18+
воскресенье, 23 июля
Культура

Секрет «Jazz May» не только в джазе

В Пензе в шестой раз прошел международный музыкальный фестиваль

  
332
Выступление квартета Анны Лукшиной
Выступление квартета Анны Лукшиной (Фото: Дмитрий Тулупов)

Вот уже шесть лет в конце весны Пенза на несколько дней становится одним из джазовых центров России. Это до сих пор удивительно: Пенза — небольшой город, здесь нет сильной джазовой сцены, профильных клубов, а значит, по всем правилам, не должно быть и своего слушателя. То, что аудитория фестиваля растет с каждым годом — вполне себе локальный феномен, который одним только джазом не объяснишь. В каком-то смысле, отсутствие «Jazz May» представить гораздо легче, чем его успех.

«Кто вы? Люди искусства?»

Впервые «Jazz May» прошел в Пензе в 2011 году, причем с таким резонансом, что уже по итогам 2012-го мероприятие получило премию в области событийного туризма Russian Event Awards как лучший проект в области культуры. Эксперты тогда особо отметили, что фестивалю удалось охватить совершенно разные целевые аудитории. Участие в организации Jazz May городских сообществ (причем, самых различных — от хендмейдеров до волонтеров, выступающих в защиту бездомных животных) и открытый характер оргкомитета, куда при должном желании и талантах, может войти любой, стали фирменными «фишками» фестиваля.
«У нас был в этом году случай, когда на встречу оргкомитета пришел молодой человек, чтобы познакомиться. И когда начали знакомиться, он говорит: ребята, а вы кто все такие? люди искусства? Мы начали как-то описывать свои основные занятия: есть человек, у которого бизнес по продаже мороженого, есть учитель музыкальной школы, художница есть», — рассказывает участница оргкомитета фестиваля.
По словам продюсера Jazz May Олега Рубцова (в прошлом — владелец книжного магазина «Впереплете»; организатор пензенской книжной ярмарки — прим. авт.), фестиваль «уникален тем, что во всех смыслах и без всякой натяжки представляет образец сотрудничества бизнеса, власти и общества, которые выступают на равных»: общество — в качестве основной движущей силы и инициатора; власть — в качестве инфраструктурной поддержки, бизнес — в качестве спонсора и организатора всего «подбрюшья» — фудкорта, сувенирных лавок, сопроводительных акций и тому подобного, без чего ни одно музыкальное событие уже немыслимо.

Эмануэле Чизи (Фото: Дмитрий Тулупов)

Газон как метафора

«Jazz May» — один из немногих в России фестивалей, имеющий зарегистрированный трейдмарк: с 24 марта 2016 года права на товарный знак принадлежат государственному автономному учреждению культуры «Пензаконцерт». «Это, чтобы фестиваль принадлежал всем пензенцам», — говорят организаторы.

У горожан «Jazz May» ассоциируется с другим, неформальным символом — зеленым газоном, который впервые появился в 2012 году перед открытой сценой фестиваля. Его укладка в самом центре Пензы (фестиваль тогда проходил в «старой» областной филармонии, черед дорогу от здания правительства), где на газонах сидеть не принято и не положено, была своего рода метафорой, приглашением заново открыть пространство города и адаптировать его под себя. Понята ли была в итоге эта метафора — можно спорить, но с тех пор концерты под открытым небом на «Jazz May» вошли в традицию. И даже после того, как в 2014 году фестиваль сменил локацию (теперь он проходит на площади между новой филармонией и киноконцертным залом — двумя самыми масштабными и пафосными объектами, построенными к 350-летию Пензы, а также внутри них), его суть существенно не изменилась. «Это концерты в залах для ценителей джаза и концерты open air, с помощью которых мы пытаемся увеличить число этих ценителей», — так формулирует концепцию продюсер «Jazz May» Олег Рубцов.

Шэнел Джонс (Фото: Дмитрий Тулупов)

«Jazz May» — представителен, но и эклектичен. В первом отделении концерта здесь может звучать эстрадный джаз, а во-втором — классический и немного снобский би-боп. И то, и другое — уже вневременные явления, и пытаться уловить тенденции джазовой сцены на «Jazz May» вряд ли получится. Зато это редкая возможность в течение нескольких дней увидеть, если не главных, то самых известных российских джазменов и их зарубежных коллег. За шесть лет на фестивале выступали Ричи Коул (США), Росарио Джулиани (Италия), Даррелл Грин (США), Доминик Буковски (Польша), Игорь Бутман, Сергей Летов, Анатолий Кролл, биг-бэнд им. Олега Лундстрема, большой джазовый оркестр Петра Востокова, Optymistica Orchestra Евгения Федорова (ex-Tequilajazzz, Zorge), Non Cadenza и другие.
В этом году одним из хэдлайнеров фестиваля стал почетный профессор Туринской консерватории, начинавший как музыкант-самоучка, итальянец Эмануэле Чизи. Несколько раз признававшийся лучшим саксофонистом у себя на родине (по версии издания Jazzit) Чизи выступал в Пензе в рамках своего российского тура, в котором его сопровождали российские же джазмены. Причем, чуть ли не в каждом городе музыканты давали по нескольку концертов — на больших филармонических площадках и в маленьких клубах.
После коллектива Чизи на сцену вышел квинтет российского трубача Виталия Головнева, уже долгое время живущего в США. Музыканты выступали вмести с американской вокалисткой Шэнел Джонс, которая, несмотря на свою молодость, уже успела выступить на престижнейшей площадке джазового Линкольн-центра в Нью-Йорке.

Во второй день фестиваля на сцене киноконцертного зала играл биг-бэнд «Саранск», а во втором отделении трио известного пианиста Даниила Крамера. Перед тем как выйти на сцену Крамер вместе с режиссером-мультипликатором, учеником Юрия Норштейна Иваном Максимовым представил зрителям мультфильм «Ветер вдоль берега», а барабанщик трио — Игнат Кравцов открыл выставку своих картин.
В заключительный день фестиваля на главной сцене играл пензенский «Экспресс-бэнд», а после него — квартет израильского саксофониста, ученика Фила Вудза Роберта Анчиполовского. Специальным гостем на этот раз стала танцовщица Ксения Пархатская, посетившая Россию чуть ли не первый раз за три года.
И это только основные пункты программы. В этом году заявок от музыкантов, причем зачастую далеких от джаза, было так много, что им выделили еще одну сцену. Параллельно на фестивале проходили мастер-классы, показы мультфильмов (программа фестиваля «Insomnia») и лекции.

Фото: Дмитрий Тулупов


Путь на запад
Фестивальная программа может быть насыщеннее, говорит Олег Рубцов. В апреле «Jazz May» был представлен на российском стенде в рамках международной специализированной выставки-фестиваля «Jazzahead!» в Бремене (Германия). Эта площадка предназначена для того, чтобы, с одной стороны, промоутеры, а с другой — джазмены и национальные агентства поддержки музыкантов нашли друг друга.
За рубежом национальные агентства осуществляют функции культурной экспансии, помогая музыкантам, выезжающим с концертами за рубеж. В России нет подобной структуры, но ничто не мешает фестивалю установить контакты с зарубежными партнерами напрямую, рассуждает Рубцов. В будущем он видит «Jazz May» межрегиональным фестивалем.

«Ничто не мешает этот опыт использовать для дальнейшего тиражирования. Чтобы условный Иванов играл сегодня в Пензе, завтра — в Самаре, послезавтра — в Нижнем Новгороде, а Петров выступал сегодня в Нижнем Новгороде, завтра — в Пензе, а потом — в Самаре. И эта полная трехдневная ротация очень удобна и для организаторов, у которых появляется возможность сэкономить на логистике, и для самих музыкантов, потому что уже получается мини-тур», — цитирует Олега Рубцова информационное агентство «Пенза-Пресс».

Если эти планы осуществятся, то «Jazz May» может стать известен далеко за пределами России. Практика показывает, что фестивали, действующие в режиме франшизы, попадают в списки всех крупных европейских промоутеров, и становятся мощными игроками на международной джазовой сцене.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ