18+
среда, 22 августа
Культура

Сбежать от моря, чтобы плавать в луже

Дневник «Саратовских страданий». Часть 2

  
509
Сбежать от моря, чтобы плавать в луже
Фото: ГТРК-Саратов

XII международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания», который проходил с 29 октября по 2 ноября, по традиции стал одним из главных культурных событий года в Саратове. За несколько дней в рамках кинофорума, прошли десятки различных мероприятий — показы конкурсных и внеконкурсных фильмов, выставки, мастер-классы, лекции, не говоря уж о дискуссиях гостей и участников фестиваля в формате кофе-брейков. Корреспондент «Свободной прессы» постарался посетить как можно больше мероприятий «СарСтрада» и запастись набором впечатлений от увиденного и услышанного. Итак — вторая часть фестивального дневника.

***

31 октября показы конкурсных работ в Нижне-Волжской студии кинохроники начались с серьёзного социального блока. К слову, в этом году фестивальная программа отличалась от прошлых лет сильным креном в эту сторону: поиски характеров героев лент происходили на фоне жёсткой, зачастую просто жестокой и убийственной панорамы эпохи. Это касается как России, так и зарубежья. Одним из немногих исключений стал, пожалуй, получасовой фильм Михаила Бушкова «Вчерашний день», рассказывающий про таксиста Сергея. Его привычную трудовую повседневность, извиняюсь за каламбур, «ломает» перелом руки. И вот Сергей предаётся воспоминаниям: оказывается, четверть века у него была видеокамера, да и планы на жизнь существовали совсем другие, нежели то, как вышло в реальности. Никаким шофёром главный герой быть не хотел, а планировал стать оператором. Картина, снятая по классическим канонам русской документалистики (Михаил Бушков — выпускник школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова), является своеобразным примером современного «производственного кино». Если в советские годы этот жанр почти всегда сопрягался с благодарно-величественным образом сталеваров и хлеборобов, шахтёров и доярок, то сегодня, когда социального заказа на фильмы о рабочих профессиях, к сожалению, нет, режиссёры прибегают к методу не «богостроительской» фиксации гегемона, но к передаче внутреннего мира, эмоций и переживаний.

В «Саратовских страданиях» в прошлые годы участвовал целый ряд аналогичных картин — «Таня 5-я» Дмитрия Кубасова (про таксистку, кстати), «Вооружён и не очень опасен» Анастасии Винокуровой (про сантехника), да и в этот раз таких работ можно выделить целый ряд. К примеру, добротная и очень серьёзная картина Елены Отрепьевой «Ребалда» про семью собирателя ламинарии в Белом море. Главный герой и его коллеги (в основном это бывшие заключённые) работает в рабских условиях, получая гроши за адский труд. Как рассказала автор картины, идея родилась во время посещения Соловков, где раньше располагались лагерь особого назначения, с историей которого, как известно, недавно поработал Захар Прилепин в своём романе «Обитель». Тема Соловецкого лагеря в фильме Елены Отрепьевой проходит красной нитью кинохроники, мастерски вмонтированной в лаконичный сюжет.

Но «Ребадла» это далеко не только кино о профессии, оно больше о проблеме нового рабства в современном обществе, подчёркнутого стигматами неравенства. На оторванном от внешнего мира острове электричество подаётся раз в несколько дней, работники живут в убогих бараках, а их орудия не меняются уже, наверное, век. На этом фоне авторы картины приходят в столичный салон красоты, работники которого оглашают высокие цены на процедуру обёртывания «белых женщин» листьями морской капусты.

Фото: ГТРК-Саратов

***

Близкая по смыслу к «Ребадле» картина «Потерянная земля» Дарьи Федяевой — это немного эстетская, но очень зубодробительная история про семейную пару последних жителей посёлка Беринговский в Чукотке. Работа полна эффектных и сильных метафор: герои сжигают личные вещи под оду «К радости» Бетховена, выпускают голубей из мешка, выкидывают чугунные батареи из окон. Жизнь на отшибе цивилизации (точнее в параллельном с ней миром) показывает колоритная по части «свинцовых мерзостей» работа Ольги Привольновой «Звизжи». Так называется село в Калужской области, неподалёку от которого проходит модный фестиваль Арт-стояние.

— Звизжи — место жительства Вальки, Людки, Женьки и шестидесятилетней «куколки» Наташки. «Куколка» живет с отсидевшим за убийство Валеркой потому, что тот умеет чинить электрическую проводку. Сам Валерка ходит ночевать к Женьке. А Валька, бывшая нянечка Людки, теперь распивает с ней технический спирт в огороде.

— Звизжевцы знают о жизни все! — рассказывает о своей работе Ольга Привольнова, которая за время работы в буквальном смысле инсталлировалась в жизнь своих героев — забытых всеми деревенских жителей, диссонирующих с заезжими хипстерами и прочими творческими бездельниками — участниками проходящего каждый год неподалёку фестиваля «Арт-стояние». Как рассказывает Ольга, изначально она собиралась снять кино исключительно про модный фестиваль, но в какой-то момент познакомилась с «аборигенами» и решила, что без них кино не выйдет. Во время обсуждения фильм «Звизжи» Привольнова рассказала, что ей приходилось общаться со своими героями так, что те уговорили её выпить с ними крепких напитков, а в момент вечных своих разборок с сожителем одна из героинь даже стала ревновать его к режиссеру. Символизм: фильм «Звизжи» получил награду «За самое точное попадание в жанр» от киноклуба «Волшебный фонарь», которая, как рассказал директор Нижне-Волжской студии кинохроники Андрей Наймушин, представляет собой фарфоровое изваяние парня с гармоникой, куда залита самогонка.

В ряд работ, работающих с болевыми точками, можно отнести фильм «В погоне за мечтой» Ким Лонгинотто — картину-репортаж про бывшую проститутку из Чикаго, пытающуюся заниматься помощью женщинам, оказавшимся в сетях сексуального рабства и полуторачасовую сагу Казима Оз «Однажды». Последний фильм — это очень серьёзная работа, в подробностях повествующая про забитых национальной сегрегацией и капитализмом турецких курдов, которые, как герои «Ребадлы», ездят на сезонные работы: возле Анкары, под палящим солнцем выращивают в полях салат-латук посыпая его вредными удобрениями. Длинный метр картины вовсе не означает, что фильм затянут — напротив, за 90 с лишним минут складывается ощущение недосказанности ещё многих вещей, помимо трудовых будней, полных бесправия и боли, а также любовной истории, чуть не обернувшейся трагедией. Главная заслуга фильма «Однажды» в том, что авторы наглядно, в деталях описывают социальное неравенство, а картина закольцовывается кадрами, снятыми камерой положенной в корзину гипермаркета, куда падает уже готовая продукция, произведённая героями. Эдакой метафорой на тему отчуждения в духе не позднего, но раннего Маркса.

Ещё в ряд «социально-политических картин», представленных в конкурсной программе двенадцатых «Саратовских страданий», со всей ответственностью стоит отнести фильм ливанских кинематографистов Адека Дакессиана и Фараха Набоулси «Учимся плавать». Это 22-минутная зарисовка о жизни малолетних сирийских беженцев, живущих в лагере в Иордании. Главные герои, глазами которых фильм «Учимся плавать» смотрит в мир, не плачут и не говорят о «гуманитарных бомбардировках», обрушившихся на их головы, не жалуются на беспредел со стоны исламистских террористов, они жалеют разве что о том, в каких красивых городах они когда-то жили, о друзьях и играх… А, главное — даже не переживания, но сиюминутные радости: один из героев хвастается, что не так давно он научился плавать в луже, чего не смог в мирное время, когда ездил с родными на море.

***

Наряду с «Учимся плавать», «детская тема» звучала в специальном блоке из двух фильмов, связанных с проблемами инклюзивного образования — это российская картина Ольги Арлаускас «Свои не свои» и французская работа Джонатана Достарта Хензински «Улисс в компании». Обе ленты повествуют об опытах совместного обучения «обычных» детей и тех, у которых имеются особенности в развитии. В Европе этой проблеме уделяется большое внимание, и большинство детей-инвалидов не только учат жить в обществе на равных, но и создают удобную среду, примером чего стал эксперимент в колледже Ламартин — дети из нескольких классов ставят кукольный спектакль по мотивам Одиссеи Улисса, учась жить и преодолевать трудности в манере эпического театра. У нас же с правами детей-инвалидов имеется масса проблем. Хоть инклюзивное образование прописано в законодательных актах, финансирование соответствующих программ и работы тьюторов (людей, присутствующих с детьми с отклонениями на занятиях) осуществляется не из бюджета, а за счёт родителей. К тому же консервативные «коррекционные» методики образования стигматизируют потенциально талантливых ребят, превращая их в изгоев, за которыми закрепляется оскорбительный статус выходцев из «дебильных школ». Всё это, по большому счёту обусловлено господствующими настроениями в обществе, где слово «толерантность» считается ругательством, а ксенофобское презрение к любой инаковости — нормой. Это подтверждают и результаты социологических исследований, согласно которым большинство населения выступает против совместного обучения. Фильм Ольги Арлаускас пытается показать на конкретных примерах, что дети с различными заболеваниями и отклонениями при грамотной образовательной политике и позиции родителей могут быть полноценными членами общества, которое их отвергает. Но недостаток картины в его некоторой однобокости: показаны лишь положительные примеры, а про все остальные говорят лишь сухие цифры, хотя не так давно Иван Твердоский-младший заполнил эту нишу сняв нашумевшую игровую ленту «Класс коррекции».

Фото: ГТРК-Саратов

Как бы продолжением этой темы стала картина «Дух в движении», снятая целым коллективом молодых авторов: Софией Гевейлер, Юлией Бывшевой и Софией Кучер. Это первый в истории официальный параолимпийский фильм, созданный после параолимпиады-2014 в Сочи. Статус картины (кино снято при поддержке российского и мирового спортивного официоза) определяет её несколько глянцевый формат, с обилием высочайшего качества и красоты анимационных вставок и кадров в лучших традициях документального кино BBC. Сюжет фильма не столько про параолимпийские игры, сколько про спортсменов-инвалидов, которые превозмогли недуги и ограничения, став сильными духом и телом. И это важный момент: в условиях ура-патриотического угара авторам ленты удалось во многом избежать казённого пафоса и направить имеющееся в распоряжении богатство возможностей на изображение историй героев и пути в спорт. Как отмечают авторы ленты, перед ними стояла задача — выбрать спортсменов со всех концов света и с разными причинами инвалидности (у кого-то возможности ограничены врождённо, у кого-то вследствие болезни, а кто-то стал инвалидом от прежнего разрушительного образа жизни), с чем они успешно справились.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ