18+
суббота, 25 марта
Культура

Страшнее мести чувства нет

О том, как любовь сквозь годы перешла в невыносимую жестокость

  
1873
Сцена из спектакля «Царский подарок»
Сцена из спектакля «Царский подарок» (Фото: автора)

«Я же проверял!»

— Творить, милочка, можно только в бардаке!

— Ну, не беспокойтесь — с этим у нас тут полный порядок…

Это диалог из спектакля, в котором играют всего двое — а переживает целый зрительный зал: «Царский подарок» привезли в столицу республики Башкортостан актеры Николай Добрынин и Екатерина Волкова.

Николая Добрынина зрители знают по телеэкрану, с которого его герой Митяй Буханкин из «Сватов» вещает свои правдивые байки, — именно эта роль принесла актеру всенародную любовь. И совсем немногим известно, что ролей в кино у него более ста. А в театре? Заслуженный артист России служил в «Сатириконе» и в театре Виктюка, в Театральном центре на Коломенской, но кинематограф, по его признанию, крепко затянул его, особенно в последнее десятилетие, но вот выпутался-таки — хоть и на время, снова вернулся на сцену.

Екатерину Волкову часто путают с ее полной тезкой из сериала «Воронины», но сразу понимают, о ком речь, когда слышат: «Бывшая жена Лимонова» — вот как раз она-то и сыграла в «Царском подарке». Абсолютная красавица с чувственными чертами лица и потрясающей фигурой (при этом — мать троих детей) исполнила более пятидесяти ролей в кино (одна из недавних — в фильме «Влюбленные женщины») и вполне успешна в театре (особое отношение у актрисы к роли Маргариты, которую она играла на сцене театра Станиславского на протяжении целых десяти лет).

И вот теперь их приезд в наш город со спектаклем Нины Чусовой (помните «Мамупапусынасобаку» этого режиссера с Дроздовой и Хаматовой в главных ролях?), спектаклем «Царский подарок» — смешным, остроумным и вместе с тем очень печальным. Все смеешься, ждешь — а что же будет дальше?.. А заканчивается все плохо (хотя это и звучит как спойлер).

Лейтмотив пьесы вдруг оказался спорным: кто-то из зрителей после спектакля посчитал, что он слишком киношный и в жизни так не бывает, а лично я в жизни с подобной ситуацией — когда люди, так любившие друг друга в юности, встречаются через десятилетия и все «начинается сызнова», — сталкивалась не однажды.

Вот и наши герои увидели друг друга через двадцать лет — с той лишь разницей, что героиня (ее зовут Анна) это все устроила и даже подстроила, а герой Добрынина (его имя на протяжении спектакля не произносится, он просто Дорогой) напрочь свою возлюбленную не узнает.

А ведь какая была любовь! И нежность, и страсти, и море, и ревность… Они не выпускали друг друга из объятий тогда, двадцать лет назад, не выходили из гостиничного номера, а еду им спускали на веревке друзья с верхнего этажа… И вдруг все оборвалось. Она уехала, а он ничего не понял. А потом получил письмо, в котором было только два слова: «Анна умерла». И искренне поверил, что ее не стало, и горевал, и пошел вразнос, и любил ее всю жизнь, и не узнал только потому, что думал, что ее давно нет на свете.

Что же заставило Анну так поступить? Оказывается, ревность! «Ты всегда интересовался другими женщинами, бегал за юбками!» — кричит она ему, когда через много лет обман вскрывается и дело даже доходит до драки между героями. «Но я же проверял!» — отчаянно оправдывается Дорогой, и зал хохочет — это так по-мужски…

Мечта сбылась — и что теперь?

Но, оказывается, не смешно — поскольку месть наготове и ждет своего часа: это блюдо в спектакле подается отменно холодным. А пока главный герой не узнает женщину всей своей жизни, приехав в провинциальный город этаким гоголем — он известный актер со сверхтребовательным райдером, капризный и избалованный. И невдомек ему, что Она, представшая перед ним сразу в нескольких ипостасях — и гримерша, и костюмерша, и даже уборщица — на самом деле жена местного «царька», губернатора области. И пригласили его сюда не просто сыграть, но и чтобы сделать любимцу публики царский подарок (вот оно!), а именно — оплатить операцию на сердце, которая ему так давно необходима: ведь «эту мышцу» он всю жизнь «тратил по полной — женщины, пьянство…», да и на сцене играл всегда по Мандельштаму, «на разрыв аорты».

Примеряя на себя разные роли, жена губернатора с удовольствием играет в дурочку, доводя своими нелепостями зал до хохота, а героя Добрынина до вопроса: «Милочка, можно тебя спросить (как бы это сделать поаккуратнее) — ты нормальная?!»

Она развлекается, и всем смешно, и никто не ожидает от нее той жестокости, которую она проявит в финале. «Дорогой» умрет у нее на руках, сердце его перестанет биться, а она — нет, она не плачет и не мечется и не вызывает скорую! Ничего этого нет — Анна просто держит его на руках и произносит фразу: «Ты всегда мечтал умереть на сцене — получается, твоя мечта сбылась».

И зал, потрясенный, молчит. И вроде бы занавес — неужто? — но героиня, словно спохватившись, продолжает: «Но я не верю». Уф, отпустило — значит, не умер, значит, мы просто не поняли — ведь не может, не может женщина быть столь вероломной!.. Оказывается, может — Анна все-таки добивает зал, ставит мат уже несуществующему сопернику: «Господа, поаплодируйте артисту!»

И — занавес. И поклоны, не менее эмоциональные, чем само действие, и все аплодируют артистам, и смотрят на них с обожанием…

— Поверьте мне, я был в разных городах, — Николай Добрынин совершенно растроган после спектакля, — но такой прием, как здесь, в Уфе — вы даже себе не представляете, как это здорово! Такие люди, такая энергетика! Огромное спасибо людям, которые нас пригласили, спасибо продюсерскому центру «Радус», спасибо зрителю за такую отдачу! Я просто счастлив — и готов идти и творить дальше…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ