18+
суббота, 18 августа
Культура

«Власти не надо лезть в искусство!»

Сергей Пускепалис о запретах и «полицейских методах», амплуа ресторатора и многом другом

  
557
«Власти не надо лезть в искусство!»
Фото: автора

Как мы уже рассказывали, в Саратове проходит XII международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». В этом году председателем жюри кинофорума стал знаменитый актёр и режиссёр Сергей Пускепалис, который тесно связан с Саратовом — здесь Сергей Витауто учился в театральном училище на курсе Юрия Киселёва, а также играл свои первые роли на сцене возглавляемого Юрием Петровичем Театра юного зрителя. В этом году на экраны вышел фильм «Клинч», ставший дебютом Пускепалиса, как кинорежиссёра. Художественная лента, снятая по сценарию другого известного саратовца — драматурга Алексея Слаповского — рассказывает о школьном учителе и его злоключениях после неожиданной встречи с незнакомкой. Организаторы «СарСтрада» решили сделать саратовскую премьеру «Клинча» фильмом закрытия фестиваля, а корреспондент «Свободной прессы» пообщаться с председателем жюри конкурса и задать несколько вопросов о Саратове, свободе творчества и влиянии различных амплуа на творческую карьеру Сергея Пускепалиса.

— Как вы признались в одном интервью, в Саратове Вы пережили 90-е годы. Насколько город изменился с тех пор, как Вы переехали отсюда?

— Что касается изменения города, то мне кажется, как и вся наша страна, которая, я надеюсь, меняется в лучшую сторону, и Саратов развивается определёнными темпами. Что-то меняется, что-то перестраивается — нормальная тенденция. Сказать, что я уехал из одного города и вернулся в другой, не могу. Это такой же Саратов, со своей аурой. Здесь у меня много друзей, здесь у меня много близких. В Саратове прошла моя юность…

— На ваш взгляд, может ли кино и театр в узком смысле, а в широком — искусство вообще, менять мир к лучшему? Ставите ли вы как актёр и режиссёр перед собой эти цели?

— Это очень серьёзный вопрос, но у меня на него очень простой ответ: искусство, театр и всё, что связано с тем, чтобы напомнить человеку о его в первую очередь человеческом значении, о его избранности, скажем так. О том, как ему (точнее — нам всем) в это хочется верить. Именно в этом роль и удел искусства. Если искусство этими вопросами не занимается, значит это не искусство.

— Как вы относитесь к тому, что деятели искусства протаскивают в свои произведения те или иные острые социальные и в особенности политические темы? Стоит ли художнику акцентировать на этих вопросах внимание?

— Естественно. Тут я продолжу ответ на предыдущий вопрос, где я, наверное, не проговорил про то, что у искусства есть ещё одна важная цель — лишать всех нас страха перед окружающим миром, перед действительностью. Древние люди рисовали мамонтов и изображали охоту за ними ради того, чтобы, на мой взгляд, в действительности не было страшно за ними охотиться и добывать себе пищу. Также и сегодня: нужно ставить острые вопросы для того, чтобы определиться, понять, не уходить он них, чётко осознавать своё отношение к ним и, самое главное, не бояться. Мне кажется, это одна из основных функций искусства во все времена.

— Существует ли в современном российском обществе проблема свободы творчества и самовыражения?

— Недавно была известная проблема в Новосибирске. Мне кажется, что она была создана искусственно. Вся эта история стала очень показательной, поскольку она определила ту грань, за которую нельзя переходить власти.

— Вы имеете в виду скандал с «Тангейзером»?

— Да, я имею в виду ситуацию с оперой «Тангейзер», которую в декабре 2014 года на сцене Новосибирского театра поставил мой товарищ, режиссёр Тимофей Кулябин. Это была очень показательная история: власть, я надеюсь, поняла, что не надо лезть в искусство, как и работники культуры, тоже надеюсь, поняли, что такие вопросы надо решать как-то по-другому, не в виде скандала и не топорным методом. Диалог должен существовать в любом случае.

— На открытии фестиваля «Саратовские страдания» после показа фильма Герца Франа и Марии Кравченко «На пороге страха» возникла дискуссия по довольно серьёзному вопросу: стоит ли «очеловечивать» террористов, применительно к картине — израильского праворадикала, который 20 лет назад убил премьер-министра Ицхака Рабина. Кстати, в Израиле этот фильм почти запретили. Во всяком случае, на фестивале документального кино в Иерусалиме, несмотря на протесты кинообщественности, не дали проводить показ на главной площадке мероприятия.

— Полагаю, они зря это сделали, поскольку этот фильм совершенно чётко определяет позицию нормального человека в отношении данного конкретного факта. Есть разные факты, и отношение к ним должно носить не какой-то полицейский, запретительский характер, а человеческий. Та дискуссия, которая возникла на открытии фестиваля «Саратовские страдания» даже не была, собственно говоря, дискуссией. Это был обмен мнениями, а серьёзной полемикой там и не пахло. Просто один человек высказал позицию, начал выступать в том ключе, что не надо так показывать. Но он также, как и героиня этого фильма (репатриантка из России Ларисы Тримвоблер, которая развелась со своим мужем и вышла замуж за находящегося на пожизненном заключении террориста Игаля Амира, — прим. авт.) занимается собой.

— Лет десять назад Вы делали постановку по пьесе Алексея Слаповского «Клинч». Кино с одноимённым названием сильно отличается от вашего театрального детища?

— Отличается кардинально, по выбору изобразительных средств. То театр, а это — кино. Разные меры условности, но смысл и содержание остались прежними.

— Фильм «Клинч» по Вашему — это кино о проблемах образования, о судьбах российской интеллигенции, о старых-добрых отношениях отцов и детей или о чём-то другом?

— Это фильм о совести. Это самая главная тема хорошего русского писательства и любой литературы, как и любого визуально изображённого произведения.

 — С Алексеем Слаповским вы работаете уже лет пятнадцать, если не больше, ставя на сцене, а теперь и экранизируя его произведения. Ваш тандем сложился из-за того, что и Вы, и Алексей Иванович имеете отношение к Саратову и знакомы с того периода, когда жили в нашем городе, или по какой-то другой причине?

— С саратовских времён мы, конечно, знакомы. Я играл в спектакле «Шнурок», который делал по пьесе Алексея Ивановича Володя Яценко, ныне умерший. А потом нас со Слаповским сблизила Москва, а именно Пётр Фоменко. Когда я учился в Российской академии театрального искусства, Пётр Наумович вел у меня семестр современной драматургии, где я выбрал и поставил пьесу Алексея Ивановича «Двадцать семь». С того времени у нас уже началось конкретное сотрудничество.

— Задам несколько провокационный вопрос, который не могу не задать. Несколько лет назад Вы открыли в Москве в районе Чистых прудов ресторан «ГСМ». Как обстоят у Вас дела как у ресторатора? Как ощущаете себя в этом амплуа?

— Увы, но ресторан уже «накрылся»… Произошло это ещё год назад — не выдержали мы некоего кризиса. Но я не могу говорить плохо об «амплуа ресторатора». Это было и было. Это обогатило меня новым опытом, так что даже закрытие ресторана «ГСМ» я воспринимаю с определённым оптимизмом.

— И после этого Вы решили взяться с новыми силами за кинематограф уже как режиссёр?

— Да, я по-новому открыл для себя мир кино. Вроде бы, как я понял, этот мир меня принял, так сказать зачислил и узаконил. За фильм «Клинч» уже есть кое-какие призы. Так в сентябре в Смоленске на VIII Всероссийском кинофестивале актёров-режиссёров «Золотой Феникс» я получил награду за лучший дебют. Потом в Благовещенске на серьёзном фестивале «Амурская осень» мне дали приз за режиссуру — «Золотой журавль».

— Есть ли у Вас новые планы как у кинорежиссёра и не приоткроете ли секрет своих творческих идей в этом направлении?

—  Планы есть, но делиться ими не буду. Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Читайте также

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ