18+
суббота, 29 апреля
Культура

«Кредит» вывел в победители

Победитель «Кинотавра» — о пути к признанию

  
302
«Кредит» вывел в победители
Фото: кадр из фильма

Короткометражка, ужасы, комедия — таков спектр жанров работ режиссера и сценариста Вадима Валиуллина. Нынешним жарким летом его «Кредит» победил в конкурсе короткого метра на фестивале «Кинотавр», завоевав Гран-при. На этом победы не закончились — на прошедшем в конце августа российском фестивале короткометражного кино «Короче» фильм «Кредит» снова занял первое место — теперь уже за лучший сценарий.

В день награждения в Калининграде шел проливной дождь — под ним и чествовали победителей.

— Как в красивом кино, — пошутил президент фестиваля Сергей Сельянов. Из 1500 представленных на конкурс работ судейская комиссия в составе Ренаты Литвиновой, Данилы Козловского, режиссера Джаника Файзиева (который заменил заявленного ранее Валерия Тодоровского), продюсера Игоря Толстунова и главного редактора портала «Кинопоиск» Михаила Клочкова отобрала 39, которые и состязались между собой в эти дни (короткий метр подразумевает, что длительность картины не должна превышать 15 минут).

На фестиваль также приехали Виктор Сухоруков, Светлана Светличная, Андрей Мерзликин, Евгений Гришковец, Катерина Шпица. И все звездные гости сошлись в одном: сценарий фильма нашего режиссера — лучший. О том, как создавался фильм и где лучше творить — в родном городе или в Москве, мы беседуем с создателем картины Вадимом Валиуллиным.

«СП»: — Вадим, примите поздравления: двойной успех — это уже закономерность. А между тем бюджет вашей картины составил всего…

— Восемь тысяч рублей. Причем мы скинулись — я, оператор Артем Айсин, второй оператор Тимур Султанбеков и актриса, исполнительница главной роли Полина Смыковская. Мы вообще минимизировали расходы: мужа главной героини сыграл оператор, я озвучил консультанта авиакомпании. Чтобы не тратиться на музыку к фильму, я тоже написал ее сам. Кое-что по сюжету нам подсказал Михаил Кукушкин (режиссер, сценарист, продюсер).

В основе сюжета — история с ипотекой: на главной героине «висит» долгосрочный кредит под высокий процент. На приеме у врача она узнает, что смертельно больна — жить осталось всего месяц. В банке на это заявляют, что в случае смерти для погашения кредита суммы страховки не хватит — и ситуация провоцирует девушку бороться за жизнь.

Сценарий, получивший главный приз, я написал за четыре часа: начал в семь утра, к 11 уже закончил — впоследствии в него вносились лишь незначительные правки. Съемки фильма длились четыре дня. Правда, при этом спали мало — работали по 18−20 часов в сутки, реквизит готовили сами. Сами выступили и продюсерами.

«СП»: — Получается, вы такой универсал — умеете практически все…

— По крайней мере, многое — я окончил музыкальную и художественную школы, затем худграф педуниверситета. Владею компьютерной графикой, знаю 3d-моделирование, дизайн, постпродакшн (этап производства, следующий за съемкой) — все то, что должен знать нормальный режиссер.

«СП»: — Такие короткие сроки — это школа Булата Юсупова? В интервью нашему изданию он говорил о том, что снимать нужно много, быстро и недорого — как китайцы.

— Да, я учился в Киношколе Булата Юсупова — в 2011 году (помимо режиссуры прошел там позднее и курс актерского мастерства). К 2012 году мы основали собственный From Outer Space Production, снимали рекламу и клипы, создали около пяти короткометражек и один полный метр — картину «Мертвым повезло». Кстати, наша предыдущая короткометражка «Террорист» заняла множество призов на самых разных фестивалях. И тут, скорее, дело в опыте. К тому же четыре съемочных дня на такой фильм, как «Кредит» — не так уж и мало. И у меня политика — делать все максимально качественно, насколько это возможно. Тут мы с китайцами не сходимся.

«СП»: — После такого громкого успеха о вас заговорили все местные издания, разом подчеркивая, что это достижение уфимского режиссера. А между тем вы теперь живете и творите в Москве, что, согласитесь, для творческого человека является уже другим измерением. И вот мне интересно — вы сами согласны с этими определениями в свой адрес: «уфимский режиссер», «башкирский режиссер»?

— Скажу как есть. Меня теперь в Уфе позиционируют как местного режиссера по одной простой причине: потому, что это выгодно теперь, после нашей победы — так как все «грантовые» фильмы ушли в небытие, а наш фильм, напротив, получил много призов. В Уфе нам ни разу ничего не дали. Поверьте, когда мы снимали на родине и пять лет бились головой об стенку — мы были там никому не нужны. И хотя Уфа дала много опыта, но сегодняшние достижения — это заслуга нашей команды.

Ради справедливости отмечу, что на съемки «Кредита» нам дали сертификат на аренду оборудования киностудии «Башкортостан» на 20 тысяч рублей — мы выиграли башкирский питчинг дебютантов, и это наше единственное признание в Уфе.

Сейчас я работаю в Москве, и здесь гораздо проще найти общий язык с серьезными продюсерами, чем в Уфе вообще хоть с кем-нибудь, кто имеет доступ к ресурсам. Когда мы искали средства для съемок картины «Мертвым повезло», в родном городе нам все отказывали. Но нам повезло — уже тогда к нам подключился московский продюсер Михаил Кукушкин и помог. Так что делайте выводы.

«СП»: — А вы могли предположить, что ваш фильм станет лучшим? Или изначально были уверены в этом?

— Я думал о том, как сделать хороший фильм, и идею со структурой вынашивал достаточно долго. К тому же мы давно были знакомы с Полиной и думали о совместном проекте. И теперь уже можно говорить о том, что всё получилось.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ