18+
пятница, 17 августа
Культура

«Кредит» вывел в победители

Победитель «Кинотавра» — о пути к признанию

  
318
«Кредит» вывел в победители
Фото: кадр из фильма

Короткометражка, ужасы, комедия — таков спектр жанров работ режиссера и сценариста Вадима Валиуллина. Нынешним жарким летом его «Кредит» победил в конкурсе короткого метра на фестивале «Кинотавр», завоевав Гран-при. На этом победы не закончились — на прошедшем в конце августа российском фестивале короткометражного кино «Короче» фильм «Кредит» снова занял первое место — теперь уже за лучший сценарий.

В день награждения в Калининграде шел проливной дождь — под ним и чествовали победителей.

— Как в красивом кино, — пошутил президент фестиваля Сергей Сельянов. Из 1500 представленных на конкурс работ судейская комиссия в составе Ренаты Литвиновой, Данилы Козловского, режиссера Джаника Файзиева (который заменил заявленного ранее Валерия Тодоровского), продюсера Игоря Толстунова и главного редактора портала «Кинопоиск» Михаила Клочкова отобрала 39, которые и состязались между собой в эти дни (короткий метр подразумевает, что длительность картины не должна превышать 15 минут).

На фестиваль также приехали Виктор Сухоруков, Светлана Светличная, Андрей Мерзликин, Евгений Гришковец, Катерина Шпица. И все звездные гости сошлись в одном: сценарий фильма нашего режиссера — лучший. О том, как создавался фильм и где лучше творить — в родном городе или в Москве, мы беседуем с создателем картины Вадимом Валиуллиным.

«СП»: — Вадим, примите поздравления: двойной успех — это уже закономерность. А между тем бюджет вашей картины составил всего…

— Восемь тысяч рублей. Причем мы скинулись — я, оператор Артем Айсин, второй оператор Тимур Султанбеков и актриса, исполнительница главной роли Полина Смыковская. Мы вообще минимизировали расходы: мужа главной героини сыграл оператор, я озвучил консультанта авиакомпании. Чтобы не тратиться на музыку к фильму, я тоже написал ее сам. Кое-что по сюжету нам подсказал Михаил Кукушкин (режиссер, сценарист, продюсер).

В основе сюжета — история с ипотекой: на главной героине «висит» долгосрочный кредит под высокий процент. На приеме у врача она узнает, что смертельно больна — жить осталось всего месяц. В банке на это заявляют, что в случае смерти для погашения кредита суммы страховки не хватит — и ситуация провоцирует девушку бороться за жизнь.

Сценарий, получивший главный приз, я написал за четыре часа: начал в семь утра, к 11 уже закончил — впоследствии в него вносились лишь незначительные правки. Съемки фильма длились четыре дня. Правда, при этом спали мало — работали по 18−20 часов в сутки, реквизит готовили сами. Сами выступили и продюсерами.

«СП»: — Получается, вы такой универсал — умеете практически все…

— По крайней мере, многое — я окончил музыкальную и художественную школы, затем худграф педуниверситета. Владею компьютерной графикой, знаю 3d-моделирование, дизайн, постпродакшн (этап производства, следующий за съемкой) — все то, что должен знать нормальный режиссер.

«СП»: — Такие короткие сроки — это школа Булата Юсупова? В интервью нашему изданию он говорил о том, что снимать нужно много, быстро и недорого — как китайцы.

— Да, я учился в Киношколе Булата Юсупова — в 2011 году (помимо режиссуры прошел там позднее и курс актерского мастерства). К 2012 году мы основали собственный From Outer Space Production, снимали рекламу и клипы, создали около пяти короткометражек и один полный метр — картину «Мертвым повезло». Кстати, наша предыдущая короткометражка «Террорист» заняла множество призов на самых разных фестивалях. И тут, скорее, дело в опыте. К тому же четыре съемочных дня на такой фильм, как «Кредит» — не так уж и мало. И у меня политика — делать все максимально качественно, насколько это возможно. Тут мы с китайцами не сходимся.

«СП»: — После такого громкого успеха о вас заговорили все местные издания, разом подчеркивая, что это достижение уфимского режиссера. А между тем вы теперь живете и творите в Москве, что, согласитесь, для творческого человека является уже другим измерением. И вот мне интересно — вы сами согласны с этими определениями в свой адрес: «уфимский режиссер», «башкирский режиссер»?

— Скажу как есть. Меня теперь в Уфе позиционируют как местного режиссера по одной простой причине: потому, что это выгодно теперь, после нашей победы — так как все «грантовые» фильмы ушли в небытие, а наш фильм, напротив, получил много призов. В Уфе нам ни разу ничего не дали. Поверьте, когда мы снимали на родине и пять лет бились головой об стенку — мы были там никому не нужны. И хотя Уфа дала много опыта, но сегодняшние достижения — это заслуга нашей команды.

Ради справедливости отмечу, что на съемки «Кредита» нам дали сертификат на аренду оборудования киностудии «Башкортостан» на 20 тысяч рублей — мы выиграли башкирский питчинг дебютантов, и это наше единственное признание в Уфе.

Сейчас я работаю в Москве, и здесь гораздо проще найти общий язык с серьезными продюсерами, чем в Уфе вообще хоть с кем-нибудь, кто имеет доступ к ресурсам. Когда мы искали средства для съемок картины «Мертвым повезло», в родном городе нам все отказывали. Но нам повезло — уже тогда к нам подключился московский продюсер Михаил Кукушкин и помог. Так что делайте выводы.

«СП»: — А вы могли предположить, что ваш фильм станет лучшим? Или изначально были уверены в этом?

— Я думал о том, как сделать хороший фильм, и идею со структурой вынашивал достаточно долго. К тому же мы давно были знакомы с Полиной и думали о совместном проекте. И теперь уже можно говорить о том, что всё получилось.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ