выставки, с передвижением из зала в зал. Это все интересно, сейчас мы с удовольствием репетируем, надеемся, что получится то, что хочет Лев.

— А как работается с художником Тишковым? Вот ты, актер, получивший классическое образование, игравший драматические вещи в основном, вдруг вышел на другую сценическую площадку. Здесь есть художник, который наверняка может доминировать, потому что вы, артисты, зашли на его территорию и используете его образы, художественные смыслы, которые он родил. А с другой стороны, как ты говоришь, это иные непривычные, неожиданные перемещения и локации. Как ты чувствуешь себя в этой новой среде?

— Каждый раз, когда берешься за что-то новое (даже в классическом театре, когда берешь новый материал) возникают какие-то трудности или недопонимание. Но здесь Лев так хорошо объясняет, доносит до нас, что он хочет, чего добивается, что остается только это сделать. Но и нет какой-то тирании: я сказал так и только так. В этом плане Лев профессиональный режиссер, который знает, как объяснить. А Леонид Тишков — не препятствует, что самое прекрасное! Потому что иногда художник как автор имеет свою концепцию, считает ее такой и никакой больше не хочет видеть. А тут он дает свободу режиссеру, он доверился Льву до конца.

— Чем этот проект для тебя так интересен?

— Он разноплановый. Мне Лев Харламов позвонил и сказал, что есть проект, но нестандартный, в формате выставки. Там танцы, поют, живая музыка, кукольный театр и интерактив со зрителями. Представляешь, как интересно все это объединить? Я принял решение в течение дня: утром мы созвонились, а вечером я уже освободился от работы, попросился сдвинуть съемочный процесс до десятых чисел января. Ну, это же интересно! Я никогда, например, не работал с куклой. Я не пою, и в этом проекте не буду петь — к радости зрителей. Танцевать боюсь, но мне хочется и это тоже интригует. Я еще спросил у режиссера, уверен ли он, что у меня получится. Он сказал, что да. Я и приехал.

3 декабря мы начали репетиции. Еще не было выставочной экспозиции, было ничего не понятно, все только по картинкам. Опять начинается внутренняя борьба. Я считаю себя драматическим артистом, а здесь все абсолютно другое — формат восприятия, осмысления, подача другая. Но в процессе репетиций воодушевляешься, подхватываешь: «А у меня неплохо получается!». И коллектив подобрался отличный: Ярослав — профессиональный танцор, Катя Беляева — певица, Катя Хейфец (Суродейкина) работает с куклой. При этом мы друг у друга учимся, у Ярослава я учусь движению, у Кати — работе с куклой. Получается, что пришел в проект — и я не на работе, а просто получаю удовольствие от всего происходящего!

— А о чем спектакль, кроме памяти?

— Этот сюжет о закольцованности нашей жизни. Одна жизнь начинается, другая жизнь заканчивается, и вот мы эту ниточку тянем — «махорик», как Леонид Тишков называет. Махорик сматываем — клубок памяти получается. Мы с этой памятью живем, эта память нам помогает дальше жить. Рождение — жизнь — смерть.

— Как ты думаешь, зрителей зацепит? Вы их не шокируете, не испугаете?

— Да нет, не испугаем. У Леонида Тишкова главная линия — это память. Пока у нас есть память, пока мы уважаем свое прошлое, ценим его и храним, нам есть, для чего жить. Вот в выставке Леонида Тишкова все это есть. Плюс фантазия художника, какое-то детство в голове, ясный взгляд — все это интригует. И все получится, я думаю. Композитор Венедикт Пеунов написал прекрасную музыку. В нашей постановке на духовых играет Александр Самарин. Живая музыка, живые голоса, живые лица — как это может не понравиться? Мне кажется, зритель будет доволен.

Справка

Михаил Сиворин, актер театра и кино.

Родился в 1977 году в городе Скопин Рязанской области. Окончил театральный факультет Саратовской Государственной консерватории (курс Александра Галко). Работал актером в Саратовском ТЮЗе им. Киселева, в Скопинском театре «Предел» под руководством Владимира Деля, в настоящее время работает в Санкт-Петербурге, в Театре имени Ленсовета. Снимается в кино.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ