18+
среда, 18 января
Культура

Год кино и чёртова дюжина

В сентябре пройдёт очередной международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания»

  
292
Год кино и чёртова дюжина
Фото: Zuma/TASS

Накануне стала известна конкурсная программа XIII международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», который пройдёт в Саратове с 10 по 15 сентября. Как рассказала председатель фестиваля Татьяна Зорина, в основную программу входят 23 документальных фильма из 14 стран мира.

Вся полнота мира

«Если говорить в целом о фильмах, представленных на суд жюри, то мы имеем дело с кино XXI века, созданном в основном молодыми авторами из разных уголков мира. Однако, упор в этом году будет всё же делаться на российские фильмы, поскольку 2016-й — это год российского кино», — отметила Зорина.

Фильм, который откроет конкурсную программу, — это работа, присланная из Мексики «Мать черепах», снятая режиссёром Эдуардо Кироз. Мексиканские кинематографисты, как отмечает Зорина, принимают участие в «Саратовских страданиях» впервые.

По традиции, на конкурсной программе фестиваля будет несколько балканских фильмов — «Корни зла» сербского режиссёра Зелимира Гвардиола и «Следующая остановка: утопия» Апостолоса Каракасиса из Греции.

Финские документалисты прислали в Саратов фильм «Марку и я» (реж. Лаури Данска). 24-минутная зарисовка рассказывает о подростке и том, что с ним происходит, в условиях определённой зависимости. «Это очень мощная лента-назидание для родителей и не только», — отметили в оргкомитете «Саратовских страданий».

Не станет исключением в этом году и обращение СарСтрада к работам, отражающим текущую социально-политическую физиономию мира. В этой части зрители и участники кинофорума смогут увидеть ленты «Мой Алеппо» американской документалистки Мелиссы Лангер (как нетрудно догадаться из названия, картина посвящена современной ситуации в Сирии, охваченной огнём гражданской войны), а также фильм-путешествие российского режиссёра Константина Смирнова «Перемирие». Эта работа посвящена войне на востоке Украины. Автор картины отправился в Донбасс вместе с российскими добровольцами, и на линии огня сумел зафиксировать не только пылающую панораму эпохи, но и показать отношение своих героев к жизни в условиях сопутствующей войне смерти.

В предстоящем фестивале примут участие работы давних друзей «Саратовских страданий». Так россиянка Галина Красноборова, которая в прошлые годы принимала участие в жюри СарСтрада, покажет свой фильм «Старухи». Это душещипательная картина, о пожилых женщинах, которые, несмотря на преклонный возраст, с юмором и весельем рассказывают о прожитом, детях, болезнях, женихах и любимых песнях. «Фильм, построенный на предельно крупных планах, рисует портреты четырех песенниц из далекой коми-пермяцкой деревни», — рассказывают авторы ленты. В этот же условный блок можно отнести армяно-норвежскую картину «Раз-два-три», снятую частым гостем саратовского кинофорума Арманом Ерицяном. Как и фильм Красноборовой, это работа о пожилых людях, живущих в современной Армении. Это довольно грустная и в чём-то жёсткая история, но, как умеет делать Арман, не без доли тонкого юмора, положенного на сложную драматическую линию. Словом, в канонах великого закавказского кинематографа с налётом скандинавского инея.

Ещё одним довольно серьёзным произведением конкурсной программы обещает стать картина Ирины Васильевой «Брат твой Каин». Это кино, главный герой которого — молодой человек, отбывающий пожизненное наказание. Учитывая прошлогодний опыт, когда на открытии СарСтрада-2015 был показан вызвавший бурную дискуссию фильм Герца Франка и Марии Кравченко «На пороге страха» про еврейского правого радикала, отбывающего пожизненный срок за убийство премьера Ицхака Рабина, работа Васильевой также обещает преподнести немало интересного.

Фильмом открытия в этом году станет картина Дениса Шабаева «Чужая работа», которую автор будет представлять лично. Эта документальная работа получила приз за дебют на Кинотавре, и, учитывая этот момент, хочется думать, что автор учёл некоторые критические высказывания к своему предыдущему опусу — семейному роуд-муви «Вместе», который, кстати, в прошлом году участвовал в «Саратовских страданиях».

Все дороги ведут в Саратов

Кроме основных показов, СарСтрад-2016 представит традиционную программу «Наша кинофабрика», куда войдут работы саратовских авторов и фильмы о Саратовской земле. Упор этой программы будет сделан на 80-летие области, которое будет отмечаться в начале декабря. В этом блоке организаторы обещают показать около полутора десятка работ, как профессиональных режиссёров, так и начинающих. В частности, речь идёт о документальных лентах, созданных саратовскими школьниками. Из профессионального кино организаторы отмечают картину Сергея Кармеева, посвящённую 25-летнему юбилею независимого театра АТХ, работавшего в Саратове в 1990-е годы. «О таком уникальном культурном явлении для российской провинции, как АТХ, мы не могли не вспомнить и не поговорить об этом», — отмечают организаторы.

На фестивальных площадках также будут проходить встречи, мастер-классы и просто живое общение с известными киношниками. Одним из них станет творческий вечер режиссёра Алексея Велединского «Проездом из Кейптауна». Название выбрано не случайно: в настоящий момент создатель «Бригады», «Географа» и многих других известных работ, трудится над фильмом «В Кейптаунском порту». Как рассказывает Александр Алексеевич, отправной точкой для создания сценария к фильму стала любимая песня и реальный случай, произошедший с его отцом летом 1945 года на Дальнем Востоке, где в последние дни Второй мировой войны судьба свела героев картины — Моряка, Пахана и Салажонка. Закончилось всё плачевно, и каждый из трёх героев полагал, что остальные двое погибли, но спустя несколько десятилетий в разных точках Земли произойдут события, связанные с той роковой встречей лета 1945-го, а зритель узнает, как круто изменила она жизнь каждого героя и не только… Но, стоит ожидать, что встреча Велединского с участниками и гостями СарСтрада, будет посвящена далеко не только его новой работе.

Другим известным участником «Саратовских страданий» станет режиссёр и член правления гильдии неигрового кино Евгений Григорьев, который в 2014 году возглавлял жюри фестиваля. В этот раз Евгений проведёт творческую встречу под названием «Последний шанс всё поправить», где расскажет о «производственных моментах» в работе над документальными картинами. В частности — о съёмках фильма про бэкграунд и современное положение свердловского рока. Эту ленту Григорьев как раз сейчас дорабатывает и готовит к выходу на экраны.

Ещё одна творческая встреча в рамках «Саратовских страданий» состоится с куратором независимых германских фестивалей Ириной Карманнхаус. Она расскажет о нынешних трендах восточноевропейской документалистики и темах, которые волнуют западных кинематографистов. Встреча пройдёт в стенах Института филологии и журналистики СГУ, где также пройдёт мастер-класс выпускницы саратовского университета Анастасии Пальчиковой, которая в институте кинематографии училась на курсах профессора-драматурга Натальи Рязанцевой, первой жены поэта и драматурга Геннадия Шпаликова (вторично была замужем за режиссёром Ильёй Авербахом) и подругой актрисы и режиссёра Джеммы Фирсовой — супруги знаменитого оператора, уроженца Саратова, Владислава Микоши. Сегодня Пальчикова известна как сценарист нескольких игровых и документальных картин, актриса и режиссёр. Кроме того, Пальчикова — автор ряда серьёзных культурологических текстов, а также участница музыкальной группы «суХие». Основной темой встречи выпускницы СГУ и ВГИКа станет механика «закадровых» отношений между сценаристом и режиссёром, как они влияют на создание кинопродукции.

Об истории советского кинематографа, его восприятии и жизни на зарубежных экранах расскажет директор киностудии имени Горького, киновед и кинокритик Андрей Апостолов, который станет специальным участником «Саратовских страданий». Его встреча саратовским зрителями будет полезна не только в силу интереса к самой теме, но и некоторых малоизвестных фактов. Например, снимавшийся в середине 1960-х в Саратове фильм «Верность», стал не только одной из первых картин Петра Тодоровского и дебютом Булата Окуджавы как сценариста, но и получил премию «За лучшую работу начинающего режиссера» на XXVI международном кинофестивале в Венеции в 1965 году. Впрочем, больше не буду заниматься спойлингом.

Междисциплинарный охват

Председателем жюри, как сообщают в оргкомитете фестиваля, в этом году должен стать Юрий Быков — режиссёр и сценарист нашумевших фильмов «Жить», «Майор» и «Дурак». При том, что Юрий Анатольевич в основном известен, как остросоциальный киношник, которого некоторые причисляют к последователям Алексея Балабанова, он также не стесняется работать и в более мейнстримовых проектах. Например, участвовал в работе над одной из новелл комедии «Елки» 2014 года, а также сериалом «Метод» с Константином Хабенским в главной роли. Впрочем, на фоне основной массы российских сериалов, интеллектуальный «Метод», показываемый «Первым каналом» лишь в ночном эфире, — это всё равно как Пьер Паоло Пазолини после Тинто Брасса.

Кроме этого, вне конкурсной программы состоится вечер «Немое кино — живая музыка», на котором будет показана картина «Два друга, модель и подруга», снятая в 1927 году известным театральным драматургом, художественным руководителем московского театра Красной армии с 1935 по 1965 годы, а также уроженцем Саратова Алексеем Поповым. Как говорит Татьяна Зорина, показ планировали ещё на прошлых «Саратовских страданиях», но тогда не удалось заполучить копию картины в фильмофонде. Ещё два тематических блоков будут посвящены известным саратовским актёрам. Один приурочен к памяти народного артиста России и профессора Театрального института Саратовской консерватории Александра Галко, которого не стало в апреле этого года. Второй — предстоящему 50-летию знаменитого уроженца Саратова, актёра Евгения Миронова, где покажут фильмы с его участием — «Лимита» и «На верхней Масловке».

Было бы несправедливо забыть о том, что кроме показов, встреч, лекториев и дискуссий, СарСтрад-2016 — это ещё и междисциплинарное пространство, соединяющее кинематограф с другими направлениями искусств. В частности, в этом году в фестивальную программу войдёт выставка снимков Юозаса Будрайтиса — не только известного актёра театра и кино, но и фотохудожника. Выставка фотографий, представленных московским Мультимедиа Арт Музеем и Московским домом фотографии, состоится в Саратове. Фотоработы артиста, сделанные с 1960-х до середины 1980-х, посвящена работе актера как в литовском, так и в российском кинематографе. «Актер-фотограф — явление редкое, фотоаппарат чаще всего оказывается в руках режиссера или оператора, причем используется он ими, прежде всего, с прикладной целью — запечатлеть место действия или необходимый типаж. Камера Юозаса Будрайтиса не привязана ни к какой определенной съемочной точке — она легко меняет ракурс, крупность, композицию — то взмывая кверху, то оказываясь у земли, то приближаясь к объекту съемки почти вплотную, то наблюдая за ним издалека», — отмечают в Московском Мультимедиа Арт Музеее.

А ещё во второй день работы фестиваля в доме-усадьбе Павла Кузнецова состоится вечерний показ внеконкурсных фильмов о музейных проектах. По традиции, в качестве экрана будет использоваться одна из стен музея.

В этом году ожидается приезд на фестиваль его президента — актёра, художественного руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова. В прошлые годы он не имел возможности посещать «Саратовские страдания» из-за занятости. В сентябре к его приезду коллектив СарСтрада планирует устроить показ телефильма «Марк Твен против» с Табаковым в главной роли. Тем более, как отмечают в оргкомитете, в этом году картине исполняется 40 лет.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ