18+
четверг, 27 апреля
Культура

Страшнее мести чувства нет

О том, как любовь сквозь годы перешла в невыносимую жестокость

  
1874
Сцена из спектакля «Царский подарок»
Сцена из спектакля «Царский подарок» (Фото: автора)

«Я же проверял!»

— Творить, милочка, можно только в бардаке!

— Ну, не беспокойтесь — с этим у нас тут полный порядок…

Это диалог из спектакля, в котором играют всего двое — а переживает целый зрительный зал: «Царский подарок» привезли в столицу республики Башкортостан актеры Николай Добрынин и Екатерина Волкова.

Николая Добрынина зрители знают по телеэкрану, с которого его герой Митяй Буханкин из «Сватов» вещает свои правдивые байки, — именно эта роль принесла актеру всенародную любовь. И совсем немногим известно, что ролей в кино у него более ста. А в театре? Заслуженный артист России служил в «Сатириконе» и в театре Виктюка, в Театральном центре на Коломенской, но кинематограф, по его признанию, крепко затянул его, особенно в последнее десятилетие, но вот выпутался-таки — хоть и на время, снова вернулся на сцену.

Екатерину Волкову часто путают с ее полной тезкой из сериала «Воронины», но сразу понимают, о ком речь, когда слышат: «Бывшая жена Лимонова» — вот как раз она-то и сыграла в «Царском подарке». Абсолютная красавица с чувственными чертами лица и потрясающей фигурой (при этом — мать троих детей) исполнила более пятидесяти ролей в кино (одна из недавних — в фильме «Влюбленные женщины») и вполне успешна в театре (особое отношение у актрисы к роли Маргариты, которую она играла на сцене театра Станиславского на протяжении целых десяти лет).

И вот теперь их приезд в наш город со спектаклем Нины Чусовой (помните «Мамупапусынасобаку» этого режиссера с Дроздовой и Хаматовой в главных ролях?), спектаклем «Царский подарок» — смешным, остроумным и вместе с тем очень печальным. Все смеешься, ждешь — а что же будет дальше?.. А заканчивается все плохо (хотя это и звучит как спойлер).

Лейтмотив пьесы вдруг оказался спорным: кто-то из зрителей после спектакля посчитал, что он слишком киношный и в жизни так не бывает, а лично я в жизни с подобной ситуацией — когда люди, так любившие друг друга в юности, встречаются через десятилетия и все «начинается сызнова», — сталкивалась не однажды.

Вот и наши герои увидели друг друга через двадцать лет — с той лишь разницей, что героиня (ее зовут Анна) это все устроила и даже подстроила, а герой Добрынина (его имя на протяжении спектакля не произносится, он просто Дорогой) напрочь свою возлюбленную не узнает.

А ведь какая была любовь! И нежность, и страсти, и море, и ревность… Они не выпускали друг друга из объятий тогда, двадцать лет назад, не выходили из гостиничного номера, а еду им спускали на веревке друзья с верхнего этажа… И вдруг все оборвалось. Она уехала, а он ничего не понял. А потом получил письмо, в котором было только два слова: «Анна умерла». И искренне поверил, что ее не стало, и горевал, и пошел вразнос, и любил ее всю жизнь, и не узнал только потому, что думал, что ее давно нет на свете.

Что же заставило Анну так поступить? Оказывается, ревность! «Ты всегда интересовался другими женщинами, бегал за юбками!» — кричит она ему, когда через много лет обман вскрывается и дело даже доходит до драки между героями. «Но я же проверял!» — отчаянно оправдывается Дорогой, и зал хохочет — это так по-мужски…

Мечта сбылась — и что теперь?

Но, оказывается, не смешно — поскольку месть наготове и ждет своего часа: это блюдо в спектакле подается отменно холодным. А пока главный герой не узнает женщину всей своей жизни, приехав в провинциальный город этаким гоголем — он известный актер со сверхтребовательным райдером, капризный и избалованный. И невдомек ему, что Она, представшая перед ним сразу в нескольких ипостасях — и гримерша, и костюмерша, и даже уборщица — на самом деле жена местного «царька», губернатора области. И пригласили его сюда не просто сыграть, но и чтобы сделать любимцу публики царский подарок (вот оно!), а именно — оплатить операцию на сердце, которая ему так давно необходима: ведь «эту мышцу» он всю жизнь «тратил по полной — женщины, пьянство…», да и на сцене играл всегда по Мандельштаму, «на разрыв аорты».

Примеряя на себя разные роли, жена губернатора с удовольствием играет в дурочку, доводя своими нелепостями зал до хохота, а героя Добрынина до вопроса: «Милочка, можно тебя спросить (как бы это сделать поаккуратнее) — ты нормальная?!»

Она развлекается, и всем смешно, и никто не ожидает от нее той жестокости, которую она проявит в финале. «Дорогой» умрет у нее на руках, сердце его перестанет биться, а она — нет, она не плачет и не мечется и не вызывает скорую! Ничего этого нет — Анна просто держит его на руках и произносит фразу: «Ты всегда мечтал умереть на сцене — получается, твоя мечта сбылась».

И зал, потрясенный, молчит. И вроде бы занавес — неужто? — но героиня, словно спохватившись, продолжает: «Но я не верю». Уф, отпустило — значит, не умер, значит, мы просто не поняли — ведь не может, не может женщина быть столь вероломной!.. Оказывается, может — Анна все-таки добивает зал, ставит мат уже несуществующему сопернику: «Господа, поаплодируйте артисту!»

И — занавес. И поклоны, не менее эмоциональные, чем само действие, и все аплодируют артистам, и смотрят на них с обожанием…

— Поверьте мне, я был в разных городах, — Николай Добрынин совершенно растроган после спектакля, — но такой прием, как здесь, в Уфе — вы даже себе не представляете, как это здорово! Такие люди, такая энергетика! Огромное спасибо людям, которые нас пригласили, спасибо продюсерскому центру «Радус», спасибо зрителю за такую отдачу! Я просто счастлив — и готов идти и творить дальше…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ