18+
понедельник, 16 января
Культура

Дом с «поехавшей крышей»

В Саратове обрушилось здание, судьба которого иллюстрирует отношение власти и крупного бизнеса к архитектурной памяти

  
454
Дом с "поехавшей крышей"
Фото: Владимир Барсуков/ предоставлено ОМ

Не успел Саратов оправиться от строительства «потёмкинских деревень» в виде разукрашенных в психоделические цвета покосившихся избушек к приезду Дмитрия Медведева, как в самом центре города «избушка завалилась». Точнее, не избушка, а целый двухэтажный каменный особняк на улице Московской, 125, более известный как Дом художника. Судьба этого здания, признанного объектом культурного наследия конца XIX века, печальна — она наглядно иллюстрирует отношение власти и крупного бизнеса как к архитектурной памяти в частности, так и к мнению общества в целом.

ЧП произошло утром 20 апреля — около девяти часов стена высотой примерно 25 метров накренилась и упала во внутрь двора. Часть кирпичей попали на припаркованные у соседней высотки машины. Как сообщает «Общественное мнение» уже с ночи жители соседних домов почувствовали треск, а спустя несколько часов часть исторического здания обрушилась с большим грохотом. К счастью, никто не пострадал — здание на протяжении нескольких лет было «зачищено». Все жильцы отсюда были выселены, а обитавшие по договору с руководством города живописцы и подавно были выброшены из своих мастерских выкупившими объект у муниципалитета застройщиками.

Увод «подаренного коня»

Построенный в конце позапрошлого столетия по проекту архитектора Алексея Салько дом на Московской, 125 в советские годы был национализирован и превращён в коммунальное жилье. В перестроечные годы часть помещений в здании были выделены для Союза художников. Так объект стал назваться Домом художника, хотя в реальности несколько пафосное название, подразумевающее наличие культурного центра с выставочными пространствами, не совсем соответствовало реальному положению дел. По состоянию на начало 1990-х здание уже было в аварийном состоянии, износ его конструкций приближался к 45%. Однако, хозяевам объекта, каковыми являлись на тот момент власти Саратова, в те голодные времена было явно не до реставрации и приведения здания в подобающий вид. Художники же просто не имели средств на масштабные работы, и, памятуя про зубы подаренного коня, довольствовались тем, что дали.

Однако власти вспомнили про Дом художника довольно быстро. Чиновников интересовало отнюдь не то, что исторический объект можно превратить в продвинутый культурный центр с галереями, мастерскими, школой искусств и прочими интересными пространствами, о чём мечтали саратовские художники, а, вероятно, наличие «плохо используемого» здания в центре города, которое можно выгодно реализовать.

Правовым основанием для размещения художественных мастерских в своё время стал договор о безвозмездном пользовании помещениями сроком на пять лет, заключённый между администрацией города и отделением СХ. Когда договор истёк, начались попытки избавиться от неплатёжеспособной интеллигенции. Художники предлагали чиновникам продлить договор с общественной организацией, выполняющей социально значимые функции, но городской комитет по имуществу жёстко придерживался своего взгляда на проблему: не заключаете договор аренды на наших условиях — съезжайте!

В ход пошли иски власти к Союзу художников, которые рассматривались в судах разных инстанций на протяжении ряда лет. По словам тогдашнего руководителя саратовского отделения Союза художников России, ныне покойного Павла Маскаева, никто почему-то не обращал внимания на положение «Об индивидуальных творческих мастерских» № 220, утвержденное администрацией Саратова в июле 1995 года, где чёрным по белому говорилось: «Индивидуальная творческая мастерская может быть изъята… с предварительным предоставлением равноценного помещения и оплатой всех расходов, связанных с перевозкой имущества, находящегося в творческой студии, ремонтом, приспособлением и оборудованием студии в новом месте». Выиграв суды, чиновники проигнорировали собственный же документ, ссылаясь на то, что, дескать, он утратил силу. Чтобы остаться в мастерских, художникам пришлось подписать договор аренды на кабальных условиях, по которым необходимо было платить неподъёмные для живописцев 200 с лишним тысяч рублей в месяц.

Понимая, что у творческого объединения нет таких огромных средств (хотя представители СХ и пытались искать деньги за аренду за счёт продаж полотен и спонсорской помощи), власти не оставляли попыток выселить художников, основываясь на новых судебных актах — уже о том, что общественная организация имеет долги по арендной плате. И в начале 2006 года договор аренды был расторгнут, а часть здания, где располагались мастерские, поставлена в прогнозный план приватизации. При этом в остальной части продолжали существовать коммуналки, хотя ещё в 1992 году дом был переведён в разряд нежилых.

Спустя два года после выставления мастерских на продажу, комитет по управлению имуществом Саратова уведомил художников, что «28 февраля 2008 помещения площадью 1521,6 кв. м на Московской, 125 проданы с аукциона», в котором приняли участие две организации — ЗАО «Сарград» и ООО «Эльма». На торгах победило последнее, но уже в конце мая того же 2008 года, «Эльма» перепродаёт объект «Сарграду» — структуре, аффилированной с депутатом областной думы от «Единой России» и скандально известным олигархом-застройщиком Сергеем Курихиным.

Как сообщала саратовская пресса, в конце 2008 года новый владелец здания выставил на объекте охрану. «У жильцов и художников сотрудники ЧОПа спрашивают документы, а бывает, что и провожают „до места следования“. Пока охрана не собирается препятствовать художникам проникать в мастерские, но собственник здания „должен охранять свои объекты — от бомжей, наркоманов и происшествий“, в то же время, по словам жильцов, они не могут въехать во двор на машинах — охранники повесили на ворота свои замки», — отмечала газета «Саратовский расклад».

На тебе Боже, что нам негоже

Под давлением общественности, вставшей на сторону художников, сделка по продаже мастерских была произведена с обременением: новый собственник помещений был должен союзу художников предоставить оборудованные помещения площадью не менее 1000 кв.м.

Вот что об этом сообщала газета «Время»: «Новые же, столь прытко и бесцеремонно «прибравшие к рукам» собственность хозяева, применяли способы отнюдь не цивилизованные и действовали целенаправленно и жестко. Они, судя по всему, привычно использовали набор рейдерских средств: заручались силовой поддержкой судебных приставов, выгонявших художников на улицу, ставили стальные двери, вешали замки, срезали кабель, отключали электроприборы.

Тем не менее, «разбудив» в себе, видимо, еще сохранившиеся остатки совести, здание живописцам и скульпторам все же милостиво предложили. Как выяснилось позже, образно говоря, оказавшееся «на тебе Боже, что нам негоже»: совершенно непригодное для работы и представляющее собой запущенный и холодный бывший производственный цех на 5 этаже, в котором не было не то что каких-либо удобств, но и элементарных санузлов.

Предприимчивый народный избранник затем стал предлагать художникам некий альтернативный вариант с их переселением из еще одной мастерской, расположенной на Советской, 65. Клятвенно обещая растерянным живописцам и скульпторам построить новый дом площадью около 700 кв. м где-то в районе Ильинской площади".

Переезд художественных мастерских в неприспособленное помещение бывшего цеха так и не состоялся, поскольку средства на его подготовку эксплуатации городом выделены не были. В свою очередь ЗАО «Сарград» пообещал выделить на ремонт полмиллиона рублей, но их было явно недостаточно — бывший заводской цех не имел технических условий для полноценного проживания и для обустройства там мастерских требовался не просто ремонт, а реконструкция.

После выселения художников из помещения на ул. Московская, 125, был подобран ещё один вариант размещения творческих мастерских, предусматривающий строительство помещений для творческого союза во дворе художественного училища имени Боголюбова площадью в 1400 кв. м. Однако, в июне 2010 года саратовским художникам стало известно о совещании, собранном по инициативе Сергея Курихина, на котором вместо мастерских во дворе художественного училища было предложено предоставить другие помещения, площадь которых должна быть в два раза меньше предусмотренной ранее заключенными договорами.

Тревожный звоночек и двое у подъезда

Но в том же 2010 году художникам привалило невиданное счастье. Дело в том, что в тот период между Сергеем Курихиным и городскими властями Саратова пробежала чёрная кошка — конфликт между мэрией и олигархом, очевидно, был связан с тем, что город не столь активно продвигал интересы строительного лобби и к тому же принялся снимать с ключевых постов его ставленников. Вспомнив про резонансную историю с выселенными на улицу живописцами, городские власти в лице комитета по управлению имуществом Саратова, инициировали судебные иски о признании недействительной сделки по купле-продаже нежилых помещений на Московской, 125. По мнению чиновников мэрии, договор был заключен по результатам аукциона, проведенного с нарушением законодательства. Также в производстве арбитражного суда находились два дела, предметом рассмотрения которых являлся вопрос законности приобретения другой части Дома художников. По данным мэрии, нежилые помещения были приобретены ЗАО «Сарград» без согласования с городским комитетом по экономике.

29 сентября 2010 года, областной арбитражный суд удовлетворил ходатайство комитета по управлению имуществом города Саратова о наложении обеспечительных мер по иску комитета к ООО «Эльма» и ЗАО «Сарград», а также о признании договоров купли-продажи объектов нежилого фонда на Московской, 125, ничтожными сделками. Кроме этого суд удовлетворил требование о «применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании права собственности, прекращении зарегистрированного права собственности».

В свою очередь представители «Сарграда» в конце 2010 года стали обвинять городскую власть в «политиканстве». «Констатируя нежелание руководства областного центра проводить полноценную реконструкцию памятника истории и культуры, мы обратились в администрацию МО „Город Саратов“ с предложением о передаче муниципалитету всех принадлежащих ЗАО „Сарград“ нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Московская, 125. Правда, с единственным условием: администрация Саратова должна возместить нашей организации все затраты, понесенные в связи с приобретением этих помещений», — заявлял и.о. директора ЗАО «Сарград» Владимир Лубков.

В ответ на это в мэрии ответили, что город готов принять в муниципальную собственность эти помещения:

«Для решения вопроса о компенсации затрат, понесенных Вашей организацией, Вам необходимо представить полную информацию об их объемах, включающую расчеты и соответствующие подтверждающие документы», — отмечалось в письме на имя Лубкова. Городские власти также отмечали, что мэрия заинтересована в скорейшем восстановлении этого объекта культурного наследия и в решении проблемы размещения Саратовской областной организации Союза художников России, выселенной из данных площадей в судебном порядке по иску ЗАО «Сарград».

Поскольку неудовлетворительное техническое состояние здания в преддверии зимнего периода требовал принятия срочных мер, муниципалитет предложил «Сарграду», как собственнику основных площадей здания, совместно администрацией «реализовать в кратчайшие сроки неотложные мероприятия, направленные на недопущение разрушения объекта культурного наследия и приведение его в надлежащее состояние». «Промедление в данном вопросе может привести к причинению непоправимого ущерба памятнику», — отмечалось в письме, направленном городской администрацией в адрес ЗАО «Сарград».

В разгар борьбы за Дом художника стали происходить вещи и вовсе запредельные. В конце октября 2010 года стало известно, что и.о. заместителя главы администрации Саратова по экономике Наталия Масютина написала заявления в адрес прокурора области, начальников ГУ МВД и УФСБ. Как сообщало «Общественное мнение», 27 октября 2010 года Масютиной позвонил некто, представившийся Сергеем Георгиевичем Курихиным, и потребовал принять решение по ситуации с Домом художника. Звонивший потребовал компенсировать ему затраты, якобы понесенные им в связи с приобретением данного объекта, дело по которому находится на рассмотрении Арбитражного суда. Кроме того, звонивший заявил, что за это «мы будем спрашивать» только с Масютиной, а она и ее родственники должны «спать и просыпаться с мыслью о Московской, 125». Абонент также назвал и окончательный срок для принятия решения о компенсации затрат — до конца года. В заявлении замглавы администрации сказано, что вечером 20 октября она заметила за собой слежку «двух подозрительных лиц», которых спугнули соседи по подъезду.

Что касается слежки, об этом подробнее описано в газете «Время»: «Как указывается в заявлении, за несколько дней до звонка Курихина вечером, подходя к своему дому, она заметила двоих подозрительных людей, следовавших за ней. У одного в руке был предмет, похожий на обрезок трубы, у второго из ящика с инструментами торчал молоток. И то, и другое в Саратове достаточно часто для нападения на известных людей. Поэтому замглавы и насторожилась. Наталия Масютина неожиданно остановилась, чтобы пропустить этих людей вперед, и тут они явно растерялись, повели себя так, как будто не знали, куда дальше идти и что делать. „Попутчики“ постояли немного у подъезда, затем один из них позвонил по домофону, но никуда не дозвонился. Наконец эти подозрительные люди ушли, оглядываясь на Масютину, которая все это время продолжала стоять во дворе». (К слову, очень похожая ситуация — с двумя неизвестными недалеко от дома — имела место быть в случае с нападениями на саратовских журналистов Александра Крутова, Сергея Вилкова и Сергея Михайлова; все трое незадолго до инцидентов писали о неприглядных фактах, связанных с деятельностью Сергея Курихина, но это всего лишь совпадение, не так ли?)

В ожидании руин

Несмотря на все жалобы художников, иски чиновников и попытки вернуть дом на Московской муниципалитету, ЗАО «Сарград» до сих пор остаётся собственником объекта. Эту информацию нам подтвердили в управлении по охране объектов культурного наследия при правительстве Саратовской области. Там отметили, что здание является объектом культурного наследия регионального значения, а его владельцу в 2011 году было выдано охранное обязательство, согласно которому собственник обязуется поддерживать объект в надлежащем состоянии.

«В 2015 году на данный объект Управлением было выдано задание и разрешение на освидетельствование технического состояния основных строительных конструкций здания с выдачей заключения о возможности реставрации и приспособления объекта культурного наследия для современного использования. Исполнителем данного обследования выступило ООО „Архитектурно-реставрационная мастерская А.В. Шитова“. Результаты обследования свидетельствуют об аварийном состоянии основных несущих конструкций», — говорится в комментарии регионального управления по охране объектов культурного наследия.

Кроме того, сотрудники ведомства заявили, что на их базе состоится совещание с участием собственника, а главным вопросом станет сохранение объекта культурного наследия на Московской, 125.

Каким образом будет осуществляться сохранение, покажет самое ближайшее время. Есть опасения, что саратовский Дом художника может повторить судьбу другого особняка, оказавшегося под опекой бизнес-структур, связанных с Сергеем Курихиным, а именно — с домом на улице Лермонтова, 35 в самом центре исторического Саратова. Некогда здание в стиле модерн находилось в удовлетворительном состоянии, и являлось выявленным объектом культурного наследия, но как только оно было расселено одним из компаньонов депутата-застройщика, состояние объекта стало вызывать опасение сотрудников ведомства по охране памятников. В 2011 году комитет охраны исторического наследия Саратовской области даже обращался с иском к собственнику о понуждении выполнять охранное обязательство. И иск этот был судом удовлетворён, однако спустя некоторое время владелец исторического здания заказал экспертизу, по итогам которой дом вывели из охранного реестра и очень быстро уничтожили, а теперь на его месте ЗАО «Сарград» ведёт стройку элитного 6-этажного дома.

Примерно то же самое может статься и с домом на Московской, охрану которого должен был осуществлять «Сарград». Во всяком случае, к такому предположению заставляют склоняться все последние события. Судя по недавнему обрушению, строительная фирма не занималась должным образом исполнением полномочий, прописанных в охранном обязательстве, на протяжении ряда лет держа объект в полузаброшенном состоянии. При этом в ряде СМИ есть упоминания, что приобретая Дом художника, Сергей Курихин якобы хотел восстановить его, однако ему якобы помешали претензии городских властей в 2010 году, а двумя годами ходили слухи о том, что новый владелец планирует построить на месте особняка гостиницу.

В любом случае, согласно генеральному плану вид разрешённого использования участка, на котором располагается Дом художника, предусматривает многоэтажное строительство. Так что неудивительно, если в один прекрасный день мы увидим, как на месте окончательно превращённого в руины памятника начнётся возведение какого-нибудь нового объекта коммерческой недвижимости, который будет преподнесён как долгожданный «подарок» городу.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ