18+
понедельник, 24 июля
Культура

К нам едет Болливуд!

Чем нас может порадовать любимое индийское кино

  
603
Сарфараз Алам
Сарфараз Алам (Фото: автора)

Ах, как наша великая страна сходила с ума по этим фильмам! «Танцора диско» с томным Митхуном Чакраборти пересказывали другу другу с горящими глазами, «Ай эм э диско дансер! Та-та-та-та-та!» и «Джимми-Джимми, ача-ача» мурлыкали наши сограждане от мала до велика. Этот фильм побил все рекорды, собрав в прокате 60 миллионов долларов только в России и странах СНГ — такая цифра озвучивается на сегодняшний день.

А Радж Капур в многократно вышибающем слезу «Бродяге»? А «Зита и Гита», показанная аж по телевизору в честь приезда Индиры Ганди в Советский Союз — ведь вся страна припала тогда к экранам! Любовь и коварство, преступление и наказание, и, конечно, музыка, под которую все танцуют, даже когда всё плохо, — эти ленты крутили снова и снова, и казалось, что эпоха индийского кино никогда не закончится…

Тем не менее, со временем наивность этих фильмов, где в финале братья-сестры-дочки-матери обязательно опознавали друг друга по родимым пятнам, а дерущиеся герои успевали упасть до оглушительного звука удара, стала вызывать усмешку — наверное, страна взрослела, переходя из подросткового возраста в юношеский. Кино из Индии перестало быть мегапопулярным, и на смену ему пришли западные боевики с победителями-одиночками Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом.

Однако сегодняшняя ситуация для индийского кинематографа уже не выглядит столь печальной.

— В последнее время мы стали свидетелями возрождающегося в России интереса к индийскому кино, — говорит кинорежиссер Сарфараз Алам, — и это, конечно, очень радует.

И даже председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время визита в Болливуд объяснил секрет популярности индийских фильмов «яркостью и эмоциональностью», отметив, что такие важные качества не позволяют спутать эти картины с другими.

Драма Нандиграма

Фильм «Слезы Нандиграма», который режиссер Сарфараз Алам привез в Уфу в рамках II Международного кинофорума «Рукопожатие», не совсем вписывается в рамки привычных индийских кинокартин — здесь нет песен и танцев. Зато есть настоящая драма.

Индийская деревня рядом с Калькуттой стала лакомым кусочком для американского концерна, боссы которого решили построить в 2008 году рядом с ней химический завод. По соглашению с властями землю выкупили, жители должны были освободить свои дома, взамен им было пообещано жилье во вновь построенных зданиях рядом с химкомбинатом. Деревня красивая, утопает в зелени — эдакий райский уголок — и жители решают за нее бороться. И начинается гражданская война.

Фильм запрещен к показу в Индии — настолько неприглядно в нем показаны властные структуры. В течение девяти месяцев к невыселенцам применяются самые жесткие меры, вплоть до насилия. Но сельчане борются: общее дело объединило их, и люди уже не думают о том, кто к какой религии себя относит.

— Мы жили там всей съемочной группой, 100−150 человек, и условия были самые что ни на есть экстремальные, — рассказывает режиссер. —  Индийская милиция всячески препятствовала съемкам, ломала нашу технику — в фильме есть документальные сцены, подтверждающие страшную действительность. Так что это далеко не типичное индийское кино. Поначалу, конечно, планировались и песни, но я их убрал — ввиду серьезности проблемы.

Господин Алам прекрасно говорит по-русски: он окончил Российский университет дружбы народов и даже выступал в свое время в составе знаменитой команды КВН «Сборная РУДН».

— Я рад, что наш фильм включен в программу кинофорума. В Индии живут и буддисты, и мусульмане, и католики — это страна с древней цивилизацией, и религий у нас много, и потому возможностей для конфликта немало. Но, слава Богу, мы стараемся друг друга понимать. И именно общность помогла героям фильма выстоять — в финале картины меняется власть, и строительство химзавода отменяется. Справедливость торжествует.

Любая звезда хочет в Россию

Это к вопросу о серьезном кино. Что же касается кино развлекательного и столь для нас привычного, о котором говорилось выше, — в Уфу режиссер привез для ознакомления разноплановые картины: в жанре комедии (она же мелодрама), эпик и экшн-муви. Сам Сарфараз Алам считает, что фильмы эти по уровню режиссуры, актерского мастерства и технических качеств ничуть не уступают голливудским:

— Актеры понимают, как важно стремиться к уровню мировых звезд, — говорит он. — Ранбир Капур (внук Раджа Капура), Дибика Падуконе уже сегодня не уступают им в мастерстве. Кстати, эти актеры очень хотят приехать в Россию.

Да-да, наша страна по-прежнему привлекательна для Индии! Режиссер рассказывает, как совсем недавно встречался с Митхуном Чакроборти — знаменитым Джимми, и тот сокрушался, что его «что-то перестали приглашать в Россию». А между тем Сарфараз Алам готов привезти сюда любую звезду Болливуда.

— После того, как в Индии выходит очередной фильм, его смотрит миллиард человек. И наши мужчины в это время обсуждают не футбол — они обсуждают Айшварию Рай или Дибику Падуконе, — смеется режиссер, — такое знаковое это для страны событие. Кино в Индии — это всё. И в России для начала мы готовы отдавать наши картины по очень низкой цене.

На протяжении двух лет Сарфараз Алам проводил в Москве фестивали индийского кино, в которых с удовольствием принимают участие российские звезды, и сегодня он надеется, что India Film Festival Worldwide начнет сотрудничество с российскими компаниями в организации совместных кинопроектов.

— Мы готовы снимать кино и здесь, в Башкирии, с привлечением «локал» — местного населения, местных актеров. Ведь если такой фильм выйдет в прокат, о вас, о вашей республике и об Уфе узнают все — это ли не способ заявить о себе?

Любовь и… драконы

Сейчас режиссер работает над сценарием о Николае Рерихе — нашем художнике-соотечественнике, который отправился в Индию вместе с женой Еленой и влюбился в местную актрису, оставшись с ней в этой удивительной стране. Фигура Рериха выбрана не случайно — в Индии к нему относятся с особым пиететом. Проектом уже заинтересовались продюсеры и в России — настолько интересна личность этого художника, писателя, философа-мистика и путешественника, который на протяжении всей жизни общался с известными индийскими деятелями, и при этом не уставал творить: только серия картин о Гималаях включает более двух тысяч полотен!

— Я хочу избежать политики, показав философию жизни и любовь, — откровенничает режиссер. — Основной лейтмотив ленты — как индийская актриса влюбляется в русского художника, их чувства и переживания…

Задумка с Рерихом — еще не все: в режиссерских планах также съемки фильма на сюжет гоголевского «Вия». Правда, от произведения самого классика здесь уже мало что осталось. И даже похоже, что не осталось совсем ничего:

— Первый фильм вышел в России, собрав около сорока миллионов долларов в российском прокате, второй — в Китае, с Джеки Чаном (здесь, как водится, в ход пошли драконы и спецэффекты). В третьей — индийской части «Вия» будет всё: религия, мифология, Будда, Шива…

До жути интересно — а найдется ли в такой картине место для самого Вия? Что ж, будем считать это интригой…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ