18+
вторник, 28 февраля
Культура

«Казалось, что у людей и чиновников культура разная…»

Культуртрегер Павел Милославский специально для «СП — Поволжье»

  
1365
«Казалось, что у людей и чиновников культура разная…»
Фото: «СП — Поволжье»

Раньше их называли импресарио, потом они стали промоутерами. Теперь те, у кого про бизнес — эвент-менеджеры, а все, у кого что-то про культуру — культуртрегеры. Культуртрегер, простите за занудство, переводится как «носитель культуры», при этом ее распространитель и пособник развития на отдельно взятой территории.

Беспечно-гнетущий конец восьмидесятых, лихие девяностые и безразлично-людоедские нулевые разучили многих из нас верить в бескорыстие любых, а особенно публичных проявлений человеческой активности. И вдруг — бац! — и японские барабаны громыхают по-над Волгой и Окой. Бац! — и академическая музыка всю ночь на нижегородской Покровке. Бах! — и Бах в метро!

А еще — кино, много финского, немецкого, голландского, польского, венгерского, иранского — но все только лучшее! Кино умное, смешное, документальное и мультипликационное, политическое и авторское, классическое и авангардное.

Отвечать на за все это приходится сегодня Павлу Юрьевичу Милославскому одному из весьма заметных деятелей нижегородского просвещенного сообщества, а по совместительству автору и ответственному исполнителю многих культурных событий, заметно встряхнувших мирное течение культурной жизни нашего провинциального городка.

«СП" — Поволжье: - Павел Юрьевич, вот у тебя глаза как у мальчишки — задорные, любопытные смешливые и пронзительные. Откуда столько активности? Как говорила моя бабка: «жисть-та кидат», неужто больно не бывает? Это не только про деньги — про все, про внимание, уважение, резонанс.

Павел Милославский: — У меня достаточно высокий болевой порог. Это касается и физических, и моральных переживаний. Когда проживешь столько лет да еще в такой веселой стране! Значительная часть ударов судьбы просто остаётся незамеченной. Если ничего интересного не предпринимать, не бодрить себя хорошим делом, можно сразу на погост идти и прикапываться.

— Я помню тебя с начала 90-х точно. И тогда уже мы, пацаны совсем еще, знали, что ты там с Цоем, с Башлачевым пересекался, может с Майком — с теми, с кем нам уже никогда. Как и когда ты начал всю эту свою деятельность? Что тебя сподвигло на это?

 — Вторая половина 80-х повернула жизнь очень многих: кто-то уехал из страны, кто-то сменил профиль деятельности. Это было время, дававшее много вариантов развития. Просто в это время я любил смотреть кино, и мне показалось, что организацию клубных кинопоказов можно подправить: репертуар обогатить, формат сменить и т. д. Ну, и начал менять. Так до сих пор и «реформирую».

А что касается талантливых людей, которых мне довелось встретить в жизни, то их было действительно много. Из тех, кого ты перечислил, плотно общался только с Майком. С Башлачёвым, как все нижегородцы, на квартирниках в дни его приезда, с Цоем — только мельком, мы ближе были с Марьяной и Рикошетом.

Было много других: Софи Лорен, Малколм Макдауэл, Лилиана Кавани, Пётр Мамонов — всех не перечислишь. Но могу определённо сказать, что подлинным везением считаю знакомство и возможность общаться с Наумом Ихильевичем Клейманом, Кшиштофом Занусси и Юрием Борисовичем Норштейном. Это удивительные люди!

— Твои мероприятия — практически всегда проекты «сложнокоммерческие», очень интересные, но очень трудно продаваемые. Как ты выкручиваешься? И главное — зачем тебе всё это? Проще привезти тренд и топ, «срубить капусты» и всё! С твоими-то связями! Да никто и не осудит…

 — Я про деньги ничего не понимаю, поэтому даже если я привезу попсу, всё равно прогорю. Так что приходится обходиться высокохудожественными проектами. И потом, это все в первую голову действительно не ради денег, это интересно. Мне интересно, если хотите. Многие проекты, которые мы организуем, не имеют аналогов в России, а иногда и в мире (редко, но бывает). Это же прекрасно: послушать живую классическую музыку ночью на Покровке в исполнении лучших мировых коллективов или запросто пообщаться с великим и умнейшим Кшиштофом Занусси или дать вечерком хорошего джазу! Жизнь сразу другими красками заиграет!

— Почему у тебя так все непросто складывается с официальными представителями культуры, я имею в виду городских, областных и государственных культурных администраторов? Ты несешь культуру в массы и они тоже должны где-то параллельным курсом идти? Наверняка есть всякие областные, городские, государственные программы поддержки культуры и прочее. Твои мероприятия знаковые, резонансные. А если вместе двигать это всё? Или нет? Или у тебя всегда другое кино?

 — Ну, раньше было совсем невесело в этом смысле. Порой складывалось впечатление, что у людей и чиновников какие-то разные культуры, между собой никогда не пересекающиеся. Но сейчас я такого сказать не могу. Областной Минкульт при нынешнем руководстве очень даже активно включается в мои мероприятия. Правда, при этом они уже не совсем мои, а совместные. Да я и не против. А про госпрограммы в области культуры я не очень осведомлён. Про российские госпрограммы. Про другие — да, немного знаю.

— Как, по-твоему, у нас дела с культурой в Нижнем Новгороде, если сравнивать со страной в целом: плохо, посредственно, хорошо? Как уровень публики? Уровень заинтересованности в событиях ярких, но не мейнстримовых, так сказать?

 — Хорошо, и, по-моему, становится всё лучше. Тут ведь ничего придумывать не надо, надо только немножко помогать. У нас в стране такой мощный запас, такой культурный слой, столько людей, к культуре неравнодушных или этой самой культурой самозабвенно и бескорыстно занимающихся, что надо только дать возможность — нас тут всех тогда культурной волной накроет. Ты посмотри, сколько у нас музыкантов, писателей, поэтов! Многие весьма высоко уровня! Если каждому дать, как говорил Энди Уорхолл, положенные ему 15 минут славы — мы на много лет себе культурную программу обеспечим! Ну, а кроме шуток, видно же, как интерес к культуре стремительно растет. Появился и заработал Арсенал в кремле — так сказать, задал тон и планку, за ним потянулись другие институции частные и государственные. Любить искусство, разбираться в нем — становится модным или «трендовым», как сейчас говорят. И это хорошо!

— Очень важный для меня вопрос — почему так много кино? Откуда это и для чего?

 — Разве много? За сто с лишним лет столько в мире всякого кино наснимали, что в жизни не пересмотреть. А хочется. И потом, в кино билет стоит 100 рублей, а на концерт уже 400 и больше. Я говорю про другое кино, не про мейнстрим, рассчитанный на кассовые сборы в первые недели после выхода на экран. Я говорю про кино, которое хочется и надо смотреть и через десять, и через двадцать, и через сто лет. Великое искусство — квинтэссенция очень многих культурных, философских, каких-то общечеловеческих представлений и размышлений о жизни, погружение в созданный специально для тебя мир острых, мудрых, иногда грустных, иногда страшных, иногда веселых до слез переживаний. И все это за разумные и, в общем-то, небольшие деньги.

— Чем дальше, как думаешь, удивляться в новом году? Чего ждать от Павла Милославского urbi et orbi — городу и миру?

 — Ну, глобально — это 4-й фестиваль «ОПУС 52», который запланирован на 24 июня. Опять десяток ансамблей со всего мира и России. Надеемся, что опять количество зрителей на Театральной площади будет исчисляться тысячами.

Несколько международных джазовых коллективов приедут в зимне-весенний период 2017 года.

Планируем международные фотовыставки, Дни культуры европейских стран, в рамках которых будет представлен широкий спектр культурных проектов.

Продолжим проект Драма-talk в «Безухове».

В конце года надеемся поразить нижегородцев уникальной театрально-музыкальной постановкой с привлечением лучших композиторов Европы и российских музыкантов.

В области кино — современное шведское и немецкое кино, возможно, с приездом кого-то из кинематографистов. Наверняка польский кинематограф будет представлен.

Да много всего в голове. А часть из будущих проектов даже не придумана пока.

Досье

По специальности Павел Милославский радиофизик и электроник. Закончил Радиофизический факультет Горьковского государственного Университета им. Н.И.Лобачевского.

В восьмидесятые годы работал инженером в Институте прикладной физики АН СССР. Затем — заведующим лабораторией кафедры теории колебаний радиофизического факультета Горьковского университета.

Председатель киноклуба «Время» с 1987 года, организатор традиционных кинофестивалей финского, немецкого, шведского, польского кино, фильмов Канады, Нидерландов и др. европейских стран.

С 2004 по 2006 годы финансовый директор ежегодного международного фестиваля «Джаз России».

Директор Года культуры Германии в Нижнем Новгороде 2004 и 2006 гг.

Организатор Дней культуры Литвы в Нижнем Новгороде 2004, 2006 и 2008 г., Дней культуры Швеции в 2006, 2008, 2011 годах.

Организатор российско-германского конкурса композиторов «Музыка теней», международного open-air фестиваля современной академической музыки «Опус 52» в 2011, 2013 и 2015 годах, международных фестивалей «Scratch-кантаты» в 2012 и «Contemporary Folk» в 2014 годах, других крупных культурных проектов. В 2013 году в рамках Года Германии в России был в числе организаторов Российско-германского уличного фестиваля.

Организатор большого количества концертов зарубежных музыкальных и театральных коллективов (из Японии, Германии, Чехии, Литвы и др.).

В должности директора ГП НО «Облкиновидеообъединение» большое внимание уделял созданию на базе киноцентра «Рекорд» универсального культурного центра, в котором можно было соединить различные сферы культуры и журналистики.

В настоящее время в качестве директора АНО «Нижегородский центр немецкой и европейской культуры» ежемесячно реализует несколько проектов в различных областях культуры на нескольких площадках Нижнего Новгорода.

Лауреат премии ««ТОП-50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» в номинации «Искусство» журнала «Собака.Ру» 2013 года.

В 2013 году деятельность Павла Милославского была признана культурным сообществом Нижнего Новгорода «прорывом года».

Член союза кинематографистов с 1992 года.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ