18+
четверг, 18 октября
Культура

К нам едет Болливуд!

Чем нас может порадовать любимое индийское кино

  
654
Сарфараз Алам
Сарфараз Алам (Фото: автора)

Ах, как наша великая страна сходила с ума по этим фильмам! «Танцора диско» с томным Митхуном Чакраборти пересказывали другу другу с горящими глазами, «Ай эм э диско дансер! Та-та-та-та-та!» и «Джимми-Джимми, ача-ача» мурлыкали наши сограждане от мала до велика. Этот фильм побил все рекорды, собрав в прокате 60 миллионов долларов только в России и странах СНГ — такая цифра озвучивается на сегодняшний день.

А Радж Капур в многократно вышибающем слезу «Бродяге»? А «Зита и Гита», показанная аж по телевизору в честь приезда Индиры Ганди в Советский Союз — ведь вся страна припала тогда к экранам! Любовь и коварство, преступление и наказание, и, конечно, музыка, под которую все танцуют, даже когда всё плохо, — эти ленты крутили снова и снова, и казалось, что эпоха индийского кино никогда не закончится…

Тем не менее, со временем наивность этих фильмов, где в финале братья-сестры-дочки-матери обязательно опознавали друг друга по родимым пятнам, а дерущиеся герои успевали упасть до оглушительного звука удара, стала вызывать усмешку — наверное, страна взрослела, переходя из подросткового возраста в юношеский. Кино из Индии перестало быть мегапопулярным, и на смену ему пришли западные боевики с победителями-одиночками Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом.

Однако сегодняшняя ситуация для индийского кинематографа уже не выглядит столь печальной.

— В последнее время мы стали свидетелями возрождающегося в России интереса к индийскому кино, — говорит кинорежиссер Сарфараз Алам, — и это, конечно, очень радует.

И даже председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время визита в Болливуд объяснил секрет популярности индийских фильмов «яркостью и эмоциональностью», отметив, что такие важные качества не позволяют спутать эти картины с другими.

Драма Нандиграма

Фильм «Слезы Нандиграма», который режиссер Сарфараз Алам привез в Уфу в рамках II Международного кинофорума «Рукопожатие», не совсем вписывается в рамки привычных индийских кинокартин — здесь нет песен и танцев. Зато есть настоящая драма.

Индийская деревня рядом с Калькуттой стала лакомым кусочком для американского концерна, боссы которого решили построить в 2008 году рядом с ней химический завод. По соглашению с властями землю выкупили, жители должны были освободить свои дома, взамен им было пообещано жилье во вновь построенных зданиях рядом с химкомбинатом. Деревня красивая, утопает в зелени — эдакий райский уголок — и жители решают за нее бороться. И начинается гражданская война.

Фильм запрещен к показу в Индии — настолько неприглядно в нем показаны властные структуры. В течение девяти месяцев к невыселенцам применяются самые жесткие меры, вплоть до насилия. Но сельчане борются: общее дело объединило их, и люди уже не думают о том, кто к какой религии себя относит.

— Мы жили там всей съемочной группой, 100−150 человек, и условия были самые что ни на есть экстремальные, — рассказывает режиссер. —  Индийская милиция всячески препятствовала съемкам, ломала нашу технику — в фильме есть документальные сцены, подтверждающие страшную действительность. Так что это далеко не типичное индийское кино. Поначалу, конечно, планировались и песни, но я их убрал — ввиду серьезности проблемы.

Господин Алам прекрасно говорит по-русски: он окончил Российский университет дружбы народов и даже выступал в свое время в составе знаменитой команды КВН «Сборная РУДН».

— Я рад, что наш фильм включен в программу кинофорума. В Индии живут и буддисты, и мусульмане, и католики — это страна с древней цивилизацией, и религий у нас много, и потому возможностей для конфликта немало. Но, слава Богу, мы стараемся друг друга понимать. И именно общность помогла героям фильма выстоять — в финале картины меняется власть, и строительство химзавода отменяется. Справедливость торжествует.

Любая звезда хочет в Россию

Это к вопросу о серьезном кино. Что же касается кино развлекательного и столь для нас привычного, о котором говорилось выше, — в Уфу режиссер привез для ознакомления разноплановые картины: в жанре комедии (она же мелодрама), эпик и экшн-муви. Сам Сарфараз Алам считает, что фильмы эти по уровню режиссуры, актерского мастерства и технических качеств ничуть не уступают голливудским:

— Актеры понимают, как важно стремиться к уровню мировых звезд, — говорит он. — Ранбир Капур (внук Раджа Капура), Дибика Падуконе уже сегодня не уступают им в мастерстве. Кстати, эти актеры очень хотят приехать в Россию.

Да-да, наша страна по-прежнему привлекательна для Индии! Режиссер рассказывает, как совсем недавно встречался с Митхуном Чакроборти — знаменитым Джимми, и тот сокрушался, что его «что-то перестали приглашать в Россию». А между тем Сарфараз Алам готов привезти сюда любую звезду Болливуда.

— После того, как в Индии выходит очередной фильм, его смотрит миллиард человек. И наши мужчины в это время обсуждают не футбол — они обсуждают Айшварию Рай или Дибику Падуконе, — смеется режиссер, — такое знаковое это для страны событие. Кино в Индии — это всё. И в России для начала мы готовы отдавать наши картины по очень низкой цене.

На протяжении двух лет Сарфараз Алам проводил в Москве фестивали индийского кино, в которых с удовольствием принимают участие российские звезды, и сегодня он надеется, что India Film Festival Worldwide начнет сотрудничество с российскими компаниями в организации совместных кинопроектов.

— Мы готовы снимать кино и здесь, в Башкирии, с привлечением «локал» — местного населения, местных актеров. Ведь если такой фильм выйдет в прокат, о вас, о вашей республике и об Уфе узнают все — это ли не способ заявить о себе?

Любовь и… драконы

Сейчас режиссер работает над сценарием о Николае Рерихе — нашем художнике-соотечественнике, который отправился в Индию вместе с женой Еленой и влюбился в местную актрису, оставшись с ней в этой удивительной стране. Фигура Рериха выбрана не случайно — в Индии к нему относятся с особым пиететом. Проектом уже заинтересовались продюсеры и в России — настолько интересна личность этого художника, писателя, философа-мистика и путешественника, который на протяжении всей жизни общался с известными индийскими деятелями, и при этом не уставал творить: только серия картин о Гималаях включает более двух тысяч полотен!

— Я хочу избежать политики, показав философию жизни и любовь, — откровенничает режиссер. — Основной лейтмотив ленты — как индийская актриса влюбляется в русского художника, их чувства и переживания…

Задумка с Рерихом — еще не все: в режиссерских планах также съемки фильма на сюжет гоголевского «Вия». Правда, от произведения самого классика здесь уже мало что осталось. И даже похоже, что не осталось совсем ничего:

— Первый фильм вышел в России, собрав около сорока миллионов долларов в российском прокате, второй — в Китае, с Джеки Чаном (здесь, как водится, в ход пошли драконы и спецэффекты). В третьей — индийской части «Вия» будет всё: религия, мифология, Будда, Шива…

До жути интересно — а найдется ли в такой картине место для самого Вия? Что ж, будем считать это интригой…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ