18+
суббота, 23 сентября
Культура

Уфимцы оценили «Козленка в молоке»

Или как сварганить знаменитого писателя из первого встречного

  
783
Уфимцы оценили «Козленка в молоке»
Фото: автора

Как только я узнала, что комедия, привезенная в наш город столичными актерами, поставлена по «литературному роману» Юрия Полякова, так сразу на нее и помчалась — благо увидела афишу ровно в день (и даже почти что в вечер) спектакля.

Ах, как вредно быть нетрезвым

Юрия Полякова я не просто люблю — обожаю. Студенческая юность связана с его «Апофегеем», «Работой над ошибками» и «ЧП районного масштаба» — об этих произведениях тогда говорила вся страна. А «Козленка в молоке» вообще считаю верхом ироничной прозы — в поляковской утонченной манере, где к сатире в изрядной порции добавляется цинизм — и все равно ну никак не упрекнешь автора в неинтеллигентности! Умище, что тут скажешь.

И потому перед началом спектакля «Колесо фортуны» было слегка волнительно — не подкачает ли труппа, пусть и столь именитая? Ведь ставить пьесу по излюбленному народом произведению — большая ответственность. Однако «Содружество актеров Таганки» скучать зрителю не давало ни минуты.

Поляков такой, какой есть, и говорит то, что думает (сам о своем творчестве он говорит, что исповедует принцип «придуманной правды»). «Мне главное — сесть. Я, когда сяду, такой злописучий — только оттаскивай!» И столичные актеры, игравшие в этот летний вечер на сцене ГКЗ «Башкортостан», были предельно искренни, естественны и так хулиганисты, что заставляли зал порою просто надрываться от смеха.

Два очень нетрезвых приятеля (Анатолий Руденко и Иван Жидков) на теплых посиделках в ресторане Центрального дома литераторов заключают между собой пари. Помимо спиртного, на главного героя воздействует и размолвка с коварной и непостоянной возлюбленной (Глафира Тарханова). И поэт Духов в исполнении Руденко берется воплотить в жизнь абсурдную идею, о которой наутро вспоминает с трудом и ужасом.

Фото: автора

Обоюдно? Отнюдь!

Но отказаться от затеи нельзя — на кону серьезные ставки: ключи от квартиры Духова, предоставляемые им в случае проигрыша приятелю в любое время, по первому требованию — с одной стороны, и «Масонская энциклопедия» — с другой. Смысл пари — сделать первого попавшегося мужичка писателем, и не каким-нибудь, а знаменитым, и даже на весь мир! «Текст сейчас не имеет никакого значения, — внушает поэт собеседнику. — Ты можешь вообще ничего не написать, а о тебе будут говорить и писать».

Нужно лишь пустить слух, что есть большое произведение, вдохнуть в «автора» самобытность, и, конечно, использовать нужные связи в литературном мире. Для создания самобытного образа главный герой придумывает своему подопечному необычный наряд и поручает Витьку (так зовут будущую звезду литературного небосклона в исполнении Максима Важова) выучить минимальный набор фраз для начинающего гения.

Витек — чальщик, только что изгнанный с работы за ссору с бригадиром, — добросовестно эти фразы заучивает («О'кей — сказал Патрикей»). «Вестимо, обоюдно, ментально, амбивалентно, трансцендентально, отнюдь. Или вот еще: «Вы меня об этом спрашиваете», «Скорее да, чем нет и Скорее нет, чем да». И среди других — сакраментальное: «Не варите козленка в молоке матери его!»

Ищу культурный код эпохи

Фото: автора

Витьком-гегемоном движет стимул — в случае успеха ему пообещаны самые лучшие женщины, а также финансовый достаток, априори прилагающийся к популярности: «Слава и деньги ходят вместе, как алкоголизм и цирроз».

И колесо набирает обороты — сначала медленно, а затем раскручивается на полную. Вращая кубик Рубика, Витек по наущению наставника репетирует изысканные позы — «интеллектуальную» и «суперинтеллектуальную» и «ищет культурный код эпохи». Роман — в реальности кипа пустых страниц — попадает к нужным людям, и те ничтоже сумняшеся начинают давать «произведению» рецензии и даже находят в нем интересный сюжетный поворот и «кусок насчет плюрализма»! «Каков текст — таков и контекст», — позднее изречет критик-табулист Любин Любченко (Евгений Воскресенский), характеризуя сложившуюся ситуацию.

Витек становится все популярнее, попадает на телевидение — именно выступление с экрана развязывает свежеиспеченной «галатее» руки, и новоявленный писатель пускается в независимое от своего создателя плавание («Да запил твой лауреат — прямо в Диснейленде! С Микки Маусом!») и даже — о ужас! — уводит у своего Пигмалиона возлюбленную… и Анкины «переходящие» командирские часы достаются Витьку. И последнее ударяет поэта больнее всего.

Или это — галиматья?..

Скажете, нереальная ситуация? И снова я сошлюсь на автора романа. Рассказывая читателю о том, «как он варил «Козленка в молоке», Юрий Поляков вопрос об этой «нереальности» прокомментировал так: «А вы оглянитесь вокруг, отвечу я. Разве мало в советской и постсоветской литературе писателей, чьи имена известны всем, но чьи книги, или, как теперь принято выражаться, тексты мы с вами никогда не читали, а если и пытались, то очень быстро уперлись в дилемму: или это — галиматья, или мы с вами ни черта не смыслим в литературе… Мы живем в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно литературу»…

Поляков написал своего «Козленка» в 1995 году, и вполне возможно, что за эти двадцать лет кое-что изменилось. Но книга и сейчас читается на одном дыхании и — что особенно порадовало — сатирическая комедия, показанная содружеством с Таганки, смотрелась со сцены точно так же легко и с удовольствием.

Актеров долго не отпускали, несли на сцену цветы. Улыбались все — и зрители в зале, и те, кто доставил нам эту радость.

А козленка в молоке в финале все-таки сварили. И вынесли на блюде на сцену. М-да, а как же одна из важнейших заповедей?..

«Мы живем в эпоху, когда антигероем может стать каждый», — сказал писатель Поляков еще двадцать лет назад.

Что ж, каков текст, таков и контекст.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ